Первый урок О чем говорят книги



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 80 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
РАЗРАБОТКА
1 урока
для учащихся 3а класса
«О чем говорят книги»
Автор: Карманова Е.В.,
классный руководитель 3а класса
Донецк, 2016Тема урока. «О чем говорят книги».
Цели:
Учить анализировать и обобщать полученную информацию, делать выводы.
Формировать умение составлять связные высказывания, грамотно излагать мысль. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Прививать тягу к знаниям и желание учиться. Заинтересовать обучающихся чтением многоплановой литературы.
Тип урока: урок-путешествие
Ход урока
1.Организационный момент
2. Создание эмоционального настроя на урок
Я предлагаю вам прослушать песню для юного читателя
3. Актуализация опорных знаний
- Что нам дают книги?
- Почему же надо читать?
4. Сообщение темы урока
- Наш Первый урок посвящен Году чтения и я предлагаю вам провести небольшое путешествие«О чем говорят книги».А вместе с нами будет путешествовать Юный читатель. Опишите читающего и любящего читать юного читателя именами прилагательными. Какой он? (Он умный, добрый, интересный, любознательный и др.)

.
5. Работа по теме урока
Станция 1 « Интересные факты о книгах»
Самой  дорогой книгой, находящейся в частных руках, является так называемый "Лестерский кодекс" или по-другому  «Трактат о воде, земле и небесных телах», созданный Леонардо да Винчи. В 1994 году её купил за 24 миллиона долларов знаменитый основатель компании "Microsoft" Билл Гейтс. До этого книга принадлежала нефтяному магнату Арманду Хаммеру.
«Трактат о воде, земле и небесных телах» - это  сборник мыслей, находок и умозаключений Леонардо да Винчи на различные темы. Сама книга содержит  всего 18 пергаментных страниц, скрепленных между собой, причём шрифт в этой книге в зеркальном отображении. Так что,  прочесть такую книгу можно только с помощью зеркала.
Самая тяжелая в мире книга  издана в Веллингтоне всего в нескольких экземплярах и содержит подробную историю развития регби в Новой Зеландии. Весит она  50 кг.
Самой маленькой книгой является издание детской сказки «Старый король Коул». Размер этой книги — один квадратный миллиметр. Ранее самой большой книгой в мире считалась "Суперкнига", размеры которой составляли 2,74 на 3,07 метра. Весом эта книга была 252,6 кг и насчитывала 300 страниц. "Суперкнига" была издана в Денвере, штат Колорадо, США, в 1976 году.
С 2004 года появилась еще бОльшая книга. В  России издали книгу под названием"Самая большая в мире книга для малышей". Выпустило её  издательство «Ин» (Россия). Габариты книжки немалышки — 6 на 3 метра. Весит  книга  почти полтонны, 492 кг. Эта совсем немаленькая книжка содержит иллюстрированные стихи российских авторов: Сергея Михалкова, Владимира Степанова, Сергея Еремеева и Андрея Тюняева, которому и  принадлежит  идея самой книги.
Станция 2 « Поэтическая»
- Люди с давних времен передавали свою любовь к книге через поэзию. Чтение учащимися стихотворений о пользе чтения.
Как бы жили мы без книг Мы дружны с печатным словом, Если б не было его, Ни о старом, ни о новом Мы не знали 6 ничего! Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б всё исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До весёлых повестей?.. Ты хотел развеять скуку, На вопрос найти ответ. Протянул за книжкой руку, А её на полке нет! Нет твоей любимой книжки - «Чипполино», например, И сбежали, как мальчишки, Робинзон и Гулливер. Нет, нельзя себе представить, Чтоб такой момент возник И тебя могли оставить Все герои детских книг. От бесстрашного Гавроша До Тимура и до Кроша - Сколько их, друзей ребят, Тех, что нам добра хотят! Книге смелой, книге честной, Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как известно, Нет и не было границ. Ей открыты все дороги, И на всех материках Говорит она на многих Самых разных языках. И она в любые страны Через все века пройдёт, Как великие романы «Тихий Дон» и «Дон Кихот»! Слава нашей книге детской! Переплывшей все моря! И особенно российской - Начиная с Букваря!(С. Михалков)  Читайте, дети!  Читайте, мальчишки!Девчонки, читайте!Любимые книжкиИщите на сайте!В метро, в электричкеИ автомобиле,В гостях или дома,На даче, на вилле –Читайте, девчонки!Читайте, мальчишки!Плохому не учатЛюбимые книжки!Не всё в этом миреЛегко нам даётся,И всё же упорныйИ мудрый – добьётсяТого, к чему доброе Сердце стремится:Он клетку откроет,Где птица томится!И каждый из нас Облегчённо вздохнёт,Поверив, что мудроеВремя – придёт!