План-конспект урока музыки для 3 класса «Выразительные и изобразительные интонации»


№ слайда Содержание слайда
1 План-конспект урока музыки для учащихся 3 класса (программа «Музыка».)
2 Тема «Выразительные и изобразительные интонации»
3 Цель урока:
Продолжить знакомство с понятием интонация, её качествами: выразительностью и изобразительностью.
Тип урока:
Объяснение нового материала.
Жанр урока:
Тематический.
Вид урока:
Традиционный.
4 Задачи урока:
1)Научить слушать в музыке выразительные и изобразительные интонации, точно придумывать движения к ним;
2)Развивать: слуховое восприятие, чистоту интонирования мелодии в песнях, умение размышлять о музыке;
3)Воспитывать: любовь к музыке, интонационные выразительности.
5 1-й Этап.
Вход в класс под музыку «Вместе весело шагать»
В. Я. Шаинский.
Учебные задачи: передать у движениях характер музыки.
Метод: художественное движение.
Содержание:
-Слушайте внимательно музыку, выполняйте движения, которые она подсказывает! Подпевайте! Внимательно смотрите на экран!
-О чем эта музыка? ( о дружбе)
-А умеете ли вы дружить?
-А вот герои мультфильма дружили песней! Мы с вами тоже подружились, в начале урока, красиво исполняли, дружили с музыкой, точно передавали интонацию.
-Какой «кит» прозвучал в нашем исполнении? (песня- марш)
-Какой характер произведения? (песено-маршевый)
-А какое было у вас настроение? (хорошее, веселое, радостное)
Вывод:
- Под эту песню мы первый раз входили на урок, но она вам знакома. Скажем хором название («Вместе весело шагать»)
-Её композитор Владимир Яковлевич Шаинский- знаменитый детский поэт-песенник.
-А как вы думаете, почему мы начали урок с этой песни? ( потому, что мы дружим, учимся вместе)
Дружба- это теплый ветер,
Дружба- это светлый мир,
Дружба- солнце на рассвете,
Для души веселый пир!
6 2-й Этап.
Проверка домашнего задания.
Учебные задачи: Обобщить жизненно- музыкальный опыт учащихся.
Метод: Анализ мелодии Э.Григ «В пещере горного короля» (Пер Гюнт)
Содержание:
-Посмотрите на экран! Знакома ли вам музыка? (да)
-О чем эта музыка? (о скандинавских сказочных существах)
-Как они называются? (злые духи- тролли, добрые духи- гномы)
-Где они живут? (в горных пещерах)
-Чем они там занимаются? (работают и отдыхают)
-Об этом рассказывает нам музыка!
-Скажем хором название этого произведения! («В пещере горного короля»)
-Кто композитор? (Эдвард Григ)
-Какая интонация преобладает в этой музыке? ( выразительная и изобразительная)
-Встаньте, постройтесь в две шеренги, там где будет происходить движение, мы будем передавать жизнь гномов и троллей в пещере горного короля .Я вам буду показывать, а вы повторяйте!
Вывод:
-Как называется произведение? («В пещере горного короля»)
-Кто композитор? (Эдвард Григ)
-Какую картину мы нарисовали с помощью движений? ( жизнь гномов и троллей в пещере горного короля)
-Значит мы услышали в музыке выразительные и изобразительные интонации.
7 3-й Этап.
Объяснение нового материала
Учебные задачи: Ввести в тему урока, проследить за музыкальными интонациями .Методы: соучастие.
Музыкальный материал: А.Ермолов «Паровоз - Букашка», А. Вивальди «Зима», А.Бабин «Песенка для мам», Ж. Колмогорова «Мама»Содержание:
-Ребята, какую интересную тему мы начали изучать на предыдущем уроке?( «Интонация»)
-Сейчас мы поиграем в игру, в которую играли на прошлом уроке!
-Скажи слово «Да» утвердительно; весело; грустно; зло; мечтательно…
-Молодцы!
- У кого дома есть домашние животные, поднимите руку!
-А как вы с ними разговариваете? На каком языке?
- Посмотрите на экран!
-Собака не знает ни французского, ни английского, ни русского, а что же она понимает? ( интонацию)
-А действия она выполняет потому, что понимает выразительную и изобразительную интонацию, установку к действию, что надо делать!
-Посмотрите, это музыкальный инструмент гитара, он не только формой напоминает человеческое тело, но и может сакрально петь человеческим голосом.
-Я исполню отрывок из романса неизвестного автора, а вы подумайте, какие интонации передает звучание этого замечательного музыкального инструмента.
-Понравилось ли вам звучание гитары? (да)
-Какие чувства вызывала у вас музыка? (тоску, грусть)
-Это все называется выразительной интонацией.
-А можно ли было что-нибудь делать под эту музыку?(нет)
-Изобразительных интонаций здесь не было!
