Конспект урока по русскому языку на тему УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ТРУДА. «ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК И ДРУГИЕ» (7 класс)

МИЩЕНКО Н.А.

7 класс
Русский язык
ТЕМА. УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ТРУДА.
«ЗАЙЧИК НА ПАЛЬЧИК И ДРУГИЕ».
Цель: рассказать о старинных русских народных куклах-оберегах;
в ходе рассказа изучить основные приёмы изготовления куклы Подорожицы;
учить писать сочинение-описание, содержащее порядок изготовления одной из русских кукол-оберегов;
Развивать мышление, речь , самостоятельность. Воспитывать интерес к изучению истории Родины.
Ход урока:
- О теме сегодняшнего урока мы погорим позже. Соответственно, и о цели. Могу только сообщить, что сегодня у нас УРР.
-Предлагаю , вам первое задание. 5 и 3. Как вы думаете , как связаны эти цифры с нашим уроком?Повторяю у нас сегодня УРР.
("5"-5 стилей речи;"3"-3 типа речи):
Если мы сообщаем научные сведения , то прибегаем к ... Если составляем различные документы, то пользуемся ... Если мы читаем произведения художественной литературы , то обращаемся ... Если пишем статью в газету или готовим выступление по какой-либо острой общественной проблеме , то пользуемся ... -А вот второе задание называется , закончи фразу: С помощью этих вопросов мы восстановим наши знания о стилях речи. -О каком стиле речи мы не вспомнили. Когда используется? -Для выполнения третьего задания предлагаю вам обьединиться в группы и поиграть в пазлы. Соберите пазлы , восстановите картинку , наклейте. Опираясь на изображения , озвучьте , с каким типом речи вы работали. Объясните свой выбор.(3-описание,вывешивание структ. схемы) -Итак , мы с вами хорошо подготовились. Пришло время узнать тему урока. (Показываю зайчика) -Как вы думаете, что это такое ? Для чего этот предмет предназначен? Для чего был необходим? Это современная игрушка? Так вот тема нашего урока звучит так : "Зайчик на пальчик и другие". -Чтобы сформулировать цель нашего урока (т.е. ответить на вопрос ,чем мы сегодня будем заниматься , чему будем учиться , предлагаю вам отправиться в музей русской игрущки . Вот фрагмент этой экспозиции . -Какая из кукол, на ваш взгляд, самая необычная? Почему? -Только ли для нас , современных людей , интересен внешний облик куклы?(История, способ изготовления) -Так какова же цель нашего урока? Цель: 1) узнать побольше о старинных куклах-оберегах; 2) изучить основные приёмы изготовления; 3) учиться писать сочинение-описание , содержащее порядок изготовления одной из старинных русских народных кукол).
Итак , немного истории. Учёные считают , что русской народной кукле ~ 5000 лет. Сейчас известно
~ 90 видов кукол. (С некоторыми из них мы познакомимся на уроке).С давних времен игра в куклы поощрялась взрослыми. - Почему? (Играя в них , ребёнок учился вести хозяйство, обретая образ семьи. Кукла не простая игрушка, а символ продолжения рода , залог семейного счастья). В каждой семье куклу делали по-своему . Традиционно кукла была тряпичной . В иных домах их до 100 шт. накапливалось. С 5 лет потешку могла сделать сама девочка. И куколка уже рассматривалась как эталон рукоделия . Когда девушку выдавали замуж (в 14 лет), всех своих кукол она забирала в ларчике с собой, прятала на чердаке и иногда играла. Были в русской семье и особые куклы обереги? - Каково их предназначение ? - Наверное, интересно, как же эти куколки изготавливались? А вот смотрите и запоминайте. Куценко Талина покажет вам, как изготовить куклу "Подорожницу". Это кукла-обрег. Где же она должна оберегать хозяина? Пение, демонстрация . Закрепление порядка изготовления. - Давайте вспомним , как изготовить Подорожницу. - Какие , материалы необходимы ? - С чего начнём работу? - Как изготовить платье?
- Что держит куколка в руках? Как вы думаете, чем наполняли мешочек? - Как изготовить руки куколки ? - Последняя деталь? - Во время изготовления кукол строго придерживались следующих правил .
Кукол оберегов очень много . Вот некоторые из них . Кувадки (обереги в колыбель) отгоняет злую силу. День и Ночь (на каждое t суток) Лихоманки ( у колыбели , над печкой ) от болезни демонов трясовиц : Глупея , Глядея , Ленея , Трясея, Огнея .15 января оберег заменялся.
Ангелочек ( в подарок на именины; 4 лоскута) Колокольчик(кукла добрых вестей ). 3 собки, т.к. счастье из 3 частей : если тему хорошо , душе радостно, дух =>ч-к счастлив) Желанница (показывать её нельзя). Крупиничка (зерновушка). Семиручка (на Покров , 14 окт.).
Неразлучники. Коза (Рожденственская кукла; символ энергии и силы).
А теперь приступим к работе. Перед вами изображения различных кукол- оберегов . Рассмотрите ту, которая больше понравилась, заинтересовала. Мысленно проследите, как эту куклу можно изготовить. Опишите процесс изготовления, придерживаясь структурного плана сочинения-описания. Не забудь-те, работаем в худ. Стиле . - Проведём словарную работу . У наших предков к/боли куклы Желанницы было еще и называемое Дерево желаний . А у нас Дерево синонимов.
ЗАДАНИЕ: подобрать синоним. Вы можете придумать свою куклу оберег , дать ей имя и объяснить в сочинении , как следует её изготовлять . Прослушивание сочинений. Подведение итога. Я задам вам всего 3 вопроса: Если ответ "да"- хлопок .
1) Сегодняшний урок был для вас полезен? -В чём польза?
2) Вы сделали сегодня на уроке какое-нибудь открытие ? -Какое? 3) Можно ли про эту русскую куколку составить не только текст
- сочинения-описания ? - сочинение-повествование? -сочинение-рассуждение?

ПРАВИЛА ИЗГОТОВЛЕНИЯ КУКЛЫ ОБЕРЕГА.

Кукла делается безликой.
Лоскутки для куклы брали из ношеной одежды (защитная энергетика).
3. Нельзя пользоваться иглой , ножницами.
4.Части куклы скреплялись нитью . 5. Нить обматывали по солнцу (3,7,9 раз). 6. В наряде обязательно присутствует красный цвет.










15