Информационная компетентность как средство развития учительского потенциала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. НОВЫЙ БАТАКО»









«Информационная компетентность
как средство развития учительского потенциала»





Доклад подготовила
Кудухова Надежда Васильевна
учитель физики




январь, 2017 год
Использование информационных технологий в обучении позволяют по-новому решить многие педагогические задачи. В настоящее время разработано много обучающих программ, позволяющих изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями. Другие программы позволяют "увидеть" тот материал, который трудно представить учащимся.
Преимущества компьютера как средства поддержки учебного процесса достаточно широки (наглядность, быстрота доступа к большим объемам информации др.). Однако создание полноценных программ, использующих средства мультимедиа, требует достаточно высокого уровня знаний и опыта, поэтому под силу лишь подготовленному программисту. Большинство же учителей (особенно учителей физики, которым применение мультимедиа-технологий могло бы дать максимальные преимущества, но которые, как правило, обладают гораздо меньшим опытом работы с компьютером, чем учителя информатики) такими знаниями не обладает.
Один из путей решения данной проблемы - предоставить учителям физики возможность самостоятельно разрабатывать необходимые им мультимедийные программные средства учебного назначения, обладая при этом лишь основными навыками пользователя ПК.
Важным направлением использования компьютеров в образовании является применение сетевых технологий, создание единой информационной образовательной среды с подключением к глобальной сети Интернет. Это позволяет удовлетворить образовательные потребности, обеспечить доступ к информационным ресурсам, формирует информационную культуру, способствует переходу учебного процесса на качественно более высокий уровень, повышает эффективность самостоятельной работы учащихся. В результате открываются большие возможности для внедрения передовых технологий и в первую очередь мультимедия – технологий, позволяющих создать на уроке эффект виртуальной реальности.
Применение ИКТ при изучении физических явлений расширяет возможности преподавателя, позволяя ему использовать современные методы исследования и сочетать теоретическое изучение явлений с компьютерным моделированием, демонстрацией видеофрагментов и анимаций, реальным экспериментом, в котором компьютер выступает в качестве части экспериментальной установки или для обработки результатов измерений и т.д.
Основным инструментом учителя, использующего ИКТ, является персональный компьютер, соединенный по локальной или глобальной сети с другими ПК, к которому подключены различные периферийные устройства: принтер, сканер, микрофон, колонки, цифровая фото и видеокамера, проектор и т.д. Результативное использование этих сложнейших электронных устройств требует не только понимания современных методов обработки информации, принципов функционирования ЭВМ и периферийных устройств, но и осознания возможностей и овладения методикой использования информационных технологий в образовании.
Традиционная методика использования ИКТ предполагает, что учитель формулирует учебную задачу, которая может состоять в изучении того или иного вопроса, решении некоторой проблемы, написании компьютерной программы. Учащийся, используя ПК с соответствующим программным обеспечением, решает поставленную задачу. В ряде случаев компьютер оценивает работу учащихся.
Внедрение ПК в учебный процесс привело к изменению роли учителя. Возможность использования электронных источников информации превращает его в наставника, который не столько сообщает новую информацию, сколько управляет развитием учащегося, сотрудничает с ним при решении учебных задач. На уроках физики также дают возможность повысить эффективность урока, работать с обучающими дистанционно, оказывать консультации родителям и ученикам, оперативно доводить информацию до родителей обучающихся, создавать архив методических материалов с обеспечением общего доступа к ним, размещать информацию различного уровня на веб- ресурсах , создавать электронные словари и др. Процесс обучения необходимо рассматривать как активное вовлечение учащихся в конструирование собственных знаний. Активная самостоятельная продуктивная работа школьников должна стать приоритетной в образовательном процессе. Это способствует гармоническому формированию творческой и деятельной личности обучаемого.
Педагоги и учащиеся должны активно экспериментировать, открывать, создавать.
Рассмотрим способы использования ИКТ.

Информационные технологии в преподавании предмета «Физика»

Методы обработки информации:
1. Создание и обработка текстовых и графических файлов с помощью текстовых и графических редакторов;
2. Использование баз данных и динамических таблиц для систематизации информации, составления отчетности;
3. Обработка видео-, аудио- и фотоматериалов с помощью фото и видеокамер, видео- и аудиотехники. Создание презентаций, анимаций.

