Технологическая карта урока географии по ФГОС по теме: Важнейшие географические открытия


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №7
Тип урока: комбинированный урок (урок-путешествие)
1 2
Тема «Важнейшие географические открытия»
Цель Содержательная (формирование системы понятий) – познакомить с важнейшими географическими открытиями: материков Америки, Австралии и Антарктиды; с первым кругосветным путешествием Фернана Магеллана.
Деятельностная (формирование умений новых способов действий) – умение работать с контурной картой.
Задачи Образовательные: сформировать представление развития географии через историю географических открытий.
Развивающие: создать условия для развития познавательных интересов к предмету.
Воспитательные: формирование культуры общения при работе на уроке.
Планируемые результаты Предметные:
- учащийся научится: называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время;
называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; показывать по карте маршруты;
- учащийся получит возможность научиться:
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации.
Метапредметные:
1) Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
2) Познавательные:
Логические: решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Общеучебные: работа с текстом и внетекстовыми компонентами: перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу).
Знаково-символические: работа с иллюстрацией, географическими картами.
3) Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развитие навыков сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, освоение основных социальных ролей и правил.
Личностные: формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.
Основные понятия и термины
Персоналии: Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Виллем Янсзон, Джеймс Кук, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.
Межпредметные связи
География, история, обществознание.
Ресурсы:
основные
дополнительные ПК, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал, атлас география 5 класс, электронное приложение, учебник «География. Начальный курс». Авторы: Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И.-М. : «Дрофа», 2014.
Форма урока
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Практическая работа №2.
Методы и приёмы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником, атласом, контурной картой
Технология
«Технология деятельностного метода обучения»
Дидактическая технологическая карта
Этапы урока Базовое содержание урока
(Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы)
Учебно-познавательные и учебно-практические задания Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий
(Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы) УУД
1 . Самоопределение к деятельности.
Мотивационный Приветствие учащихся. Включение в деловой ритм.
Проверка всего необходимого к уроку.
1. Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
2.Географические открытия, которые заслуживают определения «великие» или «важнейшие», совершались на нашей планете на протяжении всей истории человечества. Однако эпохой Великих географических открытий принято назвать исторический период с середины или конца XV до середины XVII веков.
Проанализируйте данное утверждение. Какой у вас возникает вопрос?
3. Какие у вас будут гипотезы?
4. Никакая другая эпоха не была насыщена географическими открытиями, которые имели бы такое исключительное значение для судеб всего мира. Усилиями нескольких поколений мореплавателей и землепроходцев рубежи ойкумены (известных земель) были раздвинуты; мир засверкал новыми красками, предстал во всем своем разнообразии. Запишем в тетрадь.
До Великих географических открытий мир, по представлениям европейцев, исчерпывался Европой, Северной Африкой и частью Азии, что составляло меньше ¼ всей суши.
Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность.
Почему географические открытия конца XV века назвали Великими?
Высказывают свои предположения.
Записывают в тетрадь число, период времени:
конец XV- середина XVII веков – эпоха Великих географических открытий.
Личностные: мотивация учения,
смыслообразования («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на этот вопрос),
нравственно-этического оценивания.
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 1. Давайте вспомним, какие географические открытия совершались в древности и в Средневековье. Покажем на карте маршруты путешествий.
2. Человечеству понадобились века, чтобы узнать, как выглядит наша планета на самом деле. Одну из первых географических карт составил древнегреческий ученый Гекатей (VI-V вв. до н.э.), запишем в тетрадь.
3. На ней Европа, Азия и Африка выглядели совершенно иначе, а других материков и частей света не было. Какие материки вы знаете?
4. Используя атлас, назовите несколько географических объектов, названных в честь великих путешественников.
5. Как вы думаете, благодаря кому на карте появились новые материки и части света.
6. Сформулируйте тему урока.
7. Что бы вам хотелось узнать по теме урока?
8. Какой ожидаете результат?
Вспоминают географические открытия, которые совершались в древности и в Средневековье. Презентуют свои сообщения о жизни путешественников Средневековья.
Записывают в тетрадь: Гекатей (VI-V вв. до н.э.) - древнегреческий ученый, который составил одну из первых географических карт.
Вспоминают материки и показывают на карте.
Называют географические объекты, названные в честь великих путешественников.
Высказывают свои предположения.
Выходят с помощью учителя на тему «Важнейшие географические открытия», записывают в тетрадь.
Высказывают свои предположения.
Высказывают свои предположения.
Личностные: формирования границ собственного знания и «незнания».
Регулятивные: ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Познавательные: общеучебные – освоение начальных форм познавательной рефлексии.Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме.
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации 1. Какую ставим цель урока?
2. Для достижения цели урока, необходимо:
- рассмотреть важнейшие открытия материков;
- обозначить на контурной карте маршруты путешественников.

Определяют цель урока – познакомиться с важнейшими географическими открытиями материков: Америки, Австралии и Антарктиды.
Называют задачи:
Изучить
Определить
Повторить
Составить…
Личностные: воспитание культуры на уроке.
Регулятивные: контроль ответов сверстников.
Познавательные: общеучебные – выдвижение цели, умение делать умозаключение.
Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения.
4. Построение проекта
выхода из проблемно
ситуации затруднения Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания. Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний.
Регулятивные: планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий.
5.Реализация построенного проекта
(изучение нового материала) Организует деятельность учащихся по работе с новой информацией.
Продолжает работать «Школа географа-следопыта». Мы отправляемся в путешествие по следам важнейших географических открытий.
Работаем в группах: выбираете средство передвижения, определяете название своей экспедиции.
