Практические работы по географии для 7 класса к учебнику А.И.Алексеев и др. «Полярная звезда»


Практические работы к Блочно-модульному планированию курса географии 7 класса по учебнику под редакцией А.И.Алексеева линии «Полярная звезда». Автор-составитель Акинина М.И. учитель географии МБОУ «СОШ № 1» г. Калтан, Кемеровской области.
Блок 1. Введение.
Практикум № 1. Описание одного из видов особоохраняемых территорий (по выбору) по плану.
Цель: Формирование умений работать с дополнительными источниками информации.
Оборудование: ресурсы Интернета.
Ход работы:
1)Внимательно прочитать таблицу.
Особоохраняемые природные территории
Форма охраны Характер охранной деятельности Примеры
Заказник Под охраной находится не весь природный комплекс, а лишь отдельные его компоненты. Наиболее распространены охотничьи заказники, где регулируется численность зверей и птиц Сочинский, «Степной» в России и др.
Заповедник Под охраной находится весь природный комплекс, любая хозяйственная деятельность исключена Аскания-Нова в Украине, Приокско-Террасный в России и др.
Национальный парк Сочетает задачи охраны природы со строго контролируемым использованием для кратковременного отдыха людей и познавательного туризма Йеллоустонский в США, Банф в Канаде и др.
2)Описать одну из форм особоохраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; е) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. Результаты оформить.
Практикум № 2. Анализ карт атласа 7 класса.
Цель: Узнать как показывают на тематических картах различные по своему характеру события и явления.
Оборудование: атлас, рис.3 стр. 9 учебника.
Ход работы:
1) Заполнить с помощью карт атласа и рис.3 учебника таблицу.
Способ картографического изображения Название карты
Значки Линейные знаки Изолинии Качественный фон Ареалы Знаки движения Блок 2. Географическое положение материков.
Практикум № 3. Установление сходства и различия материков на основе источников географической информации.
Цель: Выявлять черты сходства и различия географических объектов.
Оборудование: карты атласа, стр. 86-87 учебника.
Ход работы:
1)Используя карты атласа, материал рубрики «Читаем карту» стр. 86-87 учебника, установить черты сходства и различия материков, заполнив таблицу.
Сходство Различие
Практикум № 4, 5,6. Определение географического положения материка.
Цель: 1. Выявление особенностей географического положения материка.
2. Определение географического положения материка по плану, используя карты атласа.
3. Закрепление умения определять географические координаты точек, протяжённость материка в градусной мере и в километрах.
4. Влияние географического положения на природу материка.
Оборудование: карты атласа, тетрадь, Мой тренажёр.
Ход работы:
1)Используя приведённый ниже план, определите географическое положение материка Африка (Австралии, Антарктиды), сделайте необходимые записи в тетради и контурной карте Африки (Австралии, Антарктиды) в Моём тренажёре.
ПЛАН ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ МАТЕРИКА.
1.Определить положение материка на градусной сетке (по физической карте мира):
А) по отношению к экватору – пересекается материк линией экватора или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк - в Северном или Южном? На контурной карте выделить линию экватора красным цветом;
Б) по отношению к нулевому меридиану - пересекается материк нулевым меридианом или нет? Если пересекается, то в какой части? В каком полушарии расположен материк - в Западном или Восточном? На контурной карте выделить линию меридиана синим цветом;
В) как материк расположен по отношению к тропикам? Если материк пересекается тропиками, то выделить их на контурной карте пунктиром красного цвета;
Г) по физической карте материка определить крайние точки материка (северную, южную, западную, восточную);
Д) обозначить на контурной карте крайние точки материка, определить их географические координаты, записать географические координаты в МОЙ ТРЕНАЖЁР;
Е) определить протяжённость материка с севера на юг в градусах и километрах (по меридиану, расчёты записать в рабочую тетрадь);
И) определить протяжённость материка с запада на восток в градусах и километрах (по параллели, расчёты записать в рабочую тетрадь).
2. Определить положение материка относительно других объектов (океанов, материков, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов):А) какие океаны омывают и какое побережье? Подписать их на контурной карте.