Программирование на компьютере:
1. Изучение языков программирования «Роболаб»,;
2. Решение математических, физических задач ;
3. Компьютерное моделирование и вычислительный эксперимент.

Мультимедиа-технологии:
1. Получение информации с помощью электронных энциклопедий, словарей, учебников, переводчиков;
2. Использование обучающих программ и компьютерных игр для развития учащихся;
3. Оценка уровня знаний с помощью тестирующих программ.

Сетевые технологии:
1. Получение информации из энциклопедий и словарей, информационно-поисковых систем Интернет;
2. Дистанционное обучение и тестирование в сети Интернет;
3. Создание Web-сайта, размещение информации в сети Интернет.

Эксперименты с компьютером:
1. Использование ПК как измерителя времени, напряжения, частоты сигнала.
2. Применение ПК в качестве источника сигналов заданной формы.
3. Компьютерный измерительный комплекс «L-micro».

Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, в том числе и от уровня самой техники, и от качества используемых обучающих программ, и от методики обучения, применяемой учителем. В современном кабинете должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном. Компетентностный подход в общем и среднем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. Результат образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Главная задача системы общего образования – заложить основы информационной компетентности личности, т.е. помочь обучающемуся овладеть методами сбора и накопления информации, а также технологией ее осмысления, обработки и практического применения.

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики.
Современный электронный учебник представляет собой комплекс программного и педагогического обеспечения, в котором широко используются интерактивный текст, мультимедийные картинки, видеофрагменты, анимации, учебный материал разбит на систему модулей, связанных гиперссылками. Электронные учебные энциклопедии и словари могут быть классифицированы по структуре: алфавитные и систематические; по содержанию информации: универсальные и предметные, специализированные; по уровням и профилю образования: общеобразовательные и профильные; по форме представления информации: электронные копии традиционных энциклопедий и мультимедийные энциклопедии; по исполнению: как разновидность локальных информационных ресурсов и как разновидность ресурсов сети Интернет; по степени активности виртуальной среды: пассивные (сообщающие требуемую информацию) и интерактивные (предусматривающие обратную связь с пользователем). Как правило, электронная учебная энциклопедия представляет собой упорядоченную систему отдельных модулей, в каждом из которых представлена информация по соответствующему вопросу. Используется гипертекст, содержащий рисунки, фотографии, анимации, фильмы с аудио-сопровождением. Иногда содержатся методические рекомендации и задания для учащихся. Набор образовательных CD и DVD дисков, содержащих различные обучающие и тестирующие программы, электронные учебники и энциклопедии, учебные фильмы, тематический каталог предметных и методических пособий, позволяет создать электронную медиатеку, которую удобнее всего организовать на базе компьютерного класса, имеющего выход в Интернет. В результате использования компьютерной техники повышается интерес к изучаемому предмету, растет качество образования, активизируется познавательная деятельность, формируется научное мышление, осуществляется индивидуальный дифференцированный подход, творческое развитие личности, учащиеся глубже овладевают ИКТ
На уроках использую электронные учебники:
1С:Школа.Физика.7-11 классы. Библиотека наглядных пособий. Дрофа
1С:Школа.Физика.Подготовка к ЕГЭ .10-11 классы. Дрофа.

