Урок — путешествие «Изобразительные и выразительные интонации»

Амвросиевская общеобразовательная школа I-III ступеней №6
Амвросиевского района






«Изобразительные и выразительные интонации»
Урок – путешествие
(3 класс)






Учитель - методист музыкального искусства
высшей квалификационной категории
Данильченко Светлана Анатольевна









ТРЕТИЙ КЛАСС.
ЗАДАЧИ ГОДА:
научить детей воспринимать три типа музыкального искусства в
широком значении (песенность, танцевальность, маршевость);
рассмотреть связь музыкальной интонации и разговорной,
рассмотреть интонацию как «ЗЕРНО» музыкального образа.


ТЕМА №2: «ИНТОНАЦИЯ».
Урок № 12.
УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ
«ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИНТОНАЦИИ В
МУЗЫКЕ И ЧТЕНИИ».
Конспект интегрированного нестандартного урока музыки и чтения.
ЗАДАЧА:
воспитывать способность к активной разносторонней деятельности, развивать чуткость к музыке, художественно – творческие способности детей, закрепить понимание изобразительных и выразительных возможностей музыки; работать над усовершенствованием вокально-хоровых навыков.
ОБОРУДОВАНИЕ:
магнитофон, грамзаписи: Я. Дубравина «Добрый день»,
Н.А. Римский – Корсаков «Полет шмеля»,
А. Хачатурян «Танец с саблями»,
Д. Кабалевский «Три подружки».
Иллюстрации шмеля, кукушки, лисицы, медведя, зайца.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:
1.Я. Дубравин. «Дорбый день» (фрагмент).
2. Попевка «Добрый день!» (исполнение).
3.Швейцарская народная песня «Кукушка» (исполнение).
4.Н. А. Римский – Корсаков. «Полет шмеля» (слушание).
5.А. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» (слушание).
6.Д. Кабалевский. «Три подружки» (слушание).
7.Импровизация «Лесные звуки» (СОЧИНЕНИЕ ФРАГМЕНТА ПЕСЕНКИ).
8.Д. Львов – Компанеец. «Дружат дети всей земли» (исполнение).
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ:
1.Игра: «Угадай–ка».
2.В. Суслов. «Шмель» (выразительное чтение стихотворения).
3.С. Есенин. «Пороша» (чтение стихотворения).
4.Иллюстрации (лиса, медведь, кукушка, шмель).

ХОД УРОКА.
Звучит фрагмент песни «Добрый день» Я. Дубравина. Дети заходят в класс.
У. М.
Здравствуйте, ребята!
Какое чувство возникло у вас при слушании песни, когда вы входили в класс?
Д.
Радости, доброты.
У. М.
Конечно, когда человек вас приветствует словами: «Доброе утро, добрый день», он желает вам здоровья, счастья, добра. Будем с вами взаимовежливыми и исполним попевку «ДОБРЫЙ ДЕНЬ».
Исполнение попевки «ДОБРЫЙ ДЕНЬ».
Сегодня у нас необычный урок, потому что вести его будут два учителя. Усаживайтесь поудобнее, мы начинаем увлекательное путешествие к трем подружкам. А вот о том, какие встречи нас ожидают в пути, расскажет музыка и чтение.
У.Н.К.
Первую остановку мы сделаем в лесу на полянке. Кого мы можем встретить в лесу? Ответить на этот вопрос вам поможет игра: «УГАДАЙ-КА».
Комочек пуха, длинное ухо, С веточки на веточку прыгает, резвится
Прыгает ловко, любит морковку. Ловкая, проворная, а не птица.
(ЗАЯЦ. КРОЛИК). (БЕЛКА).
Желтая хозяюшка из лесу пришла, Летом гуляет,
Всех кур пересчитала и в лес унесла. Зимой отдыхает.
(ЛИСИЦА). (МЕДВЕДЬ).
Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду чужим сбуду.
(КУКУШКА).

У.Н.К.
Молодцы! Рассмотрев иллюстрации, опишите кукушку.
(дети описывают кукушку).
У. М.
Об этой обитательнице леса швейцарский народ сочинил песню, которую я вам предлагаю исполнить.

Вокально-хоровая работа: распевки (да, дэ, ди, до, ду; ку-ку )
ИСПОЛНЕНИЕ ШВ.Н.П. «КУКУШКА».
У. М.
Что еще можно услышать в лесу, кого встретить - поможет вам понять музыкальный фрагмент Н. А. Римского - Корсакова. Слушая музыку, обратите внимание на средства музыкальной выразительности и предположите, с кем вас хочет познакомить композитор?
Звучит «Полет шмеля» Н. А. Римского – Корсакова. Д.
Обсуждая музыку, дети выясняют, что изобразительные интонации помогли им узнать Шмеля.
У.Н.К.
Так, дети, вы хорошо проанализировали музыку, а теперь давайте выразительно прочитаем стихотворение В. Суслова «Шмель».

