Доклад по теме самообразования Оригами как средство развития мелкой моторики учащихся с ограниченными возможностями здоровья


ОРИГАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ УЧАЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок»
Сухомлинский В.А.
Недоразвитие мелкой моторики является характерной особенностью у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это подтверждается исследованиями А. В. Антаковой - Фоминой, М. И. Кольцовой, Е. И. Исениной.
По данным исследователей, к сфере мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи человека неразрывно связано с развитием мелкой моторики.
Введение занятий, связанных с развитием дефицитарных возможностей учащихся, во внеурочную деятельность, позволяет успешно корректировать развитие мелкой моторики, а т. ж. таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. К таким многофункциональным занятиям можно отнести занятие оригами.
Значение и актуальность оригами для развития, образования и воспитания учащихся с использованием занимательного материала исторически и научно доказано многими учеными и исследователями. Итак, оригами:
- повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей
- развивает мелкую моторику кисти и глазомер
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
-знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
-развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
-расширяет коммуникативные способности детей.
-совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
-воспитывает толерантное отношение круг к другу, уважение к традициям народов мира.
Именно, поэтому работа с бумагой в технике оригами была выбрана мною темой для самообразования. Работа начата в сентябре 2013года, предположительный срок окончания май 2016 год. Определена цель и задачи по теме:
Цель: Оценить эффективность применения оригами на воспитательских занятиях, для развития мелкой моторики у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Обучающие: Знакомство с японским искусством оригами, историей бумаги, историей развития оригами во всем мире. Знакомство с базовыми формами оригами. Закрепление основных геометрических и математических понятий. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Обучение различным приёмам работы с бумагой. Учить примененять знания, полученных на уроках природоведения, труда, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Коррекционные: Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Развитие внимания, памяти, абстрактного мышления, пространственного воображения, кругозора. Развитие художественного вкуса, творческих способностей учащихся. Расширение коммуникативных способностей детей.
Воспитательные: Воспитание интереса к искусству оригами. Уважение к традициям народов мира. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Методы используемые при проведении занятий.
Наглядный – демонстрация способов действий, показ образца.
Словесный – рассказ педагога, беседа. Задаваемые детям вопросы ориентируют их на необходимость рассуждать, анализировать, стимулируют самостоятельный поиск решения познавательной задачи.
Практический и игровой - методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук. Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа.
Приёмы используемые в работе:
Мотивация к выполнению (участие в выставках, подарки к праздникам);
Обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно с инструментами»;
Комментирование способа выполнения действий;
Художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;
Вопросы к детям;
Выполнение работы небольшими частями;
Физкультурно-оздоровительные паузы;
Приемы самоорганизации, самооценивания.
Принципы работы:
Принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
Принцип развития;
Принцип взаимодействия;
Отбор содержания доступного детям;
Постепенного усложнения программного содержания;
Индивидуального подхода к детям.
Что же такое оригами, о котором идёт речь? На этот вопрос японцы ответили 7 веков назад. Оригами - искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение и одно из самых распространённых по сию пору в Японии детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором «голова работает руками». Своё название оно получило от японских слов «ори» -складывать и «гами»-бумага. Оригами складывают ТОЛЬКО из бумаги. В России простейшие оригами известны каждому - бумажные самолётики, гармошки, кораблики, пилотки и т.п. Достоверно известно, что поделки из бумаги складывали Лев Толстой и юный российский император Николай II.
Из обычного листа бумаги оригамист может создать самые разнообразные фигуры: птица, животное, растение, человек, здание, автомобиль и т.д. Чтобы добавить фигурам оригинальности и неповторимости, для складывания можно использовать цветную бумагу. Также можно создавать поделки из треугольных модулей, используя приемы модульного оригами. В классическом оригами для создания фигурок нужен один квадратный равномерно окрашенный лист бумаги, и никаких ножниц и клея - и процесс пошёл. В проведении занятий оригами предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работ: от создания фигурок до сочинения сказок с последующей их драматизацией.
Одно из главных условий освоения бумажного складывания – стиль общения педагога с учащимися, использование личностно-ориентированного подхода. Бумага дает возможность проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества, а работа с учащимися специальной (коррекционной) школы строится именно на ситуации успеха.
На занятиях оригами можно не только складывать разнообразные фигурки, но и изучать обряды разных народов, петь, играть, сочинять истории, сказки, знакомиться с персонажами фольклора разных стран.
Занимаясь с детьми оригами, я стремлюсь к тому, чтобы учащиеся умели получать радость от творчества, делились бы ей с окружающими, использовали полученные знания в жизни. В ходе работы у ребят проявляется самостоятельность, они фантазируют, творят.

