Выступление на районной августовской конференции по теме: Взаимодействие семьи и школы:


Взаимодействие семьи и школы:
проблемы, находки, перспективы
Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Ивнянская СОШ № 1»
Дмитриева Г.А.

Семья и школа – это берег
и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.
Л.А. Кассиль

Воспитывает всё: люди, вещи, явле ния. Но, прежде всего, – люди. Из
них на первом месте – родители и
педагоги.
А. Макаренко
На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство уверенно отвечают – семья и школа. В ситуации масштабного кризиса доверия между семьей и школой только понимание ими своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, не оппонента, а партнера, и практические действия в этом направлении могут дать положительный результат.
В стандартах первого поколения на первое место была поставлена обучающая функции школы. С введением стандартов нового поколения первостепенное внимание уделяется воспитательной роли школы и семьи. Это связано с тем, что в современном обществе важнейшей проблемой стало духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, без которого невозможно дальнейшее развитие нашей страны. Полноценным воспитание не может быть без тесного сотрудничества образовательного учреждения с семьями обучающихся.
В комментариях проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» изложены требования об усилении взаимного контроля: педагогические работники предлагают усилить меры дисциплинарного воздействия на обучающихся и ответственность со стороны родителей за воспитание и образование детей, а родительское сообщество – разработать механизмы, позволяющие им контролировать образовательный процесс и работу образовательного учреждения, родители также высказались за усиление воспитательной роли школы.Насущными проблемами образовательного учреждения на сегодняшний день стали:
Усиление мер дисциплинарного воздействия на обучающихся и ответственность со стороны родителей за воспитание и образование детей;
Усиление воспитательной роли школы;
Родительский контроль за образовательным процессом и работой образовательного учреждения;
Недостаточная осведомлённость родителей в вопросах детской психологии;
Устаревшие формы работы с родителями обучающихся.
В школе накоплен значительный позитивный опыт конструктивного взаимодействия семьи и школы. Разработана и реализуется программа «Школа и семья», ключевыми задачами которой являются:
создание условий для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы;
повышение роли семьи как социально-образовательного института;
координация усилий семьи и педагогического коллектива по социальной защите детей, решения актуальных проблем воспитания учащихся;
вовлечение родителей в управление школой и ознакомление их с ходом и содержанием образовательного процесса;
создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественной значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
Реализация программы была начата с изучения семей обучающихся. Были составлены социальные паспорта классов и школы, включающие характеристику семей: состав семьи, занятость родителей, образовательный и социальный уровень, увлечения родителей и т.д.
Организована диагностическая работа через анкетирование, тестирование, личные беседы, наблюдения, посещения семей, ведется учет неблагополучных семей, «трудных» подростков, детей – сирот и инвалидов, организуется целая система работы с ними.В нашей школе созданы все условия для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением: организована работа управляющего совета, общешкольного родительского комитета, Совета профилактики.
Если школа сможет сделать родителей своими партнерами, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию страны. И никогда-то завтра, а уже сейчас.
Результатом взаимодействия семьи и школы должно стать наиболее полное осуществление воспитательного потенциала семьи, расширение ее возможностей как воспитывающей среды, предупреждение возможных ошибок в «родительской педагогике», помощь родителям, согласие и сотрудничество в образовательно-воспитательном процессе в интересах детей.
Родители наших учащихся – люди разного возраста, разнообразных профессий, отличаются друг от друга психологией, уровнем образованности, культуры, общественной активности, педагогической грамотности и подготовленности. При всей широте различий отцов и матерей с первых минут пребывания детей в классе, в школе родителей сближает осознанная действительность – дети живут, учатся единой семьей, из которой вырастает дружный коллектив. Именно поэтому взаимодействие семьи и школы должно строиться на следующих идеях:
Отказ от традиционного подхода в работе с родителями;
Семья должна стать активным участником педагогического процесса, преобразований, происходящих в школе;
Ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать согласие, взаимопонимание, сотрудничество в интересах развития и становления личности ребёнка;
Основой сотрудничества должно быть педагогическое мировоззрение, доминанта которого - гуманистический взгляд на ребенка, оптимизм в оценке возможностей его развития;
Главное направление в сотрудничестве школы и семьи - развитие личности ребенка, его задатков, способностей, интересов.
Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи позволяет педагогу ближе познакомиться с учеником, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. В нашей школе такая работа проводиться с помощью комплексных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества. На базе этих данных составляются расширенные социальные паспорта классов.
В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями для обогащения их психолого-педагогическими знаниями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Школа не может взять на себя роль воспитателя родителей, но она может и должна оказывать постоянное педагогическое влияние, руководить семейным воспитанием, что предполагает ряд аспектов:
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей,
знакомство с бытовыми условиями учащихся;
группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала;
составление программ совместных действий;
анализ результатов совместной воспитательной деятельности;
мониторинг социальной ситуации в микрорайоне школы;
вовлечение родителей в органы школьного самоуправления
Эффективными формами работы также являются индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, родительские собрания, родительский лекторий, лекции (Тематика лекций должна быть проблемной, например: «Как помочь ребенку преодолеть конфликты в общении с одноклассниками (родителями, учителями ...)?»), конференции, прaктикумы-тренинги, педагогическая дискуссия или диспут («Выбор профессии - чье это дело?», « Мы и родители» и др.), ролевые игры («Ребенок получил двойку...» и др.), консультации, переписка с родителями как письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
На данный момент в школе сформирован дружный коллектив детей и родителей, в котором каждый ребенок нашел свое место, смог самореализоваться, самоутвердиться.
Родители принимают участие в традиционных школьных делах, таких как игра «Зарница», конкурс агитбригад, игра «Школьная лига КВН», показательные выступления юных спортсменов, песенные и театральные фестивали, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вот какая мама, золотая прямо!», «Вместе с папой», «А ну-ка, бабушки!», различные экскурсии, походы.Положительные эмоции оставила «Семейная гостиная», в которую вошли конкурсы семейных традиций в форме визитных карточек, представление рецептов из «бабушкиного сундучка» (с дегустацией блюд), конкурсы: «Старая мода на новый лад», «Семейное хобби».

