ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А.С.ПУШКИНА


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«ЧУВСТВА ДОБРЫЕ» В «СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ» А.С.ПУШКИНА



ФИО (полностью):
Мартынюк Елена Олеговна


Место работы:
Муниципальное образовательное учреждение «Новодвинская гимназия»


Должность:
Учитель русского языка и литературы


Предмет:
Литература


Класс:
5 класс


Тема и номер урока в теме:
«Чувства добрые» в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Урок №2


Базовый учебник:

Г.С.Меркин. Литература. Учебник для 5 класса в 2 частях


Цель урока: создать атмосферу, способствующую пониманию смысла термина «целомудрие» через чтение сказки Пушкина.
9. Задачи:
- обучающие: внимательно прочитать текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина, повторить лексическое значение устаревших слов из сказки, продолжить обучение анализу образов литературного произведения, познакомиться со значением слова «целомудрие»;
- развивающие: развивать способность вдумчивого чтения, анализа литературного текста;
- воспитательные: способствовать формированию позитивного отношения к традиционным нравственным ценностям русского народа.

Тип урока: анализ художественного текста, обобщение
Формы работы учащихся: групповая, парная
Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, 3 ноутбука для работы учащихся
Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название
используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
5
6
7

1.
Организационный момент











№1.
Иллюстрация. Д.Белюкин. А.С.Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны



Учитель начинает урок: «Здравствуйте, ребята! Занимайте свои места.
Расскажите, пожалуйста, тем детям, которые не присутствовали на предыдущих уроках из-за болезни (поездки, соревнований и др.), какое развлечение и одновременно разрядку для глаз мы нашли?

- Думаю, что эти картинки могут сослужить нам хорошую службу. Ещё вспомним, как на прошлом уроке разбирали стихотворение «Няне» (Учитель показывает иллюстрации на проекторе). Читали мы про спицы, а «видели» чувства Арины Родионовны. Скажите, похоже на 3D-картинки? Чем?»

Дети садятся за парты, слушают учителя.



Отвечают учителю:
- Рассматривание 3D – картинок; чтобы увидеть истинное изображение, нужно поменять угол зрения.


Рассматривают иллюстрацию, вспоминают материал прошлого урока.
(рабочая тетрадь, стр. 48)
Отвечают учителю:
- Видим или читаем одно – а за ним кроется что-то другое. Но только если с картинкой работают глаза, то при расшифровке стихотворения работает ум, душа – ведь мы вместе с Пушкиным переживали за няню.
4 мин.

2.
Целеполагание

№ 2.
Портрет А. С. Пушкина работы художника П. Ф. Соколова. 1836 г
Учитель продолжает: «А давайте попробуем и «Сказку о мертвой царевне», о которой мы немножко уже говорили на прошлом уроке, так же рассмотреть? Конечно, сказка большая и там увидеть можно много, но я бы предложила вам остановиться на том, чем сам поэт гордился и писал об этом почти в конце своей жизни (в то время он выглядел так, как вы видите на портрете художника П.Соколова)» Учитель показывает проекцию портрета и то, что написано на доске.
Оформление доски:
(центр):
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал»
(1836 г.)
Задачки (за оборотом):
Поучиться смотреть «другими глазами».
Подумать, кто такие «люди добрые».
Узнать 1 новое слово.
Знакомятся с портретом Пушкина, читают с учителем тему урока. Вслух читают задачи урока.
2 мин.

3.
Проверка домашнего задания
№ 3
В. Назарук. Иллюстрация к «Сказке о Мертвой царевне» Царевна перед теремом семи богатырей
Чтобы решить задачу №3, проверим домашнее задание (стр. 49 – 50 в РТ, словарная работа). Проверим лишь некоторые слова: терем, клюка, трезвонить, кручиниться.
Учитель задает вопрос: «Какое слово из дом. упражнения обозначает доброе качество человека? (кротость) Кто им обладал? (царевна)». Обращаемся к образу царевны. Учитель предлагает рассмотреть проекцию иллюстрации к сказке.

Открывают рабочие тетради, зачитывают определения слов из домашнего упражнения. Отвечают на вопросы учителя. рассматривают иллюстрацию.


4.
Анализ художественного текста

№ 4
Текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина








































№ 5
Отрывок из мультфильма «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (1951 г. Союзмультфильм)
Учитель предлагает открыть учебник на стр. 104, прочитать отрывок со слов «И царевна очутилась в светлой горнице» Одновременно этот отрывок проецируется на экран.
Учитель задает вопросы: «Почему царевна решила, что здесь живут добрые люди? Посмотрите на текст «другими» глазами, как на 3D-картинку, постарайтесь увидеть то, что думала царевна». (Если у детей возникнет вопрос, то пояснить значение слова «под святыми»).
Учитель предлагает объяснить выражение «Знать, не будет ей обидно». Учитель предлагает продолжить чтение и ответить на вопросы: «Что делает царевна в чужом доме? Зачем «засветила Богу свечку» – предположите, о чем она молилась?


Учитель предлагает прочитать дальше про себя и ответить на вопросы: «Оправдали ли богатыри надежды царевны? Как они себя вели при встрече? А царевна? Почему она покраснела?»

Учитель обращает детей к образам богатырей, спрашивает, кто такие богатыри, чем они занимаются? Учитель просит зачитать отрывок на стр.108, одновременно проецируя текст на доске. Задает вопросы о том, где живут сарацины, татары, пятигорские черкесы. Показывает на карте России эти места.