Выразительное чтение стихотворения В. Суслова «ШМЕЛЬ».
В тишине лесной глуши Шепот к Шороху спешит
Шепот к Шороху спешит, Шепот по лесу шуршит.
-- Тише, Шорох, не шурши, навостри – ка уши.
-- Тишину послушай.
-- Слышишь?
-- Слышу.
Две красавицы букашки спать устроились в ромашке
Под простынки влезть хотят, лепестками шелестят.
«Звинь – звинь – звинь – а это Шмель прошмыгнул и сел на ель.
У пчелы – портнихи Шмель шьет хорошую шинель.
Он вернется с этой ели в новой шелковой шинели,
С медной шашкой, в звонких шпорах – и умчится в вышину
У. М.
Вы прекрасно выступили как чтецы, а теперь предлагаю попробовать себя в роли композитора. Представьте, что перед вами лежат строки, на которые вам нужно сочинить музыку. Возьмем отрывок из известного вам стихотворения «ШМЕЛЬ» для будущей песенки «ЗВУКИ ПРИРОДЫ».


Две красавицы букашки
Спать устроились в ромашке.
Под простынки влезть хотят
Лепестками шелестят.
Проговаривая текст, подумайте о характере будущей мелодии.
Д. Проговаривают текст. Решают, что будущая мелодия будет напевной, спокойной, негромкой.

У. М.
Итак, вашему вниманию представляет свою песенку
(выступление детей по желанию).
У. М.
Может быть кто – нибудь из вас в будущем станет прекрасным композитором.
А теперь, ребята, нам придется свернуть с дороги. Здесь опасно. Почему?
Вам расскажет музыка А. Хачатуряна.
Звучит «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна.
Д.
(Обсуждение музыки). Дети услышали изобразительные интонации в музыке,
предупреждающие, что двигаться по этой дороге страшно.
У. М.
Действительно, опасности нам ни к чему. Мы свернули на тропинку и вот чудо – теремок,
где подружки живут. Д. Б. Кабалевский познакомит вас с девочками.
Слушая фортепианные пьесы, обратите внимание на интонации, темп, динамику, характер,
чтобы понять каких девочек изобразил композитор.
Звучит цикл пьес «Три подружки» Д. Кабалевского
Д.
(Обсуждение музыки). Дети пришли к выводу, что композитор с помощью средств
музыкальной выразительности передал не портреты девочек, а их характеры.
Выразительные интонации помогли ребятам безошибочно определить, что подружки
разные по характеру: сердитая, плаксивая и веселая.
У. М.
Молодцы, ребята! Чтобы в природе никто не ссорился; чтобы не сердились и не плакали
подружки, предлагаю в завершении нашего музыкального путешествия исполнить
замечательную песню о дружбе.
Исполнение песни «Дружат дети всей земли».
Сл. В.Викторова муз. Д. Львова – Компанейца

Припев:
Шире круг, шире круг –
Музыка зовет
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.

1.Дружат пчелка и цветок, 2. Дружат птицы в вышине, 3. Дружат солнце и весна,
Дружат лист и мотылек, Дружат рыбы в глубине, Дружат звезды и луна
Дружат реки и леса, Дружат с небом океан, Дружат в море корабли,
Дружат в хоре голоса. Дружат люди разных стран. Дружат дети всей земли.




У.Н.К.

Выставление оценок за выразительное чтение стихотворений.

У. М.
ВЫВОД.
Заслуженные оценки и «памятные нотки» получают начинающие композиторы и
музыкальные критики.
Сегодня, ребята вы все хорошо поработали и осознали, что музыка может изображать
движения, шаги, прыжки, разнообразные звуки, шум окружающего мира,
что выразительные и изобразительные интонации в музыке взаимосвязаны.
Домашнее задание: слушать музыку. Обращать внимание на изобразительные и
выразительные интонации в музыке, на инструменты, которые ее исполняют.
Урок составили:

старший учитель начальных классов высшей категории
Игнатенко Лидия Васильевна
учитель – методист музыкального искусства высшей категории
Данильченко Светлана Анатольевна,
Амвросиевской ОШ I – III ступеней № 6
Амвросиевского района

13PAGE 15


13PAGE 14515