Технологическая карта урока по теме: Важнейшие географические открытия (5 класс)


МБОУ – Ильинская средняя общеобразовательная школа
Составила и провела: Нелюдимова Зинаида Ивановна – учитель географии Ильинской СОШ,, учитель 1-ой категории
Предмет: география.
УМК: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс.
Класс: 5
Тема урока: Важнейшие географические открытия.
Цель урока: выяснить причины важнейших географических открытий, познакомить обучающихся с их ходом и последствиями.
Ресурсы урока: учебник «География. Начальный курс. 5 класс./И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, атлас, контурная карта, физическая карта полушарий, презентация.
Используемое оборудование: демонстрационная компьютерная техника.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма урока: урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные
Обучающиеся смогут:
Работать с текстом учебника (выделять главное), контурной картой.
Анализировать презентацию Обучающиеся смогут:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно определять цель своего обучения; самостоятельно планировать пути достижения целей.
Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль.
Будут сформированы:
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Интерес к новому материалу; умения оценивать свою работу на уроке (осуществлять рефлексию) и работу других обучающихся.
Технологическая карта урока
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1. Организационный момент.
(1 мин.) У.: Ребята, какое сегодня прекрасное осеннее утро! Как сказал А.С.Пушкин: «Унылая пора! Очей очарованье!» Я рада вас всех видеть! Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что у нас все получится.
В мире много интересного,Нам порою неизвестного.Миру знаний нет предела,Так скорей друзья за дело.
Обучающиеся готовят рабочее место. Приветствуют учителя
2. Мотивация и целеполагание(3 мин.) У.: Вы готовы поучиться, в путешествие пуститься?
Что возьмем с собой в дорогу? (Знания, взаимовыручку, смекалку, учебник, атлас, к/карты)
Девиз урока един для всех, кто отправляется в путешествие: «Один за всех, все за одного!»
У.: В списке всемирно известных географов вы найдёте пиратов и авантюристов, бандитов и разведчиков и даже государственных преступников. Они искали золото, а находили всемирную славу первооткрывателей, они гнались за властью и приключениями, а получали имя, записанное на карте. Но большинство из них стремились, открыть неизвестные земли. Люди путешествовали и совершали открытия во все времена. В 21 веке – веке компьютерных и космических технологий можно совершить кругосветное путешествие всего за 50 минут, а когда-то люди на это тратили годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий.
Слайд № 1 Давайте подумаем, какую же тему мы будем изучать на уроке? (Вместе с обучающимися определяет тему, цели и задачи урока.)
Проблемный вопрос: А почему Важнейшие географические открытия? (Ответы обучающихся)
Прежде чем отправиться путешествовать, нужно выяснить, велик ли у нас запас знаний. Формулируют вместе с учителем тему и цели урока и записывают в тетрадь.
3. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
(7 мин.) Географический диктант (Приложение №1)
Взаимопроверка в парах. Слайд № 2 Обучающиеся осуществляют взаимопроверку в парах.
4. Открытие новых знаний
(23 мин.) У.: По ходу нашего путешествия будете заполнять бортовой журнал, который лежит у вас на столе. (Приложение №2)
Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь. А начнем мы наше кругосветное путешествие по следам экспедиций Христофора Колумба. Слайды №3 - 4
Сообщение про Х.Колумба нам подготовила Евсютичева Полина
Работа в парах. (Причины и результаты открытия самостоятельно по учебнику стр.30-31 учебника)
Игра « Угадай, что в черном ящике». (Загадки о культурах привезенных Х.Колумбом из Америки) (Приложение №3)
Самостоятельно дают ответы на вопросы. Работают с презентацией.
Слушают сообщение, анализируют.
Обсуждают и анализируют полученную информацию. Заполняют бортовой журнал.
Отгадывают загадки, высказывают свои предположения.
5. Физминутка(1 мин.) Потянулись и нагнулись. Вправо, влево повернулись, раз- присели, два- мы встали, мы немножечко устали, покрутили головой, словно крутим шар земной. Покачаем мы руками, словно вызвали цунами. А сейчас походим вместе.
Выдох, вдох, выдох, вдох, и продолжим наш урок.
У.: Мы отправляемся по следам экспедиций Ф.Магеллана и Д.Кука.
Работа в группах с учебником.(стр.31-33)
1-ая группа- осваивает информацию об экспедиции Ф. Магеллана; Слайды №5-6
Вопросы: 1) Кто совершил первое кругосветное плавание? 2) Когда Магеллан плыл через этот океан, ему «повезло». В чем это везение? И как назвал этот океан Магеллан?3) Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока?
5)В чем значение путешествия Ф.Магеллана?
2-ая группа- осваивает информацию об открытии Австралии. Слайд № 7
Вопросы:
Что до открытия люди знали об Австралии?
В чем заслуга Виллема Янсзона?
Почему его называют вторым Колумбом?
В чем заслуга голландских мореплавателей в открытии и освоении Австралии?
В чем заслуга Д.Кука?
Обучающиеся делятся на группы. Работают с текстом учебником. Делают записи в бортовом журнале.
Отвечают на вопросы, делают выводы о результатах открытия Австралии и кругосветного плавания Ф.Магеллана.
Демонстрация фрагмента видеофильма об открытии Антарктиды.
Слайд №8
Вопросы: 1) В каком году была открыта Антарктида? 2) Кем был открыт этот материк? 3)Какое значение имело это открытие? 4) Почему этот материк был открыт позже других? Отвечают на поставленные вопросы. Демонстрируют знания. Обмениваются полученной информацией.
Делают записи в бортовом журнале.
6. Включение нового знания в систему знаний
Практическая часть – работа с контурными картами
Задание: Нанесите маршрут путешественника по вашему выбору.
Проверочный тест. Слайд 9 Выполняют тест
Заполняют контурную карту.
7
8.
Итог урока
(3мин)
Рефлексия и оценивание
(3 мин) Подводит итог урока вместе с обучающимися (что нового узнали)Последствия географических открытий:
– Изменились представления о мире.– Получила небывалое расширение торговля,  торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны.– В Европе появился новый товар  – картофель, томаты, фасоль, какао, табак, чай, кофе, шоколад.– Началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии.– Обогащались купцы и предприниматели Европы.
Вспомнить тему урока, цели урока (достигли или нет) Фиксирует результаты урока, успехи обучающихся.
Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Слайд 10
- Открыл(а) новое
- Было трудно/легко
- Был удивлен(а)
- Надо тренироваться
- Я благодарен
А кто мог бы изучать ещё лучше, чем сегодня? Какую оценку вы поставили себе за урок?
Вместе с учителем подводят итог последствий географических открытий
Записывают в тетрадь
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу на уроке.
8. Домашнее задание
мин.) Слайд11 1) Параграф: 6, стр30-34;
2)Индивидуальные задания:
Рабочая тетрадь:
По желанию:1) упр. №6 стр18 (усложн.)
Для всех: 2)упр. №1 стр16 (творч.)
3. Работа с к/к стр.2 -3
Спасибо за урок! Литература:
И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс.: учебник/И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2014. – 140с.
Н.И.Сонин, С.В. Курчина. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География. Начальный курс. 5 класс».- М.: Дрофа, 2014г.
И.И.Баринова, Т.А.Карташова. Методическое пособие к учебнику И.И.Бариновой, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «География. Начальный курс. 5 класс». М.: Дрофа, 2014г.
Атлас. География. 5 класс. – М.: Дрофа, 2013г.
География. 5 класс. Контурные карты. – М.: Дрофа, 2013г.
Интернет- ресурсы.
Электронное приложение к учебнику.
Приложение №1 Географический диктант
Финикийцы открыли_____________ и_____________ острова.
Описал Египет и разливы Нила древнегреческий ученый _________.
Пифей установил зависимость между географической широтой и длиной ____________.
Эратосфен измерил длину ________ и вычислил размеры ___________ и впервые употребил ________.
Ученый, который провел в странствиях в общей сложности 22 года, описал Индию и Китай ___________
Мореплаватель, достигший самой южной точки Африки ____________________.
Мореплаватель, который доплыл до Индии ________________.

