Консультация для родителей на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья


Вы когда-нибудь задумывались, почему детям, да и взрослым, так нравятся игры с песком? И есть ли польза для малышей от игры с песком и если есть, то какая?
Естественная потребность детей в игре с песком, конечно же, имеет свое объяснение. Эту потребность в середине 20 века изучил швейцарский психоаналитик, психотерапевт Карл Юнг. Им был предложен метод «терапии песком». Сначала он рекомендовал использовать занятия с песком в целях диагностики и коррекции эмоционального самочувствия детей, утверждая, что это прекрасное средство для их социальной адаптации и развития. Позднее Т.Грабенко и Т.Зинкевич предложили систему песочных игр, назвав их коррекционно-развивающими. Игра с песком описывалась и известным английским педиатром Маргарет Ловенфельд и назвала она свой игровой метод «мировой методикой».
Сегодня игру с песком и другими сыпучими материалами используют в своей работе многие детские специалисты: педиатры, психологи, психотерапевты, педагоги, логопеды, неврологи.
Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти, поэтому логопеды так любят рекомендовать родителям игры с сыпучими материалами.
Очень полезно для развития речи:
-  рисовать пальчиками на песке;
- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
- рыть ямки, погружать руки в песок;
-  искать в песке зарытые мелкие игрушки;
- лепить руками  из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
- насыпать песок в ведерко лопаткой.
Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.
Играя в песочнице или на пляже с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных ситуациях, которые регулярно возникают на детских площадках. Вырабатывается навык договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права.
Преимущество процесса рисования песком перед другими формами арттерапии в том, что:
Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал необыкновенно приятен.
Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся.
Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работая с песком под музыку задействованы одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет воспринять этот мир непосредственно, вчувствоваться в него. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
Игры с песком помогают развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) и для пожилых людей, т.к. с возрастом снижается чувствительность рук. А также для людей, работающих за компьютером. 
Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует и внутреннему центрированию. 
А парапсихологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию!
Игры с песком хорошо использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Сначала педагог должен вызвать положительное отношение, заинтересовать ребенка, установить эмоциональный и речевой контакт с ним. Это удобно делать во время прогулки. Темы занятий дети предлагают сами, а педагог выступает в роли участника, давая возможность дошкольникам проявить фантазию и творчество. По прошествии подготовительного периода проводимые занятия подчинялись следующим требованиям:
направленность коррекционного воздействия на развитие слухового и зрительного восприятия и их взаимодействие;
обязательное речевое планирование деятельности, т.е. ребенок выполняет задание под комментарий логопеда, а потом в сочетании с собственной речью;
предъявление детям доступных по объему и сложности заданий;
использование большого количества наглядного материала;
развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.;
развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Через игру с песком решаются различные задачи: учить детей различать неречевые, а затем и речевые звуки; воспитываются и развиваются навыки слухового контроля как за произношением звуков в чужой речи, так и в своей, развивается восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков. На занятиях по развитию интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания развивается восприятие разного темпа речи. Речь связана с разными по скорости движениями рук по песку. В ходе занятий используются предметы разной фактуры, это развивает тактильную чувствительность и мелкую моторику рук ребенка. Именно тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека и тесно связана с мыслительными операциями и познанием мира. Дошкольник учится самоанализу, умению понимать себя и других. Так закладываются навыки позитивной коммуникации. Педагог делает на песке отпечатки кистей рук и говорит, что при этом чувствует; дети повторяют то же самое. Постепенно детям становится проще проговаривать свои ощущения. Педагог «прокладывает» в песке тропинки, дорожки, по которым проходят дети то правой, то левой рукой. Справа и слева от дорожки ладонями, кулаками, костяшками пальцев мы «создаем» разные сооружения, предметы. Потом пробуем играть в песке сразу двумя руками, всеми десятью пальцами. Эти несложные упражнения имеют большое значение для психики ребенка. Они стабилизируют его эмоциональное состояние. Ребенок не боится писать и рисовать на песке, ведь любую ошибку можно тут же стереть, исправить, и делать это можно сколько угодно раз! Работая над кинестетическими ощущениями, параллельно работаем и над речью-пополняем словарный запас, совершенствуем грамматический строй. А как здорово фантазировать вместе! Погружая руки в песок, угадывать названия предметов, описывать их свойства, или, медленно водя руками по песку, менять ровную поверхность, превращая ее в море, горы, лес и т.д. А еще, играя в песок, можно «оживить» абстрактные для детей буквы, цифры, знаки, фигуры. Все это усиливает положительное отношение детей к занятиям, создает нужный настрой, позволяя чувствовать себя комфортно и спокойно.