Использование компьютерных презентаций при составлении рассказов по лексической теме Времена года


Сообщение на городской творческой лаборатории по теме: «Использование компьютерных презентаций при составлении рассказов по лексической теме «Времена года».
Калина Е.В. учитель-логопед МБОУ «Школа №15»
Май, 2016 г.
Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетической.В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (динамика событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей).На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.• Употребление нелитературных слов и выражений.• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.• Плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи старших и младших школьников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.В современных психологических и методологических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения в ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения.Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с ЗПР, так как становление связной речи у таких детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями.Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ЗПР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и, школьного возраста. Отмечаемое у детей речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций, а особенно памяти, требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования связной речи.Правильная организация обучения детей с ЗПР – очень сложное дело. Поэтому на ряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, является использование компьютерных презентаций. Мною подобран ряд компьютерных презентаций, которые можно использовать в работе.