Конспект урок окружающего мира В 3 классе на тему: «Гончарное ремесло».


МОУ Гимназия №3
Конспект урок окружающего мира
В 3 классе на тему: «Гончарное ремесло».
Педагог: Михайличенко Инна Владимировна.
Тип урока: усвоение новых знаний
Цель: Создание условий для расширения знаний учащихся о гончарном ремесле,
формирования представления учащихся о значении ремесла в жизни человека и о необходимости уважительного отношения к труду.
Задачи:
-Образовательные: формировать представление у учащихся о профессии гончара, о понимании роли труда в жизни человека, приобщить детей к познанию истории, культуры своего народа, связи поколений. Довести до сознания учащихся, что изделия, сделанные руками гончара, уникальны, оригинальны, неповторимы, вечны.
- Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса обучающихся, развивать умение работать в группе, договариваться в группе, строить ответы и рассуждения, развивать творческие способности через подготовку домашнего задания, создание мини-проекта на уроке
-Воспитательные: продолжить работу по формированию чувства ответственности и согласованности в работе группы; стимулировать на оказание помощи, взаимовыручки друг другу; способствовать воспитанию интереса, старательности, аккуратности, настойчивости в доведении дела до конца, чувство ответственности за работу, выполняемую в коллективе, уважительного и бережного отношения к труду.
УУД, на уроке:
Личностные:
-формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- формировать положительное отношение к уроку;
- формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека;
- формировать проявление познавательной инициативы в оказании помощи товарищу;
- проявление самостоятельности в учебной деятельности.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий, вносить соответствующие коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-уметь высказывать своё предположение;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;
- фиксировать индивидуального затруднения в пробном действии;
-уметь соотносить свои знания и определять проблему;
- уметь оценивать свою деятельность на уроке.
Коммуникативные:
- уметь аргументировать своё мнение;
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- уметь взаимодействовать с соседом по парте, уметь вступать в диалог.
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
-понимать заданный вопрос и в соответствии с ним строить ответ;
- уметь использовать полученную информацию;
- уметь осуществлять поиск информации по предложенному учителем материалу.
Методы, используемые для достижения метапредметных результатов:
-деятельностный подход;
-интерактивный метод обучения: обмен сообщениями, в результате которых продуцируется новая учебная информация;
- частично-поисковый;
- проект;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии (физминутки);
- практические методы: лабораторная работа с глиной и песком, практическая работа – лепка;
- наглядный метод: презентации.
Приемы оценки достижения планируемых результатов урока:
-лист самооценки;
-взаимооценка.
Формы урока: групповая, фронтальная
Оборудование и технические средства: словари, оборудование для опытов с глиной и песком, глина и песок, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, видеоролики, аудиозапись с песней А. Розенбаума, презентация, учебник Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2011.- (Начальная школа XXI века).
Наглядные пособия: карточки для доски.
Ключевые слова:
Рабочие материалы для обучающихся: карточки, учебник, пластилин, банка из под йогурта, мини-книжка с заданиями, цветные карандаши, клей, лист самооценки, смайлики, лучики солнца. бумажная модель круглого пирога для каждой группы, разрезанная на части по количеству учащихся,
Автор учебника: Н. Ф. Виноградова.
№ п/п Этапы урока. Содержание этапа,
деятельность учителя. Деятельность учащихся. Примечание.
1. Мотивация (самоопределение)к учебной деятельности. Организационный момент.
Цель: создать позитивный эмоциональный настрой. А) Вот звенит для нас звонок –
начинается урок.
Ровно встали, подтянулись
и друг другу улыбнулись.
Постарайтесь все понять,
Не зевать, не унывать
И прошу мне помогать.
Мы приветствуем гостей
Дорогих учителей.
- Покажите свое настроение в начале урока.
- А какими вы сегодня хотите быть на уроке?
(Какие качества вам потребуются?)
- Садитесь девочки, садитесь мальчики.
(Учащиеся рассажены по группам: группа «Историков», группа «Краеведов» и группа «Журналистов»)Настраиваются на работу.
- Показывают смайлики.
- Внимательными, послушными, умными, собранными….