Б) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются? На контурной карте подписать ближайшие материки, моря и проливы, которые их отделяют от материка;
В) какие моря, заливы, проливы омывают берега материка? Подписать их на контурной карте;
Г) определить характер береговой линии (сильно изрезана - выделяется много островов, полуостровов, заливов, проливов; слабо изрезана - мало островов, полуостровов, заливов, проливов). Крупные острова и полуострова подписать на контурной карте.
Сделать вывод о величине и протяжённости материка, особенностях географического положения материка, определяющих его природу. Краткий вывод записать в тетрадь в виде таблицы:
Особенности ГП материка Особенности природы
1. 2. 3. Блок 3. Литосфера, рельеф Земли.
Практикум № 7. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем.
Цель: Продолжить формировать умение работать с контурной картой. Развивать пространственное мышление.
Оборудование: карты атласа, Мой тренажёр.
Ход работы:
1)Используя карту «Строение земной коры» в атласе, нанести на контурную карту в Моём тренажёре крупнейшие платформы на каждом материке.
2)Используя «Физическую карту мира» в атласе, нанести на контурную карту в Моём тренажёре крупнейшие равнины и горные системы мира.
Практикум №8. Определение по карте закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.
Цель: Выяснить какие закономерности можно установить в размещении полезных ископаемых.
Оборудование: карты атласа, п. 10 учебника.
Ход работы:
1) Внимательно прочитать материал статьи «Где искать полезные ископаемые?» в учебнике на стр. 38-39 и рассмотреть карту «Строение земной коры», сделать выводы о закономерностях размещения полезных ископаемых и записать их в тетрадь.
Практикум № 9. Обозначение на контурной карте форм рельефа и полезных ископаемых материка.
Цель: Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых. Учиться правильно работать с контурной картой.
Оборудование: карты атласа, Мой тренажёр.
Ход работы:
1.Обозначить на контурной карте крупные формы рельефа материка:
горы - Атлас(г.Тубкаль,её высоту), Капские, Драконовы
нагорья – Аххагар, Тибести, Эфиопскоеплоскогорье – Восточно-Африканскоевулкан – Килиманджаро (его высоту)
Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветовому фону карты атласа.
2.Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.
Приём обозначения на контурной карте объектов литосферы (горы, равнины, вулканы, отдельные вершины).
Определив ГП объекта на физической карте, найди это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.
Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.
Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.
В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.
Блок 4. Атмосфера, климаты Земли.
Практикум № 10. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков».
Цель: Уметь анализировать различные источники географической информации.
Оборудование: рис. 31 учебника, стр. 9 атласа, тетрадь.
Ход работы:
1) Внимательно прочитать материал статьи «От чего зависит количество осадков», рассмотреть рис. 31 в учебнике и ответить на вопросы:
А) Где на планете Земля выпадает осадков много, а где – мало?
Б) От чего зависит распределение осадков на планете?
2) Выполнить задание № 5,6 рубрики «Это я могу» на стр. 45 учебника.
Практикум № 11. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли».
Цель: Уметь анализировать различные источники географической информации.
Оборудование: атлас, рис. 35,36 стр.52-53 учебника, тетрадь.
Ход работы:
1) Внимательно рассмотрите карту «Климатические пояса и области мира».
2) Назовите и покажите основные климатические пояса. Что лежит в основе их выделения?
3) Пользуясь рис. 36 стр. 53 учебника, текстом учебника стр. 52-53, атласом заполнить таблицу:
Климатический пояс Географическое положение Воздушные массы Особенности
Субарктический Субтропический Субэкваториальный Практикум № 12. Описание одного из климатических поясов.
Цель: Составить характеристики климатических поясов по плану.
Оборудование: карты атласа, п.14 учебника.
Ход работы:
1)Пользуясь картами атласа и текстом п.14 учебника составить характеристику климатического пояса заполнив таблицу:
Климатический пояс Тип воздушных масс Температура января, июля Количество осадков в год Режим выпадения осадков Занимае-мая террито-рияПрактикум № 13. Изучение климатической диаграммы.
Цель: Научиться читать климатическую диаграмму.
Оборудование: рубрика «Шаг за шагом» стр. 54-55 учебника, стр. 10-11 атласа.Ход работы:
1)Внимательно изучите рубрику «Шаг за шагом» на стр. 54-55 учебника.
