МИНИ – ПРОЕКТ: «РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»


МИНИ – ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одной из особенностей ФГОС НОО является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изменений в:
- конструировании образовательной деятельности младших школьников; использование в системе групповых форм работы и исследовательского подхода на уроке с целью развития их коммуникативной компетенции;
- отборе содержания учебного материала, который в первую очередь должен формировать познавательную сферу, качества и свойства личности, активную жизненную позицию;
-обеспечении планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных).
В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для её реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Именно поэтому поиски и достижения способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
Насколько важно правильно выстроить структуру урока, выявить единицу содержания, так построить проблемный диалог с учащимися (на подготовительном этапе), чтобы они сами поставили учебную задачу и предложили способы её решения.
Планируя свою деятельность, надо исходить из особенностей учащихся, т. е. идти «от ученика», от его запросов. Учить ребёнка думать, добывать знания, а не только применять их в готовом виде. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самого себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве. ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовала Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.
Основная часть.
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку обучение грамоте в 1 классе на тему: «Звуки [ф'], [ф] и буквы Ф, ф.», в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи проекта:
Изучить требования ФГОС НОО и современные методические рекомендации к организации урока;
Разработать дидактический материал для проведения урока.
Место и роль темы в курсе.
На обучение грамоте в 1 классе отводится 64 часа в год. Данной теме -1 час, осуществляется связь с предшествующим материалом. Уровень изучения и усвоения материала – (первичный) изучение нового материала.
Класс: 1 (ФГОС второго поколения)
Тема урока: Звуки [ф'], [ф] и буквы Ф, ф.
Базовый учебник: Журова Л. Е. «Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». М.: Вентана-Граф, 2013
Цель: Создать условия для формирования новых знаний о звуках [ф'], [ф] и букве «эф».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов ,потребности к новым знаниям, интереса к изучению литературного чтения и русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися;
-способствовать расширению познавательной сферы школьника: внимание, восприятие, мышление, речь, способности через игровые и информационные технологии;
- формировать культуру общения, навыки коллективного труда;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.
Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: познакомить учащихся со звуками ( ф) и (ф’) и буквами, которые их обозначают; учить читать слоги, слова, тексты с этими буквами
Формы работы обучающихся: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование к уроку:
-«лента букв»,
-учебник «Букварь»,
- плакат с буквой Ф; буква р, сложенная вдвое;
- основные правила для групповой работы (на карточке);
- слово фигуристы (на карточке);
- презентация к уроку.
Циклограмма
Организационный этап. Мотивация.
Актуализация знаний.
Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели.
Первичное усвоение новых знаний..
Первичная проверка понимания
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
I.Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности учащихся Включение в деловой ритм.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говори ты четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
-Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу:
На урок к нам гость спешит
И как будто бы кричит.
- Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя:
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный …
- Правильно, это филин. (слайд 1)Филин – птица мудрая, много всего знает.
- Давайте покажем филину, что мы уже умеем делать. Психологический настрой класса на работу.
Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
II. Актуализация знаний.
Выявляет уровень знаний,
определяет типичные недостатки.
-На какие 2 группы делятся все звуки?
-Что вы можете рассказать про согласные звуки?
-Какую букву мы проходили на прошлом уроке?
Чтение слогов с буквой «в» в букваре.
С. 116 Повторяют материал предыдущего урока.
-гласные и согласные
-бывают твёрдые - мягкие и звонкие- глухие.
-букву в
познавательные: логические - анализ, объектов с целью выделения признаков
III.
Выявление места, причины затруднения и определение учебной цели Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Филин принёс задание в картинках. Если будете очень внимательными, то обязательно догадаетесь, с каким новым звуком мы сегодня познакомимся. Произнесите слова и найдите одинаковый звук в словах. «Фартук, фотоаппарат, фрукты, фокусник, Фунтик, фантики, флажки» (слайд 2)
Ребята, а сейчас я попрошу вас показать, как вы умеете читать. Хором читаем:
 -иники, -онарь, -лот.
Почему не получается?
Сейчас мы с вами будем волшебниками и в ваших руках появится буква, которая обозначает согласный звук [ф].
Перед вами заготовка. Возьмите её в руки и пальчиками уберите серединку, обведённую фломастером. А теперь разворачиваем заготовку! Перед нами буква «эф». (слайд 3)
Вставляем пропущенную букву.
- Какую цель мы поставим себе на уроке?
Определяют тему урока, формулируют цель учебной деятельности.

-Звук [ф].

Дети высказывают свои предположения.
- Нет первой буквы.
(Дети по инструкции учителя делают букву из бумаги, преобразуя букву р в букву ф.
