Конспект урока по русскому языку на тему Изобразительные средства языка


УД : Русский язык
Тема: изобразительно-выразительные средства языка
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Результаты:
-личностные:
Л1 -воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
Л2 - способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
Л3 - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования
-метапредметные:
М1 - владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
предметные:
П1 - сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
П2 - сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Цель урока: актуализация и обобщение знаний студентов об изобразительно-выразительных средствах языка
Задачи урока:
обучающие: формирование навыков работы с выразительными средствами языка
- развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, и делать выводы; развитие качеств личности – трудолюбие, аккуратность.
- воспитательные : воспитание стремления к достижению поставленной цели; формирование и закрепление в сознании студентов бережного отношения к русскому языку, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи
Методические приемы: «Хорошо-плохо», «Реклама», прием рефлексии «Фразеологизмы или пословицы»
Формы: фронтальная, групповая, парная
Оборудование: компьютер учителя, экран, проектор, ЭОР (презентация, задания, иллюстрации).
Сценарий урока
1.Приветствие
- Добрый день! Рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке. Я уверена, что наше сотрудничество будет плодотворным и успешным. Всем удачи и внимание на слайд. (1 слайд) На слайде 2 предложения
2. Формулирование темы, целеполагание.
- Повар-кондитер – специалист, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания.
- Повар-кондитер, как волшебник, создает из обычных продуктов сказочные блюда, шедевры вкуса
- Прочитайте и сравните предложения.
- В чем вы видите сходство, а в чем различие? (первое - излагает факты, дает информацию, второе - отличается образностью, выразительностью, использованы изобразительно-выразительные средства)
- Сформулируйте тему урока. (ИВС языка) (2 слайд)
- Открываем тетради и записываем дату и тему урока
-Какие вы знаете средства выразительности языка? (Тропы и фигуры речи)
- Как часто вы употребляете в своей речи средства выразительности языка?
- Как вы думаете, ваша речь богата выразительными средствами? (нет)
- Тогда определите цель урока
Цель урока - научиться использовать выразительные средства языка в речи (пишу на доске)
2. Актуализация опорных знаний. (Работа в парах) (Приложение 1)
- Для того чтобы научиться употреблять в речи ивс, нам необходимо вспомнить определения тропов и фигур речи.
- У вас на столах лежат по 2 карточки одного цвета, они вас объединят в пары. Вы поочередно зададите друг другу по 4 вопроса на знание выразительных средств. Вы должны оценить друг друга. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Баллы ставьте в тетрадях на полях.
- Как успехи?
- А сейчас закрепим знания примерами. (Фронтальная работа над примерами).(слайды 3-7)На слайдах примеры.
3. Видеоролик "Хлеб - всему голова"
- Тропы и фигуры речи делают нашу речь красивой, выразительной, богатой, живой и эмоциональной. Человек, владеющий образной и выразительной речью производит выгодное впечатление, он чаще добивается поставленной цели и более успешен в профессиональной деятельности.
- Перед вами видеофрагмент. Обратите внимание на речь рассказчика. Каким образом он привлекает наше внимание? Как он описывает нашу главную еду - хлеб?
- Поделитесь впечатлениями об увиденном. Какие использует выступающий выразительные средства?
4. Творческая работа (Приложение 2)
- Предлагаю вам творческую работу в группах. Выберите кондитерское изделие. Напишите презентацию-рекламу (придумайте текст ) вашего продукта, добавляя справочный материал, (Группы выбирают – торт, пирожное, десерт, печенье. Получают справочный материал.) (Слайды 8-11)
Защита реклам. Оценивание.
5. Подведение итога урока
Беседа педагога с группой.
- Какую цель мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Какой делают нашу речь тропы и фигуры речи? Заключительное слово педагога
- Знания тропов и фигур речи позволят более красиво и образно говорить не только на уроке, но и в жизни, красивая речь выделяет человека из толпы и является одним из условий успешности и конкурентоспособности современного человека.
Рефлексия «Фразеологизмы или пословицы» (12 слайд)
- Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
- слышал краем уха
- шевелил мозгами
- работал в поте лица
- открыл Америку
- ученье свет, неученье – тьма
- намотал себе на ус
- хоть трава не расти
- Кто сегодня на уроке шевелил мозгами, а кто намотал себе на ус?
- Чтобы сделать свою речь грамотной и красивой нужно ее тренировать. Предлагаю вам 8 советов, как сделать свою речь грамотной и красивой.(Приложение 3)
Выставление оценок
Приложение 1.
Карточки для работы в парах
Ваш вопрос Примерный ответ
Что такое эпитет?  Определение при слове, влияющее на его выразительность, обычно выраженное прилагательным
Что такое литота? Образное выражение в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления.
Что такое сравнение? Троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные свойства.
Что такое ирония? Троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
Карточки для работы в парах
Ваш вопрос Примерный ответ
Что такое метафора? Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака, то, чего не бывает
Что такое олицетворение? Приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым
Что такое гипербола?  Стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.
Что такое перифраз? Замена названия предмета описанием существенных его черт и признаков (например, страна восходящего солнца - Япония)
Приложение 2.
Творческая работа
Напишите презентацию ( рекламу) вашего кондитерского изделия, состоящую из 4-5 предложений, дополняя выразительными средствами из справочного материала.
Реклама должна быть яркой и привлекательной.
Распределите роли в группе:
Редактор – лидер группы (организует работу)
Секретарь – пишет, оформляет рекламу
Таймер – следит за временем(успеть за 5 минут)
Докладчик – выступает с презентацией -рекламой
Подготовьте выступление с презентацией-рекламой
Справочный материал:
Эпитеты – божественный вкус, райское наслаждение, нежное прикосновение, воздушный кекс,
Сравнения - как чудо, как невеста, словно букет, будто праздник
Олицетворения – тает во рту, наслаждает видом, стучится в дверь, украшает вечер, озаряет , оживляет, поднимает настроение
Гипербола – в сто раз вкуснее, в тысячи раз красивее, миллионы пузырьков и т.д.
Приложение 3.
8 советов, как сделать свою речь
грамотной и красивой
Больше читайте.
Избавьтесь от слов-паразитов.
“Ну это самое”, “как бы”, “типа”, “ну…”
Не употребляйте в речи мат.
Мат – это показатель низкого культурного уровня.
Следите за темпом речи.
Она не должна быть монотонной. Паузой выделяйте главные моменты разговора. Она должна быть уместна и не затянута.
Используйте в своей речи сравнения, метафоры (скрытые сравнения), образные выражения, поговорки.
Пополняйте словарный запас, черпайте информацию отовсюду – из книг, статей, фильмов. Запоминайте яркие фразы, словосочетания, интересные речевые обороты. Записывайте их в блокнот, используйте в повседневной речи.
Узнавайте значение незнакомых слов, обращая внимание на правильное ударение, тренируйте их произношение.
Не употребляйте в речи слов, значения которых вы не знаете или же знаете приблизительно.