1С: Образование 4.Школа. Цифровые образовательные ресурсы.
1С: Образование 4.Школа. Цифровые образовательные ресурсы. Физика . 10 класс. Чижов Г.А., Ханнанов Н.К.Издательство «Дрофа»
Информационные объекты, входящие в эти электронные ресурсы можно классифицировать по следующим типам:
Видеофрагменты, представляющие собой физические эксперименты, занимательные опыты, современные игрушки (сувениры), в которых наблюдаются эффектные физические явления, и современные технические устройства.
Видеофрагменты полезно использовать при недостаточной укомплектованности кабинета физики средствами, позволяющими проводить демонстрационные опыты и эксперименты. Ряд известных экспериментов требуют затемненного кабинета, длительной подготовки или проекционного оборудования (отражение свечи, поляризация света, полное внутреннее отражение), поэтому их также сложно показать в реальных условиях. Конечно, если имеется возможность показать реальный эксперимент, то это следует сделать. Видеофрагменты хороши для повторения, самостоятельной работы учащихся.
2. Анимации, представляющие собой динамичные иллюстрации теоретических представлений, работы технических устройств или природных явлений. Некоторые из них является короткими фрагментами без звука, которые могут сопровождать рассказ учителя, другие анимации имеют звуковое сопровождение, согласованное с визуальными смысловыми акцентами, и может использоваться для самостоятельного просмотра учащимися с последующим обсуждением.
3. Фотографии природных явлений, бытовых приборов и приспособлений, экспериментальных установок, технических объектов, портреты ученых. Они призваны проиллюстрировать экспериментальную базу, на которой строятся физические представления и многочисленные технические применения физических явлений, открытых в лаборатории.
4. Рисунки, которые являются иллюстрациями к текстам сопровождаемых учебников и представляют собой схемы приборов, экспериментальных установок, электрических цепей, образное представление физических величин, символьное изображение протекающих процессов, модельных представлений об их протекании, а также графики зависимостей физических величин от времени, расстояния и т.п
5. Текстовые фрагменты, представляющие собой определения физических понятий, величин, явлений, формулировки законов и границ их применимости, описания важнейших технических устройств, упоминающихся в школьных учебниках.
6. Обобщающие таблицы, являющиеся сводом основных понятий и законов, изученных в данной теме. Обобщающие таблицы могут содержать разнообразную информацию: текстовую, графическую, символьную и т.д.
7. Подборка тестовых заданий для контроля знаний по содержанию.
Тесты, позволяют проверить уровень усвоения учащимися различных тем, оценки за которые выставляются в электронный журнал.
8. Подборка аудиотреков с рисунками для заучивания терминов, определения и формулировки законов, для проверки правильности ответов, для самопроверки.
9. Интерактивные задачи. Иллюстрированная подборка вопросов и задач. Для отработки умения решать задачи
10.Интерактивные модели. Позволяют графически решить поставленных ситуаций, провести эксперименты в виртуальной лаборатории, построить графики
11.В некоторых учебниках есть журнал, позволяющий контролировать учащихся при самостоятельной работе
11.Справочные материалы.
Использование мультимедийных ЦОР позволяет создавать образовательную развивающую среду для формирования коммуникативных компетенций : обсуждение, работа с информацией,решение поставленной проблемы.

Использование Интернет-ресурсов на уроках физики.

Интернет-технология автоматизированный способ хранения, передачи и получения требуемой информации, существующей в режиме постоянного обновления, с помощью глобальной телекоммуникационной сети. Всемирная Паутина (World Wide Web WWW) позволяет получать доступ к различным каталогам, базам данных, пользоваться электронной доской объявлений, проводить компьютерные конференции, общаться в реальном масштабе времени, то есть читать информацию по мере ее ввода другим пользователем. Это делает возможным дистанционное образование, предполагающее доступ обучаемых к информационным ресурсам по Интернет, использование электронной почты для рассылки учебных текстов и контрольных работ, участие в Интернет- олимпиадах.
Это позволяет развивать информационную компетентность.

Информационная компетентности
Задачи по формированию

Формирование процессов переработки информации

Выработать у учащихся умение анализировать поступающую информацию.
Научить учеников формализации, сравнению, обобщению, синтезу полученной информации с имеющимися базами знаний.
Сформировать алгоритм действий по разработке вариантов использования информации и прогнозированию последствий реализации решения проблемной ситуации.
Выработать у учащихся умение генерировать и прогнозировать использование новой информации и взаимодействие ее с имеющимися базами знаний.
Заложить понимание необходимости наиболее рациональной организации хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти.

Формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций ученика
Создавать условия, которые способствуют вхождению ученика в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций.

Понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации
Сформировать у учащихся умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического средства в зависимости от его основных характеристик.
Сформировать понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности.
Ознакомить учеников с особенностями средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков.
Сформировать у учащихся технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий).

Навыки коммуникации, умения общаться
Сформировать у учащихся знание, понимание, выработать навыки применения языков (естественных и формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных).