Получились слова: финики, фонарь, флот.
-познакомиться с буквой ЭФ,
-научиться читать слоги и слова с буквой ф
Регулятивные: целеполагание, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Покажите в учебнике, в алфавите букву Ф.
-Пофантазируйте, на что похожа буква ф?

2.Исследовательская работа по звуку [ф].
-Какой это звук? Докажите?
-Составьте схемы к словам «фартук», «филин». Проверка.
-Чем отличаются первые звуки в словах?
-Почему в слове «фартук» [ф] твёрдый, а в слове «филин»-мягкий?
-Произнесите звук [ф] звонкий он или глухой?
- Посмотрите на ленту букв. Есть ли у него пара?
- Теперь можете дать характеристику звуку [ф]?
3. Поработайте со схемой
– Сколько слогов в слове «фартук». А в слове «филин»?
– Назовите ударный слог в словах «фартук», «филин». Творческое воображение
-согласный, потому что при произнесении этого звука воздух встречает преграду.
Составляют схемы по вариантам. Работа в парах, взаимопроверка
- я думаю, что слове «фартук» звук [ф] твёрдый, а в слове «филин»-мягкий, так как твёрдым [ф] делает буква а, а мягким буква и.
Делают вывод: звук [ф] согласный, парный – может быть твёрдым и мягким, глухой парный.
Коммуникативные:
 слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные:
моделирование, представление информации в виде схемы; умение на основе анализа объектов делать выводы;
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
ФизминуткаНа болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет! (слайд 4) Выполняют движения V. Первичная проверка понимания 1.Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ф] в слове: кофта, ваза, вилка, шарф, Вася, карта, ферма, вагон, фазан, волки.
2. Чтение слогов с буквой ф хором (слайд 5)
3. Игра «Угадай букву», учитель даёт детям задание
– Убираем буквы в следующем порядке:
•букву, которая обозначает твёрдый согласный;
•букву, которой обозначен ударный гласный;
•букву, которой обозначен безударный гласный;
•букву, которой обозначен третий звук.
– Какая буква осталась?
4.Чтение слов с буквой ф.
Прочитай слова и соотнеси картинку со словом. (слайд 6)
5.Составьте предложения с данными словами. Чтение хором
Проводится игра со словом «филин». Дети выходят к доске (5 человек)
Расширение кругозора Познавательные:
анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.
Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера
VI. Первичное закрепление
Физминутка1.Чтение слов по учебнику.
На стр. 119 прочитать слова первых двух столбиков парами; объяснить, по какому принципу слова объединены в пары
2.Дифференцированная работа. Для начинающих читать детей: задание по учебнику – прочитать слоги и слова на стр. 119-120
Задание для читающих детей: прочитать рассказ с.121 и ответить на вопросы.
– Почему волку стало стыдно?
– А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?
video.yandex.ua›музыкальная физкультминутка для начальной школы с видео3.Чтение про себя. Стр. 120.
- Подумайте, как прочитать потом выразительно вслух, чтобы было понятно отношение героев к футболу
4. Чтение по ролям.
– Сколько раз в стихотворении встречается буква Ф?
– Какие ещё виды спорта начинаются на Ф?
(Если дети не могут назвать, учитель читает стихотворение)
Если хочешь видеть гол
Отправляйся на футбол.
Интересно фехтование
И фигурное катание.
-Как называют человека, занимающегося фигурным катанием?
5. Исследовательская работа. Учитель делит детей на три группы. Задание для групп.
Сколько согласных в слове фигуристы?
Сколько твёрдых согласных?
Сколько мягких согласных?
(Слово фигуристы на карточке)
Учитель предлагает детям подвести итог исследований
(один - много)
Часть детей читают слоги и слова по букварю учителю.
Часть детей читают рассказ Якова Тайца «Волк» про себя, затем отвечают на вопросы учителя.
Читают стихотворение Генриха Сапгира «Футбол»;
Читают стихотворение по ролям у доски.
-футбол, фехтование, фигурное катание
Фигурист (карточки)
Учащиеся повторяют правила работы в группах.
Каждая группа получает своё задание.
Каждая группа докладывает свой вывод. Познавательные: смысловое чтение, умение ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные: выражать свои эмоции; отношение к героям произведения.
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения.
VII. Рефлексия - Какое новое открытие мы сделали сегодня?
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
Закончите предложения: (слайд 7)
- Сегодня я понял(а) …
- Я запомнил(а)…
- Теперь я могу…
Оцените свою работу в течение всего урока. (слайд 8)
Оживим смайлик:
Всё получилось и было интересно– улыбающийся смайлик,
работал самостоятельно, но было не интересно – равнодушный смайлик,
Ничего не получалось, не интересно – грустный смайлик.