-Рассаживаются за парты 2. Актуализация опорных знаний.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель:
А) актуализировать имеющиеся знания детей;
Б) сформулировать тему и цель урока
Б)Подведение учащихся к «открытию» темы урока
-Назовите раздел учебника, который мы сейчас изучаем. («Как трудились в старину»)
- Скажите, о чем вы узнали в этом разделе, на какие вопросы можете ответить?
- Как называлось дело, которым занимался крестьянин в свободное от полевых работ время? (Как называлось профессиональное изготовление изделий ручным способом – называется…..)
-Правильно, ремесло.
- Человек, который занимается профессиональным ремеслом, называется … Учитель: А теперь отгадайте загадки:
Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи. (Гончар)
Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….(ГОНЧАР)
- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (О гончарном мастерстве).
- Какова будет тема урока?
- Какую цель бы вы поставили на уроке?
- Чем будем заниматься на уроке? Отвечают на вопросы учителя, смотрят презентацию.
- «Как трудились в старину»
– В этом разделе мы узнали, как люди трудились в городах и селах.– О помещиках и крепостных.
- Можем ответить на вопросы:
Кто такой крестьянин? (Человек, который занимался крестьянским трудом)
- Каким трудом занимались крестьяне? (Плели лапти, ткали ткань, пряли, вышивали)
-Ремесло.
-Ремесленник.
- Гончар
-Гончар
- О гончарном мастерстве
-Тема урока «Гончарное ремесло».
- На уроке мы будем расширять свои знания о гончарном ремесле.Слайд 2
3
Постановка проблемы, учебной задачи.
Цель:
А) зафиксировать отличительное свойство предложенного задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;
Б) организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания Создание проблемной ситуации.
Дидактическая игра «Знаю – не знаю».
- У вас на парте сигнальные карточки. Зеленый цвет – ответ «Знаю», красный цвет – ответ «Не знаю». Ответьте на мои вопросы одним из этих сигналов. Я называю вопрос и спрашиваю любого из вас, если вы знаете ответ.
-Кто такой гончар?
- Как в древности люди изготавливали посуду?
- Почему человек выбрал именно глину для изготовления посуды?
- Какие виды посуды изготавливал гончар?
-Трудными были для вас вопросы?
-Хотели бы вы найти на них ответы? Показывают карточки.
Отвечают.
- Да. 4.
5.
6.
7.
«Открытие нового знания».
Построение проекта выхода из затруднения.
Организация учащихся на изучение нового материала;
Первичное закрепление.
Цель:
зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самоанализ и самоконтроль, учащиеся делает вывод, что он знает и что умеет
Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
Цель:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса Работа над темой
1.1 Работа в группах над проектом книги-памятки:
- Хорошо, давайте постараемся ответить на эти вопросы. Сегодня на уроке я предлагаю вам поработать над проектом книги-памятки, которая называется «О гончарном ремесле»
- Работать будем в группах:
1 группа «Историки»,
2 группа «Краеведы»
и 3 группа «Журналисты».
- Повторим правила работы в группах:
- уважать позицию товарища;
- не обижать и не обижаться;
- быть внимательным;
- соблюдать тишину;
- слушать и слышать друг друга;
- участвовать всем.
- Возьмите маршрутный лист, распределить роли в группе. Кто в группах будет командиром? Кто в группах буде чтецом? Чтец читает вслух. Кто будет секретарем записывать от лица группы? Кто будет докладчиком - рассказывать, что решила группа? Кто в группах будет редактором? Редактор отвечает за оформление. Кто будет хронометристом – следить за временем?
Задание 1.
- А кто же такой гончар? Где можно найти эту информацию? Правильно в словарях. Я прошу капитанов каждой группы подойти ко мне, взять словарь и зачитать значение слова.
Задание 2.
- Откройте 1 страницу книги-памятки.
Вы увидите задание для групп, в котором вам нужно прочитать текст и подготовить мини- сообщение, под текстом запишите вопросы, которые вы зададите другой группе по данному материалу.
Группе «Журналистов» рассказать о технологии изготовления древнего горшка.
Группе «Краеведов» рассказать о разнообразии глиняных изделий и об их применении.
Группе «Историков» рассказать о том, кто мог стать гончаром и сбыте ремесленником готовой продукции.