2)Пользуясь полученной информацией определить тип климата по климатическим диаграммам городов на стр. 11 атласа. Ответы записать в тетрадь.
Практикум № 14. Сравнение климата отдельных частей материка.
Цель: Сравнить особенности климата разных территорий в пределах одного климатического пояса. Сделать вывод о роли климата для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Оборудование: карты атласа.
Ход работы:
1) Используя  карты  атласа,  заполните  таблицу  и  сделайте  вывод  о  различиях  климата  отдельных частей  материка,  расположенных  в  одном климатическом  поясе:
Вариант  1.  Сравнение климата полуострова Флорида и полуострова Калифорния.
Территория Географическое  положение Климатический  пояс Тип  климата Средняя  температура
( оС) Годовое  количество  осадков Режимосад-ковянваря июля    
Флорида              
Калифор-ния             
Вариант 2.Сравнение климата  полуострова  Аляска  и  полуострова  Лабрадор.
Территория Географическое  положение Климатический  пояс Тип  климата Средняя  температура
( оС) Годовое  количество  осадков Режимосад-ковянва-ряиюля    
П-ов Аляска              
П-ов Лабрадор              
Блок 5. Внутренние воды, природные зоны материков.
Практикум № 15.  Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.
Цель: Закрепить знания о размещении внутренних вод на Земле. Учиться правильно работать с контурной картой.
Оборудование: атлас, Мой тренажёр.
Ход работы:
1)Пользуясь физической картой мира в атласе и текстом п. 16 учебника, обозначить на контурной карте мира крупнейшие реки и озёра материков.
Практикум № 16. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли».
Цель: Выяснить, на каких материках и в связи с какими причинами природные зоны сменяют друг друга не только в направлении с севера на юг, но и с запада на восток.
Оборудование: атлас, п.20 учебника.
Ход урока:
1)На основе анализа карты с помощью рубрики «Читаем карту» стр.77-78 учебника, определить природные зоны мира и установить особенности их размещения, выяснить состав природной зоны и её взаимосвязь с другими природными компонентами. Выводы записать в тетрадь.
Практикум № 17. Описание природных зон по плану.
Цель: Составление характеристики природных зон материков по плану в виде таблицы, по вариантам.
Оборудование: карты атласа.
Ход работы:
1)Пользуясь картами атласа дать характеристику природных зон в форме таблицы.
Вариант № 1. Африки.
Вариант № 2. Австралии.
Природные зоны Географическое положение Климатические условия Почвы Растительность Животный мир Виды хозяйственной деятельности человека
Практикум № 18. Описание реки по плану.
Цель: Формирование умений, используя карты атласа, составлять описание крупных речных систем.
Оборудование: карты атласа, план.
Ход работы:
1) Используя карты атласа и план, описать крупные реки Южной Америки по вариантам:
План описания реки:
1.Название реки. В какой части материка течёт.
2. Где берёт начало? Куда впадает? К бассейну какого океана относится?
3.В каком направлении течёт? Длина реки.
4.Объясните зависимость характера течения реки от рельефа.
5.Определите источники питания реки.
6.Каков режим реки и как он зависит от климата.
7.Хозяйственной использование реки.
Вариант № 1. Амазонка.
Вариант № 2. Парана.
Блок 6. Океаны.
Практикум № 19. Характеристика течения Западных Ветров по плану.
Цель: Формировать умение давать характеристику географического объекта.
Оборудование: атлас, п. 15 учебника, Мой тренажёр.
Ход работы:
1)Нанести на контурную карту морские течения, указанные в задании № 1. Стр. 59 учебника.
2)При характеристики течения Западных Ветров используйте план, данный в задании №7 стр. 59 учебника. Записи сделать в тетради.
Практикум № 20. Описание океана по плану.
Цель: Формировать умение делать описание географического объекта.
Оборудование: атлас, п.21 учебника.
Ход работы:
1)Используя материал рубрики «Шаг за шагом» стр. 82 учебника, сделать описание океанов по вариантам:
Вариант № 1. Тихий океан.
Вариант № 2. Северный Ледовитый океан.
Описание оформить в тетради.
Практикум № 21. Сравнение Индийского и Атлантического океанов.