Краткое содержание работы по оригами на занятиях
Курс занятий по обучению оригами лучше осваивать в 3 этапа т.к. данная деятельность имеет большой диапазон уровней сложности, которые постепенно возрастают и усложняются. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки называются базовыми формами – простые фигуры. Именно на их основе составляются более сложные формы. Всего в оригами насчитывается двенадцать базовых форм.
На 1 этапе все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт».
На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат детям дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. В методической литературе педагогу рекомендуется на этом этапе демонстрировать учащимся процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог должен последовательно предъявлять учащимся по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем - лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.
На 2 этапе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Дом», «Дверь», «Рыба» и выполняют изделия на их основе. В это время учащиеся более подробно знакомятся с международной системой условных знаков оригами, зарисовывают в альбомы условные знаки и схемы складывания базовых форм. Учатся выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но на схемы. На втором году обучения предлагаются для работы простые схемы, демонстрирующие последовательность сборки изделия. В начале обучения на этом этапе необходим подробный устный разбор последовательности выполнения изделия и контроль наиболее сложных операций. А затем можно предлагать некоторые простые схемы и для самостоятельной работы. Некоторые наиболее простые схемы можно также рисовать на доске по ходу изготовления изделия.
На 3 этапе учащимся становятся доступны уже самые сложные базовые формы: «Катамаран», «Птица», «Лягушка». Работы, выполняемые на 3 этапе, отличаются своей сложностью. Большое место занимают объемные и двигающиеся изделия. Учащиеся работают со схемами, нарисованными на доске или в книге. Этот этап предполагает большой объём самостоятельной работы учащихся со схемами оригами из различных книг. В это время педагог оказывает лишь небольшую индивидуальную консультативную помощь учащимся.
Пример организации занятия оригами
Тема занятия: "Символ мира - японский журавлик".
Цели:
Обучающие: работа с бумагой; выполнение последовательных действий в рамках технологического алгоритма; пропедевтика основ геометрических понятий.
Развивающие: навыки мелкой моторики; пространственно-ассоциативное мышление, концентрации мышления; коммуникативных способностей.
Воспитательные: интерес к культуре другого народа, национальным традициям.
Материалы и инструменты: разноцветные листы бумаги разных размеров, тонкие нити, клей, ножницы, проволока.
Краткое содержание: педагог рассказывает о двух наиболее древних японских книгах, посвященных оригами, в которых рассказывается о том, как складывать из бумаги фигурку журавлика (Цуру). Птица, с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни. Вторая мировая война придала древней фигурке ещё одно значение - символ мира.
Далее рассказ о девочке Садако Сасаки - которая молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения желания надо было свернуть тысячу фигурок. Она успела сделать 644... Но память о ней жива. Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают к подножию её памятника всё новые и новые фигурки.
Говориться о смысле древней легенды, которая состоит в том, чтобы подарить тысячи фигурок окружающим, разделить с ними радость творчества и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее...
Далее в практической части педагог знакомит учащихся с базовой формой - птица и на её основе складывает журавлика. В конце занятия всех журавликов подвешиваются в круг и на тонких нитях.
Заключение.
Сегодня история развития искусства складывания из бумаги (оригами) в России насчитывает много лет. Вопрос объективной научной оценки результатов занятий оригами (не только детей, но и взрослых) привлекает профессиональное внимание психологов, педагогов, родителей и детей.
Занятия оригами, позволяют детям испытать свои возможности и проявить следующие способности:
-конструктивные - при создании фигурки из одного листа бумаги путём его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединённых при помощи клея;
-изобразительные - за счёт частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применение цветовых сочетаний, чередования цвета;
- творческие - изобретение новых вариаций на классические модели, изобретение новых фигурок;- оформительские - изготовление открыток, оформление помещений к празднику;
- театральные - обыгрывание сложенных моделей, инсценированные с их помощью сюжетов из произведений детской литературы.
Считаю, что занятия оригами это идеальный способ развития мелкой моторики, а также всестороннего развития учащихся, а самое главное увлекательный способ досуга. Работа по исследованию возможностей оригами для развития мелкой моторики учащихся специальной (коррекционной) школы продолжается.
В приложении к выше сказанному прилагаю сказку, которую, показала учащимся своего класса на самом первом занятии оригами для увлечения данным видом искусства. (приложение №1)
Литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 5-9 кл. Под ред. Воронкова В.В..
«Пальчиковые игры и гимнастика»
И. Павленко. Развитие мелкой моторики рук школьников . М, 2009
Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, С-Пб, «Кристалл», 1998
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Уроки оригами в школе и дома», М.:
Аким, 2007., 206 с. (рек.Мин. образования РФ).
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
ГончарВ. «Игрушки из бумаги», М.: Аким, 97, 64 с. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. С-Пб, «Дельта», 1996
Сержантова Т.Б. «365 моделей оригами», М.: Айрис, 2000 г.Соколова С.В. Игрушки-оригамушки. С-Пб, «Химия», 1997
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
Приложение №1
4337685-124460Жил-был крестьянин и была у него земля.
Покажите всем лист бумаги.
5311140260352. Надоело крестьянину работать. Решил он продать землю, а на вырученные деньги жить да поживать. Измерил он свою землю по диагонали.
Сложите и разверните лист по диагонали.
4872990149225
Измерил по второй диагонали.
Сложите и разверните лист по второй диагонали.
4806315326390
Продал он часть земли
Согните четыре угла к намеченному центру листа.
и на вырученные деньги стал жить. повернуть
1600200335280Скоро деньги кончились, и он продал ещё часть земли.
-13335168910Переверните лист и опять согните четыре угла к центру.
Но и эти деньги скоро кончились. Тогда крестьянин решил мир посмотреть. И продал ещё часть земли.
Переверните лист и опять согните четыре угла к центру.