Используя § 6 учебника, атласы, энциклопедии, контурные карты, каждая команда отправляется открывать неизвестный до эпохи «Великих географических открытий» материк:
1 команда: открытие Америки;
2 команда: первое кругосветное путешествие;
3 команда: открытие Австралии;
4 команда: открытие Антарктиды.
Каждая команда заполняет бортовой журнал (таблицу) свое путешествие: «Важнейшие географические открытия».
Презентация своего путешествия.
Заполнение колонок таблицы других команд и намеченных маршрутов.
Физкультминутка. Выполнение практической работы №2.
Название экспедиции:_________________________
«Важнейшие географические открытия»
Пользуясь текстом учебника §6 , заполните таблицу:
Учёный, путешественник Время путешествий Что открыл, исследовал, описал
Христофор Колумб Фернан Магеллан
Вилем Янсзон
Джеймс Кук
Ф.Ф. Беллинсгаузен,
М.П. Лазарев
445770502920Обозначьте на контурной карте маршруты великих путешественников. Подпишите названия материков, открытых этими путешественниками.
Какие методы географических исследований вы использовали, выполняя эту работу?
3. Внимательно слушают, комментируют и корректируют и фиксируют ответы в таблице.. Выполнения упражнений общего воздействия согласно СанПиН 2.4.2.2821-10
Личностные: взаимопомощь.
Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов.
Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Коммуникативные:
- осознанно строить речевое и
письменное высказывание;
- готовность слушать собеседника и вести диалог.
6. Первичное закрепление учебного материала Какие части света и материки были известны древнегреческим ученым?
Кто совершил первое кругосветное путешествие?
Проследите по карте (рис. 28) маршруты четырех экспедиций Колумба. Во время, каких из этих экспедиций он побывал только на островах, а во время каких – на материках Америки? Отвечают устно на вопросы. Регулятивные: коррекция- внесение необходимых дополнений.
7. Самостоятельная работа (первичная проверка умений) Организует индивидуальную работу – тестирование.
Использование индивидуальной формы работы:
• самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового
способа действия;
• осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом;
• оценивание своей самостоятельной работы.
Сравнение ответов с эталоном и коррекция своих ответов.
1. В какие года проходило кругосветное путешествие Фернана Магеллана:
А) 1519 – 1522 Б) 1492 – 1504 В) 1768-1771 Г) 1271 – 1295
2. Какой временной период охватила Эпоха Великих географических открытий:
А) 10 в. – 15 в. Б) середина 17 в. – 20 в. В) Конец 15 в. – середина 17 в. Г) 13 в. – 15 в.
3. В каком году была открыта Америка:
А) 1173 Б) 1497 В) 1742 Г) 1492
4. Какой из существующих материков был открыт позднее всего:
А) Африка Б) Австралия В) Антарктида Г) Южная Америка
Регулятивные: умение оценивать свою работу.
8. Включение новых знаний в систему
и повторение
(рефлексия содержательная) Подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала (устно).
Включение новых знаний в систему знаний.
1. По краткому описанию жизни, отгадайте имя великого путешественника:
Был родом из Португалии, поступил на службу к испанскому королю. В 1519 году, командую экспедицией из 5 кораблей, отправился в плавание. Первым пересек Тихий океан, дав ему это название, поскольку в это время стояла хорошая и спокойная погода. Погиб на Филиппинских островах в схватке с местным населением. Единственный оставшийся корабль из его экспедиции, завершил данное плавание, вернувшись в Испанию, и, совершив, таким образом, первое в истории кругосветное путешествие.
2. По краткому описанию жизни, отгадайте имя великого путешественника:
Родом из Англии. В 1768 году возглавил экспедицию, целью которой стали поиски новых земель в Тихом океане. Открыл множество групп островов в Тихом океане, которые в совокупности получили название Океания. Нанёс на карту восточное побережье Австралии и объявил данный материк владениями Англии. За всю жизнь совершил два кругосветных путешествий и погиб во время третьего.
Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества.
Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей, на основе ранее усвоенных способов действий.
Личностные: формирование эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей.9. Рефлексия деятельности (итог урока)
Рефлексия эмоционального состояния Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного вы узнали?
2. Какие действия вы совершили на уроке, чтобы доказать следующее утверждение…
3. Какими источниками информации мы пользовались для того, чтобы узнать (по теме урока)?
4. Оцените свою работу на уроке, подсчитывая баллы.
На уроке Я…(+ или -)1. Своей работой на уроке в целом я доволен
2. Своей работой в группе (паре) я доволен
3. Для меня не было подходящего задания
4. Урок для меня показался коротким
5. За урок я устал
6. Мое настроение улучшилось
7. Материал урока мне был интересен
8. Материал урока мне был полезен
9. Сегодня на уроке мне было комфортно
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:
Ι. Актуализация знаний.
* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.
ΙΙ. Открытие нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей.
ΙΙΙ. Применение нового знания.
* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы. Ответы обучающихся.
Письменная рефлексия, на уроке я:
Располагают каравеллы на настенной карте.
Практическая работа Тестирование
Заполненная таблица, согласно эталону 1-4 балла
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение выражать свои
мысли; формулировать
собственное мнение и позицию.
Личностные:
осуществление личностной рефлексии при подведении итогов.
10. Домашнее задание 1. Обязательное для всех:
- §6, вопросы после §.
2.Дополнительное (по желанию или на выбор):
А) Задания электронного приложения и рабочей тетради;
Б) Презентация (сообщение) о путешественнике и его экспедиции. Определяют объем и содержание домашней работы, относящейся к следующему этапу обучения.
Записывают д/з в дневник. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.