Способность к анализу собственной деятельности
Сформировать у учащихся способность к осуществлению рефлексии информации, оценки и анализа своей информационной деятельности и ее результатов. Рефлексия информации предполагает раздумья о содержании и структуре информации, перенос их на себя, в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании информации, о возможности использования человеком ее содержания в разных ситуациях деятельности и общения.


В организации воспитательной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация и фотоматериал для разработки и проведения внеклассных мероприятий на различные темы, а иногда и готовые разработки мероприятий. Использую Интернет для самообразования, расширения кругозора. Владение электронной почтой помогает поддерживать общение с нужными пользователями и учреждениями. Интернет дает большие возможности для общения с учениками и их родителями: электронная почта, гостевая книга на сайте школы.
Привлекаю учащихся к поиску информации для проведения различных мероприятий, политинформаций. Появилась возможность для классного руководителя как участие в Интернет – конкурсах, фестивалях (например, http://www.ppoisk.nm.ru, http://1september.ru), где классный руководитель может также поделиться своим опытом работы. Размещаю свои разработки на персональном сайте.

Использование презентаций на уроках физики
При подготовке к урокам незаменимым помощником учителя физики может оказаться приложение Power Point, входящее в состав пакета Microsoft Office. Это приложение позволяет учителю самостоятельно по собственному сценарию подготовить интерактивное мультимедийное пособие к уроку по любой теме с минимальными временными затратами. Оно отличается от других интерактивных средств, для аналогичных целей простотой, так как построено по принципу "программирование без программирования", и его основные возможности могут быть освоены учителем всего за несколько часов самостоятельной работы за компьютером.
К преимуществам Microsoft PowerPoint как инструментального средства разработки мультимедиа-приложений можно отнести:
доступность (пакет Microsoft Office сегодня считается стандартным программным обеспечением практически для любого персонального компьютера);
легкость в освоении и простоту создания мультимедиа-презентаций (при достаточно широком наборе имеющихся возможностей, в частности, для реализации "оформительских" анимационных эффектов;
возможность переноса данных из других приложений Microsoft Office, что позволяет включать в создаваемые презентации материалы, ранее подготовленные средствами Word и Excel.
Презентации на уроках физики могут быть применены как замена плакатов или таблиц который встречаются во всех разделах физики. С помощью одного компьютера и диапроектора можно показывать ученикам различные плакаты и таблицы с возможностью увеличения или выделения какой-либо части таблицы простым движением руки. Отпадает необходимость в использовании всякого рода графопостроителей и диапроекторов старого типа. Также несомненным удобством такой замены является то, что новые материалы для использования на уроках не надо заказывать или покупать, потому что посредством программы Power Point, их легко сделать самому или можно скачать из глобальной сети Интернет.
Рассмотрим преимущества применения презентации взамен устаревшим плакатам:
Одним из основных преимуществ применения презентаций является то, что посредством презентации легко показать картину движения физических объектов (например молекул) которая практически не разрешима при применении обычных плакатов.
Еще одним из преимуществ компьютерных презентаций является их малогабаритность, сотни и даже тысячи презентаций можно уместить на небольшом диске или флеш карте. В отличии от больших стопок и рулонов плакатов.
Если возникает необходимость изменить какой-то плакат то приходится покупать новый, а презентации легко могут быть модифицированы исходя из современных научных и педагогических требований к ним.
Применение презентаций на уроках физики в качестве демонстрационного материала намного выгоднее в плане обучения, так как внесение новинок и красок в урок делает его более запоминаемым и понятным.
При подготовке презентации необходимо заранее продумывать структуру урока, последовательность слайдов должна предполагать определенный темп и логику изложения материала, т.е. в процессе подготовки презентации создается сценарий проведения урока.
Презентации демонстрируются самим учителем непосредственно в кабинете физики, с помощью переносного мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Изображение проецируется на большой настенный экран. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение.
Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Можно разработать также презентации-опросы для входного тестирования на первом уроке нового учебного года для 8-11 классов. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала. Такой входной тест актуализирует материал, пройденный учениками в предыдущем учебном году, позволяет экономить время на повторение. Презентацию можно использовать при  закреплении  нового материала.
На этапе закрепления новых знаний можно провести  игру (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме следует ответ учащегося возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока динамично можно повторить основные этапы.
Организуя внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы часто готовлю и использую электронные презентации («Профилактика алкоголизма и курения среди подростков», «Влияние сотовых телефонов на организм человека», «Правильный рацион питания» и др. ), которые позволяют красочно и наглядно представить материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия. 
Для того чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности, необходимо, чтобы учитель в полной мере владел методикой обучения любому методу. Поэтому очень важно самообразование педагога, его готовность постоянно овладевать новыми методами и формами работы, активное включение инноваций в учебную деятельность.