Цель: Формировать умение делать сравнение географических объектов. Объяснять причины сходства и различия.
Оборудование: карты атласа, п.22 учебника.
Ход работы:
1)Используя карты атласа и п.22 учебника, составить сравнительную характеристику океанов в виде таблицы.
План сравнения Индийский океан Атлантический океан
1.Географическое положение. 2. Дно океана (литосферные плиты, хребты, котловины, желоба). 3. Береговая линия (изрезанность, наличие заливов). 4. Моря (шельфовые, внутренние). 5. Острова (материковые, вулканические, коралловые). 6. Местоположение в климатических поясах. 7. Растительный и животный мир. 2)На основании заполненной таблицы сделайте вывод о сходстве и различии в природе выбранных океанов.
Блок 7. Население и страны мира.
Практикум № 22. Анализ карты «Народы и плотность населения мира».
Цель: Установление количества языковых семей и народов.
Оборудование: атлас, п.4 учебника.
Ход работы: Пользуясь картой народов атласа и рисунком 6 стр.13учебника, заполнить таблицу.
Языковая семья Языковая группа Этнос
Индоевропейская    
Сино-тибетская   
Афразийская   
Уральско-юкагирская    
Алтайская    
Практикум № 23. Определение по карте крупнейших городов мира.
Цель: Узнать крупнейшие города мира на карте. Формирование умения работать с дополнительными источниками информации.
Оборудование: атлас, рис.10, п. 5 учебника.
Ход работы: Заполнить таблицу, используя текст § 5 и материалы дополнительной литературы.
Функция города Город Страна
Промышленный центр    
Научный центр    
Столица    
Религиозный центр    
Центр отдыха и туризма    
Практикум № 24. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».Цель: Узнать страны с наибольшим количества населения. Работать с дополнительными источниками информации.
Оборудование: различные дополнительные источники информации.
Ход работы: Работая с различными дополнительными источниками информации, заполнить таблицу:
Крупнейшие по численности населения страны мира
Страна Население, млн.чел. Столица
Практикум № 25. Описание страны (по выбору) по плану.
Цель: Составление характеристики одной из стран Африки (Южной Америки) по плану. Проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие источники географической информации.
Оборудование: атлас, стр.89 учебника.
Ход работы:
1.Выбрать страну, пользуясь картой на стр.26 атласа.
2.Используя приём наложения карт (карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану на стр. 89 учебника. Запись описания оформить в виде доклада.
Практикум № 26. Составление по картам сравнения стран (по выбору).
Цель: Сравнить страны Европы. Формирование умения делать сравнение географических объектов.
Оборудование: карты атласа, тетрадь.
Ход работы:
1)С помощью карты атласа на стр.44 выбрать страны для сравнения.
2)Используя карты атласа и другие источники информации, составить сравнительную характеристику стран заполнив таблицу.
Показатели для сравнения ? ?
Географическое положение Площадь, млн. км2Население, млн.чел. Столица Особенности рельефа, полезные ископаемые Климат Природные зоны Народы, заселяющие страну Государственный язык Хозяйственная деятельность человека 3)Используя информацию из таблицы, сделать вывод о сходстве и различии в природе и населении стран.
Практикум № 27. Установление различий в численности, плотности населения регионов Азии.
Цель: Устанавливать различия, делать вывод.
Оборудование: атлас, ресурсы Интернета.
Ход работы:
1) Используя ресурсы Интернета заполни таблицу:
Регион Численность населения, млн.чел. Плотность населения, чел.км2
Юго-Западная Азия    
Южная Азия    
Центральная Азия    
Восточная Азия    
Юго-Восточная Азия    
2)Используя информацию из таблицы сделай вывод, какой из регионов Азии самый густозаселённый. Блок 8. Путешествие по материкам.
Практикум № 28. Работа с картами путешествий.
Цель: Формировать умение совершать воображаемое путешествие по материку.
Оборудование: атлас, стр. 106, 110-111 учебника.
Ход работы:
1)Внимательно прочитать правила путешествия по материку в рубрике «Шаг за шагом» на стр. 106 учебника.
2)Используя эти правила и карты на стр. 110-111 учебника совершай воображаемое путешествие по Африки и другим материкам.