Конспект занятия Путешествие в сказку Гуси-лебеди


Занятие предназначено для детей с общим недоразвитием речи III уровня (со стертой формой дизартрии, открытой ринолалией, поэтому для них так важно использовать в процессе занятия фонопедические упражнения, элементы биоэнергопластики, логоритмики).
Занятие проводится в ДОУ № 2 г.Харцызска Донецкой Народной Республики.
Учитель-логопед Мануйленко Светлана Евгеньевна.
Конспект занятия «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди» с детьми логопедической группы, имеющими общее недоразвитие речи III уровня.
Цель занятия:
Расширять словарный запас детей, активизировать словарь словами-антонимами, упражнять в подборе действий (глаголов) и признаков (прилагательных) к словам. Развивать умение вступать в диалог, отвечать на вопросы. Уточнить качественные признаки фруктов (яблоки), закрепить умение употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты.
Продолжать учить читать слоги с изученными буквами, упражнять в умении выделять первый и последний звуки в словах, очередность звуков. Развивать высоту и силу голоса. Совершенствовать, координацию движений, сопряженные движения пальцев рук.
Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей, щадящим способом корректировать эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: застенчивость и неуверенность в себе.
Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление. Воспитывать у детей интерес к занятию путём использования элементов сказкотерапии и яркого наглядного материала.
Используемые здоровьесберегающие технологии: элементы сказкотерапии, игровые ситуации, логоритмика, биоэнергопластика, фонопедические упражнения.
Оборудование: макет печи, яблоньки, избушки, синяя ткань (речка), картинки яблок с заданиями, большое яблоко, «камешки» с заданиями, аудиозапись, фонограмма, сказочные персонажи: Машенька, Печка, Речка, Яблоня, Баба Яга, Гуси (два ребенка в костюмах гусей).
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», беседа по сказке, рассматривание иллюстраций к сказке, изготовление дидактического материала.
Ход занятия:
Логопед: «Ребята, я хочу пригласить вас в необычное путешествие. Путешествие в сказку. А как можно попасть в сказку?»
- (закрыть глаза, помечтать, с помощью волшебной палочки и т.д.).
Логопед: «Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в сказку. А вот в какую, вы догадайтесь сами».
Фонограмма (летят гуси-лебеди)
Логопед: «Закройте глаза и медленно повернитесь вокруг себя один раз».
Звучит музыка «В гостях у сказки», логопед прикасается к детям «волшебной палочкой».
Логопед: «Глазки закрываем: раз, два, три. Сказка оживает - внимательно смотри!» (дети открывают глаза).
Игровая ситуация с девочкой Машенькой.
Машенька встречает детей и просит найти своего братца Ванечку. Она посадила его поиграть, как вдруг налетели гуси-лебеди, подхватили Иванушку и унесли далеко – далеко к Бабе Яге.
Логопед: «Ребята, поможем Машеньке? Ну, тогда отправляемся в путь». (Дети идут друг за другом по залу).
Логопед: «А вот и печка у нас на пути. Ребята, давайте спросим печку, где искать Иванушку».
Логопед и дети: «Печка, печка, выручай, где искать Иванушку, отвечай».
Печка: «Пых-пых. Рада вам помочь, да жар во мне уж еле дышит, вы подбросьте-ка мне дровишек. Ато сил нет и говорить тяжело».
Логопед: «Ребята, поможем печке? Наколем дровишек?»
Логоритмика: «Пилим, пилим мы бревно»
Логопед вместе с детьми:
«Мы сейчас бревно распилим, (имитация распиливания дров)
Пилим-пилим, пилим-пилим,
Пилим-пилим мы бревно,
Ох, и длинное оно. (Вытираем пот со лба)
А теперь мы дров наколем: (взмах топором вверх / наклон вниз)
Колем-колем, колем-колем.
Раз и два, раз и два, (взмах топором вверх / наклон вниз)
Вот и нарубили мы дрова».(Разводим руки в стороны, показ)
Печка: «Спасибо, ребята, помогли мне. Теперь так и хочется мне что-нибудь вам испечь».
Логопед: «Дети, а что можно испечь в печи?»
- (хлеб, кексы, плюшки, булочки, беляши, пироги, пирожки, блины)
Логопед: «Но ведь для того, чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Замесим?»
Биоэнергопластика «Месим тесто» (сопряженные движения пальцев рук)
«Месим тесто»(толкаем языком то одну щечку, то другую;
сжимаем и разжимаем кулачки, имитируя замес теста).
«Раскатываем тесто»(с силой проталкиваем язык через зубы и втягиваемобратно в рот; руки вытягиваем вперед, пальцы
выпрямлены; сгибая руки в локтях, прижимаем
сжатые кулачки к груди).
«Лепешка»(держим язык широкой лопаткой; показываемраскрытые ладони рук).
«Кладем начинку»(заворачиваем края языка к верхним зубам; пальцысжимаем в кулачок).
«Печем пирожки»(надуваем щеки и медленно выпускаем воздух черезгубы: «пух-х-х»; разжимаем пальцы рук).
«Вкусный пирожок»(облизываем верхнюю и нижнюю губу, поглаживаемрукой живот).
Печка: «Вот молодцы, ребятки! И тесто замесили, и пироги испекли, и подкрепились в путь-дорожку. Идите теперь к яблоньке, она на самой опушке леса растет. Она вам дорогу дальше укажет».
Логопед: «А вот и яблонька. Веточки зеленые до земли склонила, яблочки тяжелые стряхнуть она не в силах».
Логопед и дети: «Здравствуй, яблонька. Яблонька, милая, выручай, где искать нам Ванечку, отвечай».