Выступление группы «Журналистов» (Приложение)
Учитель комментирует сообщение показом слайдов с изображением гончарного круга и видеоролика «Изготовление глиняного горшка на гончарном круге».
- Какие чувства вы испытали от увиденного?
«Изготовление горшка в древности из глиняных жгутиков».
- Спасибо, ребята, за интересный рассказ. А сейчас группа «Краеведов» расскажет нам о различной посуде, которые изготавливали древние мастера, об ее применении.
Выступление группы «Краеведов» (Приложение)
Комментирует сообщение показом слайдов (посуда, игрушки, кирпичи)
- Посмотрите, как выглядели корчаги, горшки, кашники, ладки и др.
- А только ли посуду изготавливал гончар?
- Молодцы, ребята! Кто мог стать гончаром и что же с готовой продукцией мог делать гончар? Об этом нам расскажут ребята из группы «Историки».
Выступление группы «Историков» (Приложение)
Показ слайдов с изображением ярмарки.
- Откройте учебники, с.110. прочитайте второй абзац текста (самостоятельно).
- Как назывались артель, которая ходила по сёлам, городам в поисках заказов?
-Задаете свои вопросы к учащимся другой группы.
Оформление мини- книги.
Задание 3.
-Продолжим оформление книги. На 2 странице подберите к названиям посуды соответствующие изображения из зеленого конверта и наклейте их.
Проверка правильности выполненного задания по слайду.
Физкультминутка (Приложение 1)
1.2 Практическая работа с глиной и песком (Приложение 2)
- Почему же именно глину выбрал человек? Как вы думаете, проходит ли вода через глину? Есть такое китайское изречение: «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!» Давайте проделаем опыты и проверим ваши предположения. Предлагаю вам понаблюдать и поэкспериментировать с глиной и песком.
- Какие выводы можно сделать? Откройте 3 страницу книги-памятки и дополните предложения.
- Все эти свойства глины и приглянулись человеку.
Гимнастика для глаз.
-А сейчас нашим глазкам надо отдохнуть. Будьте внимательны, следим только глазами за картинками.
1.3 Практическая работа с пластилином
-Молодцы! Вы хорошо поработали. А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя настоящими гончарами. Давайте попробуем слепить кувшин. А чтобы полностью погрузиться в эту атмосферу вы должны внимательно , как изготовляют глиняное изделие в древности.
-Что это за способ лепки?
Видео 2«Изготовление горшка в древности из глиняных жгутиков».
- Я предлагаю вам самим побыть гончарами. Конечно, у вас нет глины и гончарного круга. Вместо них – пластилин и парта.
-Давайте попробуем изготовить кувшин из пластилиновых жгутиков и банки из под йогурта.
- Посмотрите на готовый образец. Расскажите этапы работы:
1.Разделить пластилин на маленькие кусочки.
2.Каждый кусочек пластилина хорошо размять.
3. Кусочки скатать в жгутики одинаковой толщины.
4. Обвить пластилиновыми жгутиками баночку по спирали.
-Приступаем к работе. У вас только 5 минут.
Звучит произведение Александра Розенбаума «Песня о гончаре».
Учитель оказывает помощь ученикам.
-Много предметов успел сделать каждый из вас? А если б вы работали вместе?
- Теперь вам понятно, почему ремесленники стали объединяться в артерии?
Выставка работ учащихся.
Учитель: Ребята, как вы понимаете смысл пословицы «Не боги горшки обжигают»? Конечно, хоть и трудное дело горшки делать, занимались этой работой простые, но усидчивые, целеустремлённые, терпеливые мастера. Да и не без таланта они были.
Выполнение теста (Приложени)
- Молодцы! С работой справились. Пришло время проверить, насколько вы были внимательны и сосредоточены на уроке.
-Выполните тест.
-Проверьте правильность ответов по слайду (Ключ к тесту).
Распределяют роли в группе.
Работают в группах.
Отвечают.
Читают в словаре.
1 группа: В словаре Ефремовой:
Гончар – это мастер, изготовляющий изделия из обожженной глины (посуду, игрушки и т.п.).
2 группа: В словаре Ушакова:
Гончар – это ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду.
3 группа: В словаре Ожегова:
Гончар: это мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику
Читают, обсуждают, составляют вопросы по тексту. Отвечают.