-Выразительные интонации присутствуют всегда в музыке, а изобразительные только тогда, когда это необходимо.
-Тема нашего урока «Выразительные и изобразительные интонации».Мы научимся с вами музыкально выражать интонацию любой детской песни, точно передавать высоту и длительность при пение, ритмично передавать действия с помощью изобразительной интонации.
-Сели правильно, угадайте название песни и её композитора. (Александр Ермолов «Паровоз-Букашка»)
-Определите выразительные и изобразительные интонации.
-Назовите изобразительные интонации ,что они передают?(движение поезда)
-Изобразительные интонации передают действия, движения, помогают раскрыть образ песни, а выразительные ?(передают настроения, чувства, переживания человека)
-Встаньте, исполняем песню, точно передаем интонации.
-Как мы передали интонации?( исполняли весело, изображали движения мчащегося паровоза)
-Какое время года наступает после осени? (зима)
-Посмотрите на экран, какую зиму изображают художники на своих картинах?(солнечную, пасмурную, снежную)
-Определите какую зиму изображает итальянский композитоа Антонии Вивальди в своем цикле «Времена года»?Продумайте движения в изобразительных интонациях.
-Сели правильно, слушаем, определяем выразительные и изобразительные интонации.
-Понравилась ли вам музыка?(да)
-Какая картина относится к этому произведению Вивальди? (снежная)
-Почему вы так решили?(музыка изображает завывание ветра, снегопад)
-Изобразительные интонации мы должны передать в движении.
-Встали, внимательно слушаем музыку выражаем свои чувства с помощью пластических движений рук.
-Как называется произведение?( «Зима»)
-Кто композитор?(Антонии Вивальди)
-Антонии Вивальди писал свою музыку для самого человечного инструмента- скрипки.
- На прошлом уроке мы начали разучивать очень красивую песню композитора Александра Бабина.
-Давайте вспомним эту песню.
-Как называется песня? («Песенка для мам»)
-Кто композитор?( Александр Бабин)
-Мы с вами сегодня продолжем разучивать эту песню.
-Послушайте первый куплет .-Разучиваем первую фразу.
Наступает праздник наших мам, целый день для мамы дорогой.
-Повторим хором.
-Исполняем.
-Вторая фраза.
Рано мы проснемся, маме улыбнемся, будет счастлив человек родной.
-Повторяем.
-Исполняем обе фразы вместе.
-Слушаем третью фразу.
Поздравляем бабушек своих, ведь они же мамы наших мам.
-Повторяем.
-Исполняем.
-Четвертая фраза.
Крепко обнимаем, песню напеваем, мы так рады очень рады вам.
-Повторяем.
-Исполняем первый куплет.
-Молодцы!
-Эту песню мы продолжим изучать на следующих уроках, а сейчас мы познакомимся еще с одной красивой песней композитора Жанны Колмогоровой « Мама».
-Сели правильно, внимательно слушаем.
-Понравилась ли вам песня? (да)
-Как она называется? («Мама»)
-Кто композитор?(Жанна Колмогорова)
-Мы с вами начнем разучивать эту песню.
-Послушайте первый куплет.
-Слушаем слова первой фразы.
Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих, мне они заменят солнце.
-Повторяем хором.
-Исполняем.
-Слушаем вторую.
Мир, поверь мне, существует лишь для нас двоих, солнышко в тебе смеется.
-Повторяем.
-Исполняем.
-Исполняем первый куплет.
-Молодцы!
-Как называется песня?(«Мама»)
-Кто композитор?(Жанна Колмогорова)
8 4-й Этап.
Вывод по уроку.
Учебные задачи: Что нам показывают выразительные и изобразительные интонации?
Метод: погружения(анализ сведений, обобщение).
Содержание:
-Прочитайте тему нашего урока! «Выразительные и изобразительные интонации»
-Что нам показывают выразительные интонации? (чувства)
-Что показывают изобразительные интонации? (движения, действия в музыке)
9 5-й Этап.
Домашнее задание.
Учебные задачи: Нарисовать рисунок к произведению А. Вивальди «Зима» («Времена года»),рассказать о нем.
Метод: соучастие.
Содержание:
-Домашним заданием вам будет нарисовать рисунок к произведению А. Вивальди «Зима» («Времена года»),рассказать о нем.
10 6-й Этап.
Выход из класса под музыку «Вместе весело шагать»
В. Я. Шаинский.
Учебные задачи: передать у движениях характер музыки.
Метод: художественное движение.
Содержание:
-Встаньте, маршируем, подпеваем!
-Выходим из класса!
11 Результат:
Уметь различать в музыке выразительные и изобразительные интонации.
12 Дидактическое обеспечение:
Музыкальный материал;
Стихи о дружбе;
Картины о зиме;
Музыкальный инструмент - гитара;
Компьютерная презентация.