Урок по окружающему миру на тему Гончарное ремесло


Тема: О гончарном ремесле
Цель:
Познакомиться с гончарным ремеслом.
Задачи:
Узнаем о гончарном ремесле
Поработаем с учебником
Поищем нужный и интересный материал в справочнике, интернете…
Вспомним правила работы в группах
Поупражняемся лепить из пластилина
Продемонстрируем активную работу на уроке и умение внимательно слушать сверстников и учителя
Проверим, как усвоили новые знания (напишем небольшую самостоятельную работу)
Ход урока:
Вступление:
- Ребята, кто догадается, какая у нас сегодня тема урока? (Перед детьми выставка глиняных изделий) (слайд 1)Правильно, сегодня мы будем знакомиться с гончарным искусством.
- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке? (слайд 2)А что нам надо сделать, чтобы достичь наших целей? (слайд 3)
- Ребята, прочитайте эту пословицу. (слайд 4) Попробуйте объяснить значение этой пословицы.
-Молодцы! Конечно, хоть и трудное дело горшки делать, занимались этой работой простые, но усидчивые, целеустремленные, терпеливые мастера. Да и не без таланта они были. А нам эти качества нужны? Конечно, молодцы! Вот сейчас мы и посмотрим, как все эти качества проявляются в вашей работе. Но сначала, нам надо с вами решить, как мы будем оценивать свою работу на уроке. Здесь у меня на доске написаны отметки «5», «4», «3»
Ребята, как вы думаете, за что можно поставить отметку 5? А 4? А 3? Хорошо, мы с вами договорились и в конце урока посмотрим, кто какую отметку заработал.
Новые знания
Где прежде всего можно прочитать о гончарном ремесле? (в учебнике) Перед вами вопросы. (слайд5) Ваша задача – прочитать статью в учебнике и рубрику и найти ответы. И задать свои вопросы. Кто нашел страницу в учебнике? (читают статью, задают вопросы, обсуждают) (слайд 6,7 определение керамика, фарфор)
- Сейчас мы поработаем в группах. Ребята, давайте вспомним правила работы в группах. (Вспоминают правила и сравнивают со слайдом 8). Сейчас нам нужно будет распределить роли в группе. Кто в группах буде чтец? Чтец-читает вслух. Кто будет секретарем записывать от лица группы? Кто будет докладчиком - рассказывать, что решила группа? Кто будет хронометристом – следить за временем? Перед вами лежит текст. Прочитайте его и познакомьте другую группу с этим материалом. А группа пусть задает вопросы. Расскажите им, что нового вы узнали из этой статьи. (Дети читают, пересказывают, задают вопросы) (Слайд 9-12 Горшки)
-Молодцы! Вы хорошо поработали. А сейчас я предлагаю вам почувствовать себя настоящими гончарами. Давайте попробуем слепить горшочек. А чтобы полностью погрузиться в эту атмосферу вы должны внимательно посмотреть один фильм о том, как делают глиняные изделия и ответить на следующие вопросы (Слайд 13) (Смотрят фильм «Гончарная феерия» отвечают на вопросы, сами задают их). Далее творческая работа. Лепка горшка.
- Много вы сегодня узнали о гончарном ремесле? Пришло время проверить, ребята, что вы запомнили из нашего урока. Перед вами лежит самостоятельная работа. Сейчас я дам вам 5 минут. За это время вы должны ответить на все вопросы, которые знаете. Прежде чем приступить к работе, нам надо разработать критерии оценок. Пятерку можно поставить если:…(работа выполнена безупречно. Четверку можно поставить если… (в работе допущено не более 2 ошибок) Тройку ставим если…(работа выполнена небрежно, с помарками и с 3 ошибками) Итак, приступаем.
-Проверяем все вместе (слайд14-17).
Домашнее задание.
Рефлексия. Проверка выполненных задач. Выставление отметок. Похвала.
Материалы на столах: чистый лист А4, текст, пластилин, ручки, потом собрать текст и раздать самостоятельную работу.
Слово гончар - общеславянское, обозначает мастера, делающего горшки из глины и обжигающего их в печи.
В древности слово писалось так: гърньчаръ. Слово гончар (горнчар) происходит от слова "горн" (специальная двухъярусная печь для обжига), которое в свою очередь имеет ту же основу, что и слово "гореть". От этого же слова произошло слово горнец -> горшок.
Есть и другая версия происхождения слова "гончар". Это слово состоит из двух частей: горн и чар. То есть - кудесник у печи.