Итоговая аттестация младших школьников на основе УМК Перспективная начальная школа



«Образование –   важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно бесполезно».
Р.Киплинг
Слайд1,2
Итоговая аттестация является своеобразным итогом обучения младших школьников за все 4 года.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным,
метапредметным,
предметным,
Слайд3
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна обеспечивать комплексный подход (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования), предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:
ценностные ориентации обучающегося;
индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.
Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
Слайд4В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:
результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.
Итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится образовательным учреждением и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования.
Слайд 5
Предметные и метапредметные результаты оцениваются школой в соответствии с оценочными шкалами, принятыми в школе. Чаще всего оценку предметных результатов фиксируют по пятибалльной шкале, метапредметные результаты оценивают в уровнях (I - VI).
Слайд 6
За курс начальной школы выставляется одна качественная оценка: «не освоил образовательную программу начального общего образования» или «освоил образовательную программу начального общего образования на базовом уровне» или «освоил образовательную программу начального общего образования на повышенном уровне». Эта оценка должна включать предметные и метапредметные достижения младших школьников, сочетать оценку работ, выполненных младшими школьниками на момент окончания 4 класса и накопленную в портфолио оценку за весь период обучения в начальной школе.
Порядок выставления комплексной итоговой оценки
за курс начальной школы
Уровень освоения Итоговая оценка Накопленная оценка
Предметные результаты Метапредметные результаты Портфолио
Ученик освоил ООП НОО на базовом уровне Правильно выполнено не менее 50% заданий базового уровня итоговых работ по предметам Правильно выполнено не менее 50% заданий базового уровня комплексной работы на межпредметной основе и школьник продемонстрировал сквозные метапредметные результаты не ниже IV уровня В портфолио зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам учебной программы как минимум с оценкой «зачтено» или «удовлетворительно»
Ученик освоил ООП НОО на повышенном уровне Правильно выполнено не менее 50% заданий базового уровня и не менее 65% заданий повышенного уровня итоговых работ по предметам Правильно выполнено не менее 50% заданий базового уровня и не менее 65% заданий повышенного уровня комплексной работы на межпредметной основе и школьник продемонстрировал не менее 50% умений сквозные метапредметные результаты на V или VI уровне В портфолио зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам учебной программы и не менее. Чем в половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично»
Ученик не освоил ООП НОО Правильно выполнено менее 50% заданий базового уровня Правильно выполнено менее 50% заданий базового уровня комплексной работы на межпредметной основе и школьник продемонстрировал сквозные метапредметные результаты на уровнях ниже IV уровня В портфолио не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам учебной программы
Слайд7В зависимости от уровня достижений по предмету обучающихся можно разделить на 5 групп (недостаточный, пониженный, базовый, повышенный, высокий).
недостаточный уровень - учащиеся, которые не овладели большинством базовых знаний и умений;
пониженный уровень достижений ̶ учащиеся, которые не достигли уровня базовой подготовки, овладели лишь отдельными базовыми знаниями и умениями;
базовый уровень подготовки – учащиеся, которые достигли уровня базовой подготовки, но не продемонстрировали способность справляться с заданиями повышенного уровня, т.е. они испытывают трудности при ориентировке в новой непривычной ситуации. У них сформированы только базовые предметные умения и имеется опыт применения учебных действий в стандартных ситуациях;
повышенный уровень ̶учащиеся, которые достигли уровня базовой подготовки и продемонстрировали способность применять полученные знания в измененной или новой ситуации;
высокий уровень достижений - наиболее подготовленные и способные учащиеся, которые продемонстрировали прочную базовую подготовку и способность уверенно применять полученные знания в измененной или новой ситуации.
Дифференцированная оценка выполнения итоговых работ, представленная выше, позволяет распределить обучающихся на группы, более однородные по уровню подготовки, и позволяет учителю, учитывая особенности группы, индивидуализировать подходы к организации обучения в основной школе.Слайд8
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме бальной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле и в классном журнале выставляется отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу может осуществляться по соответствующей схеме.
Качество освоения программы Уровень достижений Отметка в 5 балльной шкале
90-100% высокий «5»
66 -89% повышенный «4»
50 -65 % базовый «3»
меньше 50% недостаточный, пониженный «2»
итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
Если по результатам выполнения итоговых работ нельзя сделать однозначного вывода об освоении планируемых результатов, решение о переводе ученика на следующую ступень обучения принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений учащегося, отражённой в портфолио, а также контекстной информации об условиях и особенностях обучения данного ученика.
Для оценки предметных образовательных достижений младших школьников были проведены две предметные итоговые работы.
Для оценки метапредметных образовательных результатов (грамотность чтения информационных текстов и умение учиться) мы использовали комплексную работу на межпредметной основе.
Слайд9Для оценки таких метапредметных образовательных результатов, как учебное сотрудничество провели групповой проект, оценив уровень сформированности этих групп умений на основе наблюдения
Работая по УМК «Перспективная начальная школа» мы использовали методическое пособие, входящее в данный комплект под ред. Чураковой Р,Г., Лавровой Н. М. «Итоговая аттестация выпускников начальной школы». Большую помощь в обработке материалов данной работы оказал СD диск. Слайд10
Все результаты по классу заносятся в базу и программа сама выдает результаты. Причем не только по классу, но и по каждому ученику. Выстаивает диаграмму либо таблицу. Проводя данную работу можно определить не только на сколько сформировано умение работать с тестом, но регулятивные, коммуникативные, познавательные умения ученика. Поэтому проведение дополнительных диагностик по выявлению сформированности данных умений (регулятивных, коммуникативных, познавательных) не требуется. В процессе работы возникало много вопросов, поэтому изучали опыт пилотных школ. Теперь более-менее понятно, так как все проделали практически.
Можно сделать вывод, что итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
Использованные ресурсы:
1. Р. Г. Чуракова, Н. М. Лаврова «Итоговая аттестация выпускников начальной школы. Комплексная работа»/М. «Академкнига /Учебник», 2014г/
2. http://natch-school.ucoz.ru/publ/itogovaja_ocenka_v_nachalnoj_shkole_fgos/1-1-0-23. Е.М. Белорукова «Подведение итогов реализации ФГОС в пилотных школах»
4. http://www.akipkro.ru/5. http://www.akipkro.ru/kpop-main/monach.html