План-конспект урока технологии В стране мастериц


План –конспект
игрового урока в 5 классе «В стране мастериц»
Тема: Рукоделие. Работа с тканью .
Раздел «Технология обработки ткани»
Цель урока: систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить итоговые знания по разделу «Технология обработки ткани», развить творческие способности.
Ход урока:
Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
Основная часть:
Сегодняшний урок- это путешествие в Страну мастериц. На пути к ней вы вспомните все, чему научились на уроках по технологии обработка ткани.
Первая остановка – станция «Храбрый портняжка» (слайд 2). В доме храброго портняжки видим, что на столе у него лежат различные инструменты. Какие именно, узнаем, отгадав загадки.
Бежит свинка,
Золотая спинка,
Носочек стальной,
А хвостик льняной. ( Иголка с ниткой)

Инструмент бывалый-
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет и стрижет. (Ножницы)

То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход
Остановишь – горе,
Продырявит море. (Утюг)
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка —
Из-под туфельки стальной
Выползает
Стёжка.
Ответ: Швейная машинка
Работая, храбрый портняжка использует различные ткани. А что вы знаете о тканях, об их обработке?
Давайте разгадаем кроссворд.
Задание 2. На карточке под номерами представлены образцы ткани. Они отличаются друг от друга по волокнистому составу, отделке, толщине. Какими номерами обозначены хлопчатобумажные ткани? Льняные?
Наше путешествие продолжается, и мы прибываем на станцию «Мастер Самоделкин» (слайд 6). В его доме есть разные машины и, конечно, швейные. Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы изучили швейную машину.
Вопросы:
1. При помощи какого устройства швейная машина приводится в движение? (При помощи привода)
2. Какие вы приводы знаете? (Ручной, ножной, электрический)
3. Как правильно вставить машинную иглу в игловодитель? (По длинному желобку)
Задание3. Рассмотрите рисунок машинной иглы и определите, какие части иглы не названы (колба, стержень, острие) (слайд 7).
Следующая остановка – станция «Поляна чудес» (слайд 8).
На ней растут цветы – не простые, а волшебные. Сейчас вы соберете из них букет.
Задание 4. На магнитной доске расположены карточки в виде цветов, на которых написаны слова, обозначающие свойства тканей. Срывая каждый цветок-карточку, вы должны объяснить сущность термина. (Сминаемость – способность ткани образовывать складки, замины, морщины. И т.д.)Вы ,наверное, уже немного устали путешествовать? Давайте отдохнем (физкультминутка).
Впереди у нас станция «Дом мастерицы»» (слайд 9).
Задание 5. В старину называли мастерицами тех девушек, которые могли шить, вязать, хорошо готовить кушать и быть хранитильницей домашнего очага, соблюдать народные традиции. Посмотрим кто из вас мог бы посоревноваться с мастерицей. Как вы уже поняли на этой станции мы с вами будем заниматься практикой. И не случайно я заговорила о традициях ( обрядах). Скажите мне ,пожалуйста, какое сейчас время года? (весна) А вы знаете, что раньше в начале марта женщины проводили обряд закликания весны? Замужние бабы одевали свои красивые наряды и выходили в поле с закличками:
Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите к нам
Лето теплое,
Унесите от нас,
Зиму холодную,
Нам зима холодная
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила!
Птицы приносили на крыльях весну. Если птица садилась на женщину, считалось, что весь год у нее будет удачным и счастливым. Так кто же является предвестником весны? ( птицы). Правильно –птицы. Птицы из ткани выглядят очень красиво. С ними связан обряд встречи весны и прилетающих птиц, а можно просто украсить ими дом и ветви деревьев. Сегодня мы попробуем изготовить этих птиц сами.
Практическая работа
1. Вводный инструктаж.
2. Самостоятельная работа учащихся по инструкционной карте.
Инструкционная карта
Материалы, инструменты, оборудование: лоскуты ткани, нитки, ножницы
3.Текущий инструктаж.
Последовательность выполнения (слайды 13 – 15):
4. Заключительный инструктаж.
5. Уборка рабочих мест.
Наше путешествие подошло к концу. Теперь вы поняли, как много нового узнали на предыдущих уроках?
3.Заключительная часть:
Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия