Конспект урока по литературному чтению Снегурочка (Русская народная сказка.

Тема: Снегурочка. (Русская народная сказка).
Идея: показать через русскую народную сказку отношение людей к зиме.
Цели:
познакомить с русской народной сказкой Снегурочка.
развивать выразительность, речь и мышление.
воспитывать любовь к разным временам года (весна, зима).
Оборудование: картинки подснежника, мать- и- мачехи, Ивана да Марьи, соловей, жаворонок, воробей.
Ход урока:
Организационный момент.
Беседа о весне.
Я сейчас загадаю вам загадку, отгадка будет являться темой нашего сегодняшнего урока.
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня (Весна).
Да, именно о весне мы будем сегодня говорить. Ребята, а вам нравиться весна? Чем вам нравиться весна?
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
А.Н. Плещеев
С приходом весны на улице становиться теплее, мы снимаем с себя зимнюю тяжелую одежду. Земля просыпается после зимней спячки. Везде начинает таять снег, появляются ручейки, на речках тает лед. На деревьях появляются почки, затем их этих почек появляются листочки. Именно весной многие ребята идут в лес, чтоб набрать себе там березового соку. Кто- то из вас пил березовый сок? Но нужно обязательно помнить, что ранку, которую вы сделали на березке нужно замазать глиной, а то березка может высохнуть.
Многие весной ходят на костер отдохнуть и почувствовать этот весенний аромат.
А какие цветы являются символом весны?
Конечно подснежники, мать- и- мачеха, позднее появляются Иван да Марья. (На доске изображение подснежника, мать-и-мачехи, Иван да Марьи, соловья, Жаворонка, воробья). С юга начинают прилетать птицы и везде слышно их пение. Слышно пение соловья, жаворонка, воробья и многих других птиц.
Весна- это прекрасное время года. О весне написано много стихов, песен, пословиц, сказок и рассказов. С давних пор в народе слагались песни- заклички. Весну звали особыми закличками- веснянками. Эти песни пели в хороводе. Одну из этих песен я вам сейчас прочитаю называется «Весна, весна красная!
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великой милостью,
С льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
На доске записаны пословицы, о чем они?
Увидел грача- весну встречай.
Весна и червяка оживит.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сытна.
Обнадейчива весна, да обманчива.
Работа с текстом до чтения.
Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной сказкой Снегурочка. Многие из вас уже читали эту сказку.
-Что значит русская народная сказка?
Жанр: волшебный, бытовой, а может ли это быть это на самом деле?
4.Словарная работа.
Значение слов:
1)намело сугробов до пояса- много
2)приладили (приставили)- прилепили
3)неможется- нездоровиться
4)свечерело- наступил вечер
5)обратилась- стала
6)жемчуг перекатный
5.Чтение сказки по цепочке.
6. Работа с текстом после чтения.
1) Вам понравилась сказка? Что вам в нем понравилось, а что не понравилось?
2) Перечитайте, как оживала Снегурочка. Какой изобразил ее народ в сказке? ( Работа с иллюстрацией с. 139)
(Глядь- а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом стряхнула с себя снег- и вышла из сугроба живая девочка. Что ни день, все краше становиться. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе; и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спориться, а песни запоет- заслушаешься).
3) Почему старики в ней «души не чаяли»? когда так говорят: «души не чаю? Где передается отношение стариков к Снегурочке и снегурочки к ним?( При разговоре Снегурочки со стариками; заботливое отношение, переживают за нее, стараются угодить, сделать как лучше).
4) Проследите по тексту, что происходило со Снегурочкой, как менялось ее настроение и поведение. Почему? (настроение Снегурочки зависит от погоды).
Как вы думаете, почему народ сочинил сказку о Снегурочке? Что он в ней ценит? Какие еще народные сказки о морозе, о зиме вы знаете? Кого и как изображает в них народ?
7.Итог урока.
Скажите что вам понравилось на уроке, что нет. Что нового узнали на уроке?


15