Наш гость – филин благодарит вас за работу на уроке.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять. (слайд 9) осуществляют самооценку учебной деятельности Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения своих действий 
Самоанализ урока.
Класс – 1
Предмет – литературное чтение.
Учитель: Макушева Ольга Анатольевна
МБОУ СОШ № 24
Тема урока: Звуки [ф'], [ф] и буквы Ф, ф.
УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Журова Л. Е. «Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». М.: Вентана-Граф, 2013
Тип урока – урок открытия нового знания.
Цели и задачи урока.
Цели и задачи сформированы четко, в соответствии с требованиями ФГОС. Отражают формирование универсальных учебных действий. На протяжении урока прослеживалась реализация поставленных целей и достижение планируемых результатов. Обучающиеся формируют цель и задачи урока с помощью учителя.
Организация урока. Этапы урока выделены в соответствии типу, имеют логические переходы, которые осуществляются с помощью проблемных вопросов, заданий. Все этапы выдержаны во времени. Имеют по окончании их проведения определенный результат. Осуществлялась смена видов деятельности, заданий разной сложности и трудности, типов заданий для снижения утомляемости обучающихся и активации их знаний. Учитель свободно владеет ИКТ-технологиями. Мотивация была на высоком уровне. Обучающимся была предоставлена возможность развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля. Предусмотрено использование обучающимися опорных правил. Такая форма работы позволила наглядно помочь детям в работе в группе. В конце урока учителем был подведен итог самооценок обучающихся в виде смайликов, соответствующие настроению, что наглядно представило общую картину рефлексии по результатам урока.
Соответствие требованиям ФГОС. Урок был ориентирован на новые образовательные результаты. Деятельность учителя и обучающихся направлена на формирование универсальных учебных действий. На уроке использовались элементы разнообразных образовательных технологий: проблемное обучение, дифференцированное обучение, активное обучение, игровое обучение, информационные технологии
Содержание урока. Содержание урока соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, задачам, имеет научную основу, соответствует программе, возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям обучающихся. На уроке просматривается связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития у них самостоятельной познавательной активности. На уроке использовались разные наглядные материалы, учитывающие специфику восприятия детей младшего школьного возраста. Информационно-коммуникационные средства были использованы в течение всего урока.
Методика проведения урока. Учителем ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации для активизации обучающихся на уроке. Используемые методы адекватны задачам, их сочетание оптимально стимулирует самостоятельную познавательную активность обучающихся, т.к. были учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Наряду с репродуктивными методами обоснованно были использованы продуктивные методы. Учитель творчески использовал разнообразные формы учебной деятельности (индивидуальная, работа в парах, групповая). На уроке проявлялась деловая и творческая активность обучающихся. Объем продуктивной деятельности на уроке был выше репродуктивной. Основной вид деятельности – самостоятельная деятельность детей. Учитель на уроке использовал методы познания (наблюдение, сравнение, поиск информации), тем самым создавая условия развития познавательных УУД. Разнообразные средства, методы, формы, приемы обучения были использованы целесообразно в соответствии с темой и направлены на развитие УУД, познавательной самостоятельной активности. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии: физкультминутка под музыку, позволившие детям сменить вид деятельности, для снижения утомляемости и активизации знаний.
Психологические основы урока. Учитель учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей. На уроке происходило чередование материала разной степени трудности и сложности, смена видов деятельности. Наличие психологических пауз, разрядки. Бесконфликтная, комфортная среда. Между учителем и обучающимися было тесное сотрудничество и партнерство. Расположение мебели в классе способствовало качеству групповой работе обучающихся.
Результаты урока. Поставленные цели и планируемые результаты были достигнуты. Наблюдалось продвижение обучающихся в формировании универсальных учебных действий и знаний по предмету.
Вывод по уроку. Урок соответствует современным требованиям ФГОС, насыщен разнообразными формами и методами работы, способствующими развитию личностных, предметным, метапредметных универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов.
Список литературы и Интернет-ресурсов:
http://www.zaiushka.ru
http://www.liveihtmet.ruhttp://www.zagadki.info
Журова Л. Е. «Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений». М.: Вентана-Граф, 2013
Обучение грамоте: программа: 1 класс / Л.Е.Журова. -М.: Вентана - Граф, 2012.
1кл. Журова Л.Е., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Обучение грамоте. Методические комментарии к урокам (ФГОС НОО)
video.yandex.ua›музыкальная физкультминутка для начальной школы с видео