Яблонька: «Тяжело мне яблочки на ветвях держать.
Помогите мне скорей, сорвите яблочки с ветвей.
Помогу и я вам Ванечку отыскать».
Логопед: «Ребята, давайте поможем яблоньке, сорвем яблочки».
Дети «срывают» по яблочку с яблоньки.
Логопед: «А яблочки-то непростые, они, оказываются, с секретом. Ну-ка, читайте, что написано на яблочках».
Дети читают слоги, слова, написанные на обратной стороне яблочек. Выборочно выделяют первый, последний звук в слове, очередность звуков.
(Слоги, слова: АМ, ПА, ОП, АТ, ТУ, КА, ОК, ТУК, КОТ, МАК, МУКА, КАП).
Яблонька: «Молодцы ребята, а теперь я дам вам яблочко, а вы в игру с ним поиграйте, да какое оно, называйте».
Игра «Скажи, какое».
Логопед: «Яблочко золотое, яблочко наливное, по рукам катилось и остановилось. Быстро яблочко бери, какое оно, говори». (Дети передают яблоко из рук в руки и называют, какое яблочко по форме, величине, цвету, запаху, вкусу).
Яблоня: «Спасибо, ребята, помогли мне, сорвали мои яблочки. А теперь вы ступайте прямо к речке, она и подскажет вам дорогу дальше».
Логопед: «Пошли дети по лесной тропинке. А дорога далека, а дорога нелегка».
Фонопедическое упражнение «Лес»
Логопед вместе с детьми выполняют:
«Скрипит старое дерево» (произносят: «А-а-а-а» штро-бас на связках) 3р.«Воет ветер в кроне деревьев» (пропевают: «У-у-у», делая glissando от самого
низкого до самого высокого регистра) 3р.
«Кружатся листья на ветру»(кружатся, произнося: «О-о-о» на выдохе с
круговыми движениями рук) 3р.
«Падают на землю
острые иголки с елок»(произносят: «А-а-а» в разных регистрах споказом высоты звука рукой) 3р.
«Квакают
на лесном болоте лягушки»(произносят: «Ква-а-а» в низком регистре) 3р.«Страшным голосом(произносят: «У-ух». 1-й раз – самым низким,
ухает филин»2-й раз самым высоким голосом) 3р.
Логопед: «Вот так незаметно мы и к речке пришли. А в ней вода не простая- проточная, в ней водица кисельно-молочная».
Логопед и дети: «Реченька, родная, выручай, где искать Иванушку, отвечай».
Речка: «Бежит, бежит мое молочко вдоль кисельных бережков,
По овражкам протекает, только камешки мешают.
Вы мне, ребята, помогите, камешки из речки уберите».
Логопед: «Ребята, давайте мы речке поможем, из речки камешки уберем, речку - матушку спасем. А камешки эти не простые, а с секретом. Дети, да это речка с нами поиграть в игру хочет.
Игра «Доскажи словечко».
Речка (Что делает?) …(бежит, журчит, течет, плещет, струится, замерзает).
А о чем или о ком можно сказать летит? (птица, самолет, бабочка, лист);
О чем можно сказать мчится? (ракета, поезд, катер).
Фонограмма. Выходят 2 гуся.
Гуси: «Га-га-га, ге-ге-ге. Служим Бабушке Яге,
И живем, не тужим, с бабушкою дружим».
Логопед: «Становитесь, ребята, в круг, давайте попробуем погоготать, как гуси гогочут».
(Исходное положение: руки поставить на пояс (вдох). Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно: «Г-а-а-а» (на выдохе). Принимая исходное положение, производится вдох.) 3р.Фонограмма. Музыка Бабы Яги.
Баба-Яга: «Чую, чую, чужими пахнет в лесу. А кто это ко мне в лес пожаловал?
Логопед: Мы маленького Ванюшу ищем. Ты не поможешь нам его найти?»
Баба-Яга: «Да, сейчас я его вам прямо и отдала».
Логопед (тихо, шепотом созывает детей): «Ребята, я что-то придумала. Давайте будем говорить о Бабе Яге добрые слова».
Дети придумывают слова – антонимы.
Игра «Скажи наоборот».
Логопед: «Баба Яга была плохая, а стала – …».«Была злая, стала – … ».«Была страшная, а стала – … ».«Была жадная, а стала – …». «Была грязнуля, а стала –…».«Была неряшливая, а стала –…».«А как мы ласково назовем Бабу Ягу?»
Дети обращаются к Бабе Яге ласково.
«Ты, Бабулечка Ягулечка, Бабусенька Ягусенька, Бабушка Ягуша, ты совсем не злая и мы тебя не боимся. Отдай нам, Ванюшку, пожалуйста, Машенька плачет, из-за того, что братик потерялся».
Баба-Яга: «Ой-ой-ой! Что это со мной происходит. Сама не ведаю, что творю. Да, и правда, нехорошо чужих детей в лес заманивать. Вот он, ваш Ванюшка, берите».
Логопед и дети: «Спасибо тебе, Баба-Яга. До свидания!»
Логопед, Яблонька, Печка, Речка:«Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.
В мире много сказок: грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них».
Логопед: «Молодцы, ребята! Вы были смелыми, дружными, активными, преодолели все препятствия, помогли Машеньке найти братца! А теперь нам пора возвращаться из сказки домой, в детский сад».
Печка: «Подождите, подождите, ребята. У меня же для вас есть сюрприз. Я испекла вам пироги. Пойдемте пить чай с пирогами».
Дети возвращаются с Печкой и пирогами в помещение групповой комнаты.