Учитель предлагает посмотреть на богатырей с другой стороны: «Какой эпизод говорит нам о том, что эти славные вояки робеют перед тихой девушкой? (сватовство) Почему робеют? А какова в этом эпизоде царевна?» Учитель предлагает сделать вывод о нравственных качествах героев.




Учитель предлагает «перепрыгнуть» по содержанию сказки и обратиться к эпизоду, когда королевич находит свою невесту. Просмотр отрывка из мультфильма. Учитель предлагает сравнить мультфильм и текст сказки и ответить, в чем разница. (Стр.117)


Учитель задает вопросы: «Почему влюбленные не целуются? Что или кто мешает им?»



Когда дети придут к этому выводу, учитель говорит о том, что такое качество людей и есть целомудрие - слово, значение которого надо узнать.
Дети читают текст, отвечают на вопросы учителя. Выясняют, почему царевна не боялась находиться в чужом доме – по тексту видно, что здесь жили люди, верящие в Бога, т.е. с нравственными законами в душе, которые не могут обидеть странников и беззащитных людей.


Дети отвечают, что выражение «перевернутое» - т.е. царевну не обидят.
Дети рассуждают, о чем могла молиться царевна, задумываясь о ее душевном состоянии, которое у Пушкина в тексте «не видно».

Отвечая на вопрос учителя, зачитывают доказательства из текста.



Отвечают на вопросы учителя. Читают предложенный отрывок. Дети отмечают, что богатыри – это отважные «пограничники» Руси, они бывают за один день в разных местах страны – это элементы сказки. Делают вывод о том, что границы сказки раздвигаются – не могла царевна уйти так далеко по лесу на границу Руси и попасть на богатырскую пограничную заставу.

Дети ищут в тексте эпизод сватовства. Отвечают на вопросы учителя: «Робеют богатыри, потому что боятся обидеть даже словом, чувствуя свою силищу – потому что грех обижать слабых, тем более девушек. Царевна же хранит верность жениху, хотя даже и не знает, ищет ли ее Елисей».
Дети делают вывод о том, что герои сказки – действительно «добрые» люди, руководствующиеся в своей жизни нравственными законами.

Дети сравнивают мультфильм и текст и делают вывод, что сказка Пушкина «скромнее» - королевич Елисей не целует мертвую царевну, а падает на гроб в слезах и разбивает его, от чего царевна просыпается. Зачитывают этот эпизод.


Дети «смотрят сквозь текст» и видят чувство стыда, которое властвует над душами влюбленных, их «видит» Бог. Они рыдают от счастья, что встретились.



20 мин.

5.
Итоги урока

№ 6
Поиск значения слова «целомудрие» в электронных словарях




















№7
Тест «Проверьте знание сказок А.С.Пушкина»

Учитель просит открыть рабочие тетради и обратиться к словарной работе из дом. задания. (Последнее слово – целомудрие. Стр.50 РТ). Чтобы верно определить значение этого сложного слова, организует работу в группах со словарями.
Учитель подводя итог, показывает еще раз 3D-рисунок, текст сказки и вызывает 1 ребенка к доске: «А теперь вам последнее задание: рисунок – текст – ребенок. Мы научились смотреть другими глазами на рисунки, тексты Проанализируйте этот ряд. Что можно сказать о нем?» Учителю важно получить ответ: «На человека тоже надо смотреть особенно, т.к.в нем скрыта душа, её надо увидеть». учитель организует момент осознания: «Закройте глазки, почувствуйте, какая в вас душа теплая, добрая. Не мучайте ее плохими словами и поступками, берегите ее».
После паузы, если позволяет время, проводится тест по сказкам Пушкина.


- Группы по 2- 3 человека работают с ноутбуками: в электронных словарях ищут и зачитывают значение слова «целомудрие». Обобщают разные значения, формулируют вариант для записи в рабочую тетрадь: «Целомудрие – строгая нравственность, чистота; цельное знание о мире».
- Анализируют, думают, предлагают варианты ответов, приходят к общему мнению.














- Отвечают на вопросы теста, оценивают свои знания
10 мин.

6.
Домашнее задание

Учитель предлагает записать домашнее задание на следующий урок стр.50 №6 РТ.

Записывают домашнее задание в дневник
1 мин.


Приложение к плану-конспекту урока
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Название ресурса
Тип, вид ресурса
(информационный, практический, контрольный)
Форма предъявления
информации
(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Д. Белюкин. 1985 г А. С. Пушкин в Михайловском в домике у Арины Родионовны

Информационный
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

2
Портрет А. С. Пушкина работы художника П. Ф. Соколова. 1836 г
Информационный
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3
В. Назарук. Царевна перед теремом семи богатырей
Информационный
Иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


4
Текст «Сказки о мертвой царевне т семи богатырях» А.С.Пушкина
Информационный
Текст
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


5
Отрывок из мультфильма «Сказки о мертвой царевне т семи богатырях» (1951 г. Союзмультфильм)
Информационный
Видеофрагмент
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6
Значение слова «целомудрие»
Практический (поиск слова в электронном словаре)
Словарные статьи
http://www.edudic.ru/search/ (Ожегов С.И.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (под ред. А.П.Евгеньевой)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (под ред. В.В.Виноградова)

7
Тест «Проверьте знание сказок А.С.Пушкина»
Контрольный
Тест
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315