Приложение №2 Бортовой журнал
Путешественник, ученый Что открыл и когда Результаты открытия (значение)
Христофор Колумб Фернан Магеллан Джеймс Кук Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев

Приложение №3 Загадки (для «Черного ящика»)

Привязан кустик к колышку.На кустике – шары:Бока подставив солнышку,Краснеют от жары (Томаты) Закопали в землю в мае, И, сто дней не вынимали,А копать под осень стали Клубни весом удивляли (Картофель ).
Вьется длинная лиана
По забору вверх и вдоль
Как созреет для – гурмана
На терелочке…(Фасоль)
Он бывает, детки, разный –
Зеленый, желтый или красный
Бывает жгучим, бывает сладким.
Важно знать его повадки,
На кухне он – глава всех специй!
Угадали, кто это? (Перец)

Приложение № 4 Тест
Кто открыл Америку
А) Ф. Магеллан;
Б) Пифей;
В) Х.Колумб;
Г) Марко Поло.
2. Кто совершил первое кругосветное плавание
А) Д.Кук;
Б) Ф.Магеллан;
В) Васко да Гама;
Г) Геродот.
3. Кто исследовал Австралию
А)Х.Колумб
Б) Д.Кук;
В) Финикийцы;
Г) Б.Диаш.
4. В каком году была открыта Антарктида
А) 1492г. В) 1721г.
Б) 1498г. Г) 1820г.