Были созданы проекты «Мой папа – самый лучший», «Женщины нашего рода», «Им награду за храбрость вручила страна».
Родителями и школой были организованы и проведены экскурсии по местам боевой и трудовой славы Белгородчины, по святым местам нашего края, в Свято-Никольский храм п.Ивня. Совместно с семьями были организованы спортивные праздники, выходы на снежную горку, на каток.
Наши обучающиеся являются победителями и призёрами конкурсов и фестивалей творческих работ разного уровня: «Моя малая Родина» в номинации «Крестьянские родословные», конкурса творческих работ юных корреспондентов прессцентров детских общественных организаций «Свой голос» в номинации «Династия», детско-юношеского литературно-художественного конкурса «Я помню! Я горжусь!», «Моя семья» в номинациях: «Литературное творчество», «Декоративно-прикладное творчество» и «Изобразительная деятельность», «История моей семьи в истории моего края», «Край родной - Белгородчина» в конкурсе сочинений «Моя семья в истории Белгородской области», «Детство без границ» в конкурсе «История моей семьи», «Что ни имя – то легенда…» (Педагогические династии Святого Белогорья).
Таким образом, современная российская школа начала 21 века находится в поиске новых подходов к активному вовлечению родителей в процесс воспитания детей. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.
Дорогие мамы и папы, наше счастье заключается в счастье наших детей. И от того, какими мы их воспитываем, зависит наше настоящее и будущее. Наши дети воспитываются каждым сказанным словом, каждым выполненным делом. Ежечасно, ежеминутно родители своим примером, своим отношением к людям, к труду, к дому воспитывают своих детей. Терпения вам и мудрости! Постарайтесь мобилизовать все свои способности, чтобы достичь главного – взаимопонимания с детьми, ибо народная мудрость гласит: «Терпение и труд всё перетрут».