Конспект урока по литературному чтению на тему руская народная сказка Лиса и журавль 2 класс


Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе. Тема "Лиса и журавль", русская народная сказка
Учитель: Смаилова Жаксыгуль Сергеевна
Цель: познакомить учащихся со сказкой “Лиса и журавль”, закрепить знания о видах сказок.
Задачи:
познакомить с русской народной сказкой “Лиса и журавль”;
развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
развивать навык выразительного чтения по ролям;
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, карточки со словами, с пословицами.
План
Организационный момент
Изучение нового материала
Работа с текстом
Физкультминутка
Первичное закрепление
Итог урока
Домашнее задание
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель:- Здравтвуйте ребята, прозвенел звонок и мы начинаем урок.Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! (Учитель рукой показывает, что можно сесть)
2. Изучение нового материала.
Учитель: “Жили были…..”, “В некотором царстве, в некотором государстве...” Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.
- Ребята мы с вами отправимся в мир сказок!
Нет человека, который не рассказывал или не читал сказку.
Учитель:- А что такое сказка?
Дети: сказка-это мир где живут разные герои.
Учитель: Да, ребята! В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в тот сказочный мир, где живут эти герои.
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку (записано на доске): “Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”.
Учитель: - Как вы понимаете эти слова?
Дети: -Хоть сказка и выдуманная, но она учит нас доброму
Учитель: Верно, ребята! Сказки бывают разные.
сказки делятся на :
Народные и авторские.
Учитель:- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор народ.
- Что это значит? Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили на этой же земле, на которой живем мы. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек не только хорошо ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и в свою очередь рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.
Волшебные, о животных, бытовые.
- Есть волшебные или фантастические.
- Какие герои встречаются в таких сказках?
Дети: Баба Яга, Кощей Бессмертный.
Учитель: Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.
Волшебная сказка зародилась очень давно.
-Есть сказки бытовые.
Учитель: -Какова же особенность этих сказок? В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.
-Сказки о животных.
Учитель: -Ребята, поднимите руку у кого много друзей.
(Дети поднимают руки)
Учитель:- А часто ли вы ходите к ним в гости?Дети: Да(не очень)
Учитель: - А вы сами любите принимать гостей?Дети: - Да
Учитель:- А бывает, что некоторые люди, желая развлечь своих гостей, приглашают настоящих специалистов по организации и проведению праздников. Их профессии называются тамада и аниматор. Особенно востребованы они стали в настоящее время. Может, кто-то из вас в будущем остановит свой выбор на одной из таких профессий.
Учитель: - Как вы считаете, случаен ли сегодня наш разговор о гостях? А сегодня мы прочитаем русскую народную сказку о том, какое гостеприимство оказала лиса своему гостю. Сегодня у нас в гостях Лиса. Опишите ее. (иллюстрация на доске)
Дети:- Лиса- хитрая, рыжая, хвост пушистый, умная, обманщица
Учитель- Какие сказки, о лисе вы знаете?
Дети:- (Перечисляют)
Учитель: Лиса хитрая, но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.
Сегодня мы познакомимся с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.
3.Работа с текстом.
Учитель:- Понравилась вам сказка? Чем особенно?
Дети:- да, интересная
Учитель:- Какая эта сказка?
Дети:- сказка о Животных
Учитель:- Кто является главными героями?
Дети:- лиса и журавль
Журавль это красивая птица (показ картинки). Опишите ее.
Учитель:- Каков журавль в этой сказке?
Дети:- умный
Учитель: В сказке лиса хочет перехитрить журавля. Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?
Дети:- не удалось, журавль оказался умнее
Учитель:- Верно, ребята! А теперь давайте прочтем сказку самостоятельно.
4.Физкультминутка.
- Я называю пословицы. Если они подходят к этой сказке, вы шагаете и поднимаете руки вверх, если нет - стоите спокойно.
*Что есть в печи, все на стол неси.
Делу время, потехе
*За добро добром платят.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
*Хороший гость дому радость.
*Гостю щи не жалей, а побольше лей.
*Умей в гости звать, умей и угощать.
5.Первичное закрепление
Учитель- Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?
Дети: "Как аукнулось, так и откликнулось."это значит как ты относишься к другим так и они к тебе относятся...
Учитель:- К кому из наших героев можно отнести эти пословицы? Почему?
Каков гость, таково ему и угощение.
На что и звать, коли нечего дать.
Не потчуй меня тем, чего я не ем.
Учитель:- А какой фразой начинается сказка?
Дети:- сказка начинается с фразы"Лиса с журавлем подружилась"
Учитель- Какое угощение приготовила лиса журавлю?
Дети:- Каша.
Учитель:- Получился ли званый пир?
Дети:- Нет,
Учитель: - Почему лиса решила угостить журавля?
Дети: - Лиса хотела, сама полакомится угощением журавля.
Учитель: - Каким здесь показан журавль?
Дети: - Продуманным, умным.
Учитель: - Что получилось с ее планом?
Дети: - Её план, не вышел
Учитель: - Почему лиса перестала дружить с журавлем?
Дети: - потому что журавль перехитрил лису.
Учитель: - Была ли это настоящая дружба?
Дети: Нет
Учитель: -а теперь давайте распределимся по ролям и прочитаем сказку.
Чтение сказки по ролям.
6. Итог урока.
Учитель: Чему учит нас эта сказка?
Дети: учит уму, не быть скупым и жадным.
Учитель: Правильно, ребята! Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.
7. Домашнее задание.
Учитель: Дома вы перечитайте сказку еще раз. Постарайтесь близко к тексту запомнить речь персонажей. На следующем уроке мы разыграем мини спектакль.