Использование ИКТ на уроках является необходимым элементом учебной работы по физике. Нужно помнить одну старую, давно известную истину: всё хорошо в меру. Нельзя переусердствовать. ИКТ дают ученикам возможность самим выбирать темп обучения в соответствии со своими индивидуальными особенностями, и проводить опыты и эксперименты по физике у себя дома на компьютере. Поэтому можно сказать, что ИКТ имеют большое значение для конкретизации знаний учащихся, для привития им умения видеть различные конкретные проявления общих законов. Без такой конкретизации, знания остаются книжными и не имеют практической ценности.
Использование ИКТ способствует приобщению к самостоятельной творческой работе, приучает анализировать изучаемые явления, помогает глубже проникнуть в их сущность, знакомит с методами моделирования физической ситуации, способствует политехническому образованию школьников и играет важную роль в профессиональной ориентации.
В процессе моделирования ученики сталкиваются с необходимостью применять полученные знания по физике в жизни, глубже осознают связь теории с практикой. Наиболее четко отражается это при моделировании физических процессов на ПК.
Применение ИКТ не должно носить случайного характера, а должно проводиться в органической связи с изложением учебного материала и со всем педагогическим процессом в целом, целесообразно сочетать его с классическим демонстрационным экспериментом показывая эффективность компьютерной модели.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся
Процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.
Необходимо пересмотреть используемые технологии, средства и методы обучения и выбрать наиболее подходящие при изучении физики.
Необходимо четко определить место и роль робототехники в образовательном пространстве школы.
Индикативные показатели свидетельствуют о том, что учащиеся занимающиеся робототехникой в кружке демонстрируют прочные знания и хорошо сформированные навыки практической деятельности, как общеучебные, так и специальные.
На основании анализа всех индикативных показателей опыта можно смело сказать, что выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась.
Подводя итог моей работы можно сказать, что разработка и внедрение курса «Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках физики» еще не окончены. Предстоит доработка методических и дидактических материалов элективного курса и для встраивания робототехники в курс физики.
Также я понимаю, что направление образовательная робототехника имеет большие перспективы развития. Оно может быть внедрено в такие учебные предметы как физика, технология, окружающий мир в начальной школе. То есть со временем нужен системный подход школы к встраиванию робототехники в образовательное пространство школы.
Привлечение школьников к исследованиям в области физики, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества     образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий. Это позволит выпускнику школы соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.


V.Список литературы

Степанов С.В. Проектирование урока в системе компетентностного образования.Справочник заместителя директора школы №9\2009г
Погонец З.В.Система работы учителя по активизации позновательных интересов учащихся при изучении физики,Образование в современной школе №10\2007г
Иванов Д.А. Компетентностный подход в современном образовании. Справочник заместителя директора школы №1\2009, №2\2009г
Юденко М.Н. Формирование ключевых компетенций на уроках физики.Физика.Все для учителя.№1\2012г
3. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» –www.eidos.ru .
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс]. ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» – www.eidos.ru.
Хуторской А.В. Современная дидактика. – М., 2001
5. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе.– М., 20013
6. Материалы авторской мастерской Л.П. Босовой [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2016 года [Электронный ресурс]. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Ьђ Заголовок 1Ьђ Заголовок 2Ьђ Заголовок 3Ьђ Заголовок 4Ьђ Заголовок 5Ьђ Заголовок 6Ьђ Заголовок 7Ьђ Заголовок 8Ьђ Заголовок 915