Методическая разработка на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»


«Развитие речи детей дошкольного возраста
посредством развития мелкой моторики рук»
 
Здоровый и развитый ребенок – это счастье родителей. Разве найдутся на свете мать и отец, которые не хотели бы видеть своего ребёнка крепким, подвижным и умным?
В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы.
В чём причины задержки речи?
Раньше считалось, что главное, от чего зависит речь, - это степень речевого общения детей с окружающими людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривайте с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи, так как в головном мозге речевой центр находится рядом с центром, отвечающим за моторику. Развивая мелкую моторику, то есть тонкие движения пальцев рук,  мы, таким образом,  стимулируем речевой центр, развиваем речь.

Мы, воспитатели, в детском саду уделяем большое внимание развитию мелкой моторики рук. На таких занятиях, как рисование, аппликация, конструирование, лепка, дети учатся работать руками и пальцами. Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью занятий по физической культуре, развитию речи, ознакомлением с окружающим и т.д.

Но, заниматься развитием мелкой моторики рук можно и нужно и в домашних условиях. И это, несомненно, приведет к положительному результату.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросите ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать.

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети.

Будьте внимательны! Следует срочно принимать меры для развития движений рук, если:
К 1 году 5 месяцев ваш ребенок не ставит кубик на кубик, не пытается собирать пирамидку.
К 1 году 7 месяцев не разворачивает завернутый в бумагу предмет.
К концу 1 года 8 месяцев не ставит 3 кубика друг на друга, не может чертить прямые линии.
К концу 2 года не может отвинтить крышку от банки, не пытается остановить катящийся к нему мяч.
К 3-м годам не может перелить жидкость из одной емкости в другую, не нанизывает на шнур большие бусины, не режет бумагу ножницами, не может раскатать пластилин.
Работу по развитию мелкой моторики рук можно начать с ежедневного массажа. Он проводится по 2-3 минуты, сначала на одной руке, затем на другой:
-поглаживать и растирать ладошки вверх - вниз;
-разминать и растирать каждый палец вдоль, затем - поперёк;
-растирать пальчики спиралевидными движениями.
 

Выбирая подарок  ребенку к какому- либо празднику, обратите внимание на игры, развивающие ручки и пальчики (игры- шнуровки, мозайка, пазлы, настольно- печатные игры. То есть те игры, которые связаны с ручным трудом.

Также детям очень нравятся пальчиковые игры и упражнения, в которых использовано художественное слово.
 
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите:

Здравствуй, пальчик, выходи, на Юлю (имя своего ребенка) погляди. Вот твоя ладошка – наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки.) Вот твоя ладошка – поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.)
Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью.
        
Если ребенка не увлекают развивающие пособия и специальные упражнения, предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым.
Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов.
Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
Отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
Перелистывать страницы книги.
Рассыпать спички и попросить малыша собрать их в коробку
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите ребенка сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая: "У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник".
Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам.  
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".
Насыпаем в кастрюлю гороха или фасоли, или любых круп. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи булочки и калачи".
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: "Сильно кусает котенок-глупыш, Он думает, это не палец, а мышь (смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Дайте ребенку расшнурованный ботинок и попросите его зашнуровть
Соедините белую и красную фасоль и попросите ребенка разобрать ее по разным тарелочкам
Предложите ребенку перестирать всю кукольную одежду
 Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала взрослый показывает и помогает, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет.
Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными.
Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь.
Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.