Технологическая карта на тему Великие открытия древности и Средневековья (5 класс)

Методическая разработка урока географии в 5 классе
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Учитель МБУ СОШ № 69: Маскайкина Наталья Викторовна
Тема урока: Географические открытия древности и Средневековья
Базовый учебник: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
Цель урока: Познакомить учащихся с географическими открытиями в разные эпохи.
Задачи:
Образовательная:
Познакомить учащихся с историей географических открытий.
Развивающая:
Развитие способности применять полученные знания на практике.
Воспитательная:
Способствовать формированию творческой личности, воспитание ответственности, культуры общения при работе в группах.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные: готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; формирование представлений о географических открытиях.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: знакомство с выдающимися мореплавателями древности и средневековья, формирование умения работать с контурной картой.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 5 класса, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.
Технологическая карта

п/п
Этап
УУД
Деятельность
Эл.образовательныересурс
Время
(в мину-
тах)




учителя
учащихся



1
Орг. момент
Познавательные:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные:
Умение слушать.
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя.


1 мин.

2
Целеполагание и мотивация
Познавательные:
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

На этом этапе учащимся предлагается посмотреть небольшую презентацию.
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415


Учащиеся после ответов на вопросы учителя уточняют понятия «географические открытия», «древние века», «Средневековье» формулируют тему и выводят цель урока; после чего записывают тему в тетрадь.


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Презентация
3 мин.

3
Актуализация знаний
Познавательные:
Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в схематичной форме.
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.
Учащимся предлагается дополнить схему, с опорой на эл. приложение.
Дополняют схему на индивидуальных карточках
« Способы накопления знаний о Земле».

?
? Картографический метод
Земле- море- путешественники ?
проходцы плаватели
?

Проверяют ответы с эл. Приложения.

Электронные приложения
6 мин.

4
Изучение нового материала
Познавательные:
Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей
Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы,
учиться грамотно, использовать в речи новые термины
-Учащимся предлагается рассмотреть Рис. 19 в учебнике, на котором изображен древнегреческий корабль, самостоятельно приблизительно определить продолжительность плавания на таких кораблях, используя рис. 19 учебника и презентацию, где есть ответ 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
- Учащимся предлагается по тексту учебника п.2 и п.3 самостоятельно найти информацию о маршрутах путешествий и путешественниках разного времени и периодов.
-Учащимся предлагается определить по атласам и показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.
- Рассматривают рис. 19 учебника, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно приблизительно определяют время, затраченное на весь путь путешествия.









- По тексту учебника п.2 и п.3. стр.28 самостоятельно определяют информацию о маршрутах путешествий и путешественниках:
1) в древности
2)Средневековья
-Самостоятельно определяют по атласам и показывают по карте маршруты путешествий 1)древности
2) Средневековья
Учебник страница –27








Учебник стр. 28
12 мин

5
Физкультминутка
Формирование ответственного отношения к своему здоровью.
Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки.
Выполняют движения под руководством учителя:
Буратино подтянулся
Раз согнулся, два согнулся
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел (повороты головы влево и вправо),
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.

1 мин.

6
Практическая работа №1.
Познавательные:
Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Регулятивные:
Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль. Коммуникативные:
Умение работать самостоятельно, оценивать результаты.
Организация работы по закреплению первичных знаний.
-Используя текст §5, заполните таблицу.









- Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов.
- Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников Средневековья.
Учащиеся: - составляют в тетрадях таблицу «Важнейшие географические открытия древности и Средневековья.
-Заполняют таблицу:
Ученый, путешественник
Где побывал и когда
Географические открытия

Геродот



Пифей



Эратосфен



Марко Поло



Бартоломео
Диаш



Васко да Гама



- Выполняют задание на контурной карте. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркивают зеленым цветом.
- Обозначают маршруты путешественников Средневековья на контурной карте.





12 мин.









7
Итог урока. Рефлексия
Познавательные:
Оценка процесса и результата деятельности
Регулятивные:
Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли.
Учитель отмечает наиболее активных учащихся класса на каждом этапе урока. Подводится итог урока.
Подводится итог новой теме, учащиеся обобщают – что я узнал о географических открытиях древности и Средневековья.

4 мин

8
Домашнее задание

Объявляет д/з: §5, (доделать задание на контурной карте) выполнить задания в рабочей тетради, *Творческое задание: привести примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
Записывают задание в дневники.

1мин

*Дополнительное задание по желанию учащегося, которое также оценивается.