И мудрое, новоеВремя – придёт!(Н. Пикулева) Мы дружны с печатным словом  В каждом доме, в каждой хате -В городах и на селе —Начинающий читательДержит книгу на столе. Мы дружны с печатным словом.Если б не было его,Ни о старом, ни о новомМы не знали б ничего! Даже маленький ребёнок, Не умеющий читать, Только выйдет из пелёнокПросит книжку показать. В день рождения подарок Хочешь другу подарить —Принеси ему Гайдара, Будет век благодарить! Книги дружат с детворою, Книгу ценит пионер, И любимые герои Для него всегда пример! Книг заветные страницы Помогают людям жить, И работать, и учиться, И Отчизной дорожить.(С. Михалков)  Как хорошо уметь читать!  Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушку трясти:"Прочти, пожалуйста, прочти!"Не надо умолять сестрицу:"Ну, прочитай еще страницу".Не надо звать,Не надо ждать,А можно взятьИ почитать!(В. Берестов) Замечательные книжки  Свежий ветер напевает,Дальних странствий голоса,Он страницы раздувает,Словно чудо-паруса!Посреди любой страницы, Оживают чудеса,Не слипаются ресницы,Разбегаются глаза!Но читая дни и ночиИ плывя по морю строчек,Курса верного держись!И тогда откроют книжки –Замечательные книжки –Замечательную жизнь!(Л. Крутько) Путешественник Дальние дали, чудесные страныМанят меня сквозь «седые туманы».На кораблях, на слонах и верблюдахСнова я еду на поиски чуда.Я постоянно в далёких походах:На самолётах и теплоходах,Яхтах, каноэ, автомобилях«Жму километры» и «меряю мили».Нет, не обманщик я и не врунишка,Просто мальчишка, читающий книжки,А путешествовать в дальние далиНачал лет в семь, по страницам журнальным.(А. Лугарёв)   Книга  Книга – учитель, книга - наставник.Книга – близкий товарищ и друг.Ум, как ручей, высыхает и старится,Если выпустишь книгу из рук.Книга – советчик, книга – разведчик,Книга – активный борец и боец.Книга - нетленная память и вечность,Спутник планеты земли, наконец.Книга не просто красивая мебель,Не приложенье дубовых шкафов,Книга – волшебник, умеющий небыльВ быль превращать и в основу основ.(В. Боков)  Станция 3 ««Пословица – всем углам помощница»
.
Работа в группе
Вам необходимо объединиться в группы, выбрать спикера , собрать пословицы о мудрости книги.
С книгой жить – век не тужитьХорошая книга – лучший друг.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Станция 4 « Минутка релаксации и познания»
Просмотр ролика о пользе чтения
Станция 5 « Юный читатель»
А сейчас вашему вниманию задания от Юного читателя. Для того, чтобы все знать – необходимо много читать.
Задание 1 Упражнение « Микрофон»
Каждый из вас должен сказать сколько книг прочитал за лето, какая понравилась больше.
Задание 2 «Кто автор»
Вам будет прочитан отрывок из произведения, вам надо угадать автора этого произведения, ну и само произведение.1. Свет мой зеркальце скажи,Да всю правду доложи.Яль на свете всех милее,Всех румяней и белее… (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»2. Только уселась команда косая,Весь островочек пропал под водой. (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)3. У меня зазвонил телефон.Кто говорит? – слон!Откуда? – от верблюда.Что вам надо? – шоколада.Для кого? Для сына моего?... (К.Чуковский «Телефон»)4. Жил старик со своею старухойУ самого синего моря;Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)5. Лети, лети лепесток, Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг.Лишь коснёшься ты земли –Быть по-моему вели. (В.Катаев «Цветик-семицветик»)6. – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?- Тепло, Морозушка, тепло, батюшка. (Русская народная сказка «Морозко»)Станция 6 « Мозговой штурм»
Составь акростихотворение к слову КНИГА
К-классическаяН-научно-популярнаяИ-интереснаяГ-глубокаяА-актуальная2 Подбери ассоциативные кеннинги к слову КНИГА
Например: книга – спутник человека
3 Просмотр социального ролика о пользе чтения
Вывод: Как нужно обращаться с книгой?
Правилами обращения с книгой 
1. Книжку чтоб не загрязнить,
Надо руки чисто мыть.
Чтоб вид её был чист аккуратен,
Ты береги её от пятен!
2. Привычку скверную оставь:
Листая пальцы не слюнявь!
Ты книгу супом не закапай
И не роняй её ты на пол!
3. Ты переплёт не выгибай
И корешок не поломай!
Не загибай её листы
И про закладку помни ты,
Чтоб уголки страниц были в порядке!
Станция 7 «Рефлексия»
. Рефлексия- Продолжите одну из фраз:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…
Итог урока
Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной страницы из новой книги.
Просмотр ролика « Читайте книги».