Выступление группы «Журналистов» (Приложение)
Смотрят презентацию и видеоролик.
.
Слайд

- Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.
Выступление группы «Краеведов» (Приложение)
Смотрят презентацию и отвечают на вопросы учителя.
- Не только, еще и глиняные игрушки, кирпичи.
Выступление группы «Историков» (Приложение Задают вопросы и отвечают.
Читают самостоятельно.
- Странствующая артель
Задают вопросы и отвечают на них.
Выполняют самостоятельно в группах задание.
Самопроверка.
Повторяют движения за учителем.
Учащиеся выполняют опыты с глиной и песком и делают выводы:
1. Глина долго удерживает воду. 2. Глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. При намокании частицы глины набухают и закрывают воде проходы между частицами.
3. Глина хорошо впитывает в себя воду.
4. Глина пластична: т. е. способна принимать и сохранять любую форму в сыром виде.
Выполняют гимнастику для глаз.
Смотрят презентацию.
Отвечают.
- Ручной, из глиняных жгутиков.
Проговаривают этапы работы.
Работают с пластилином.
- Нет. Успели бы сделать больше.
Слайд.

Включают новые знания в систему знаний.
Слайд 17.
Выполняют тест.
Самопроверка по слайду
Слайд
Слайд
Слайд
8.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
А) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
Б) побудить учащихся к осмыслению своей учебной деятельности;
В) оценить собственную деятельность на уроке;
Г) оценить учебную деятельность класса.
Итог урока
- Наш урок подходит к концу.
- Над какой темой мы сегодня работали?
-Давайте вспомним вопросы, на которые вы не смогли ответить в начале урока.
-Можем ли мы теперь на них ответить?
-Кто такой гончар?
- Как в древности люди изготавливали посуду?
- Почему человек выбрал именно глину для изготовления посуды?
- Какие виды посуды изготавливал гончар?
- О чем вы еще узнали на уроке?
- Чему научились?
(Слайд)Узнали…Научились…
-Какую цель ставили в начале урока?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Урок дарит вам книгу-памятку, кому можно показать эту памятку?
–Теперь оцените свою работу (Приложение-лист самооценки)
- Продолжите предложения устно.
1.Интересным для меня было__
2.Я запомнил____________
3.Мне моя работа на уроке___
- Оцените работу других групп.
Мне понравилась как работала группа________, потому что_
- Оцените свою работу в группе.
-Не расстраивайтесь, если у вас не все получилось. Я уверена, что в следующий раз у вас всё получится.
Домашнее задание: подготовить сообщение на тему: «Гончарное ремесло» или сделать рекламу на посуду.
Учитель: Время меняет стили керамики, методы работы. Но по-прежнему работа гончара увлекает и завораживает, вызывает желание попробовать самому.
-Самое сложное в жизни каждого человека – это найти свое место в жизни, найти самого себя. И только найдя его, человек может проявить все свои незаурядные способности. Желаю вам найти то дело, занятие, которое придётся вам по душе.
-У вас на столах лежат пироги. Если вам все понравилось на нашем уроке, то ваш пирог удался. Раскрасьте его желтым цветом, если вас что-то не устроило, осталось непонятным, ваш пирог подгорел, и его цвет коричневый.
-Я довольна работой всех групп. Каждый член команды принял участие в работе группы. Вы нашли много интересной информации, провели опыт с глиной, слепили кувшин, оформили книгу-памятку!
- Спасибо за работу! Вы молодцы!
Выставление оценок.
Ответы детей.
- «Гончарное ремесло».
-Да.
- Гончар – это мастер, ремесленник, изготовляющий изделия из глины (посуду, игрушки и т.п.).
Вручную из глиняных жгутиков, а потом при помощи гончарного круга.
- Глина долго удерживает воду и хорошо впитывает в себя воду. Глина пластична: т. е. способна принимать и сохранять любую форму в сыром виде.
- Корчаги, горшки, кашники, ладки, кринки и др.
- Научились изготовлять кувшин из пластилиновых жгутиков.
- Научились оформлять книгу-памятку.
- Расширять свои знания о гончарном ремесле.
-Да.
- Другим ученикам, друзьям, родителям.
Оценивают работу на листе самооцеки.
Дети раскрашивают.
Встают, подносят дневники.
Слайд