На полученные деньги он купил билеты на пароход и отправился в кругосветное путешествие
Вытяните два другие уголка в стороны и, одновременно, сложите заготовку пополам. Получится кораблик.

4977765229235
Пока он путешествовал, он купил себе новые сапоги.
Заверните боковые уголки (нос и корму корабля) внутрь.
Купил новые брюки.
-342900325755Теперь выверните завёрнутые на предыдущем шаге уголки наружу вниз.

10.Купил свитер. Переднюю часть опустите вниз.

И рубашку. Выгните бывшие пароходные трубы к центру листа.

12. Купив себе обновку, он решил это отпраздновать. Он зашёл в ресторан, сел за столик, заказал себе много еды и шикарно пообедал.
Выверните два загнутых на предыдущем шаге уголка вниз.

-537845345440
13 Так жил крестьянин пока не кончились деньги. Тогда ему ничего не оставалось делать, как возвращаться домой. Денег на обратную дорогу уже не было. Он нашёл брошенный парусник, сел в него и поплыл домой.
Противоположные углы стола сближаем и складываем друг с другом перпендикулярно вторым углам
14Много дней он плавал по морю, пока не прохудился парус, наткнулся наш крестьянин на пустую лодку
"парус" сворачиваем вдоль борта

15. Когда он приплыл домой он взялся за ум и принялся за работу. Он зарабатывал много денег и складывал их в кошелёк.
Выверните внутренние уголки наружу и вниз, а боковые уголки к центру. Получившиеся прямоугольники сложите вниз.

15 На этом и сказке — конец. А кто слушал сказку — клади монетку.

Раскрываем коробочку одновременно выдавливая дно вниз и оттягивая ручки коробочки в стороны.