«Применение мультимедийных продуктов на уроках химии и биологии МКШ, факультативных занятиях и кружках через создание мини-студии фильмов и презентаций «Радуга»







Педагогический проект на тему:
«Применение мультимедийных продуктов на уроках химии и биологии МКШ, факультативных занятиях и кружках через создание мини-студии фильмов и презентаций «Радуга»
Сабурова Галина Кязымовна
учитель химии и биологии
ГУ «Ковыльненская средняя школа»
Есильский район
Акмолинская область













Цель работы: создание авторских мультимедийных продуктов способствующих повышению качества обучения учащихся, решения некоторых проблем в классах-комплектах; для усиления пропаганды экологических знаний среди населения, формированию активной гражданской позиции.
Объект исследования: мультимедийные продукты (презентации, слайд-фильмы, электронные тесты, видео и т.д.)
Предмет исследования: создание авторских и использование мультимедийных продуктов на уроках химии и биологии, факультативных занятиях и экологическом кружке малокомплектной школы и их влияние на развитие познавательной активности и развитие личности.
Я реализую данные цели через создание мини-студии фильмов и презентаций «Радуга» . Почему я выбрала такой способ реализации своих целей? Потому что в творчестве происходит самореализация личности, проявление ее способностей, интересов, потребностей, опыта. Творя прекрасное ребенок раскрывается, увлекается, ему некогда думать о вредных привычках, дурных компаниях. активизирует такие внутренние процессы, благодаря которым ученик из сторонней, отстраненной позиции по отношению к предлагаемым знаниям, нормам и ценностям, переходит в позицию личностную, в позицию неравнодушного человека
Вторая причина выбора данного подхода - потому, что неравнодушие, гражданскую активность, экологическую сознательность надо прививать с детства, с начальных классов. Поэтому я создаю экологические сказки, в первую очередь для малышей. А помогают мне дети постарше. С помощью такого подхода, охват детей намного больше.
Создавая эти фильмы, нужно выбрить тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка, и того, который участвует в его создании, и того кто этот фильм будет смотреть. Важна эмоциональная составляющая воспитательного процесса.
Большим преимуществом мультимедийных продуктов - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Этот момент важен для применения мультимедийных продуктов в учебном процессе.
Статистика показывает, что на данный момент в школах имеются отдельные виды программно-методических материалов для компьютерной поддержки занятий по химии, биологии (например, электронные учебники ), но пока отсутствуют четкие методы и приемы применения их в «спаренных» классах. Отсюда возникает необходимость своими силами создавать программно-методический комплекс для занятий в классах - комплектах. Это еще одна причина обращения к компьютерным технологиям.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Проблемы малокомплектной школы в том, что учитель обучает одновременно 2 класса, по разным учебным программам, и за те же 45 минут ему нужно ъяснить, закрепить 2 разных темы. Да и еще дети усваивают материал с разной скоростью. Один схватывает на «лету», другому нужно еще разок объяснить. А где взять столько времени? Поэтому необходимость использования компьютерных мультимедийных технологий в процессе обучения и самообучения в МКШ– это неоспоримый факт.
Применение мультимедийных продуктов на уроках химии и биологии в классах-комплектах МКШ.
Одними из таких продуктов являются презентация и слад-фильмы. Презентация может быть озвученной ( Слайд-фильмы «Решение типовых расчетных задач», «Адсорбционная теория») или нет (например, презентация-тренажер для решения задач, тренажер 1). Проблема «спаренных» классов в том, что учитель обучает одновременно 2 класса, по разным учебным программам, и за те же 45 минут ему нужно объяснить, закрепить 2 разных темы. Да и еще дети усваивают материал с разной скорость. Один схватывает на «лету», другому нужно еще разок объяснить. Где взять на это время? Я для себя нашла выход. Это применение озвученных презентаций или слайд-фильмов. Чаще всего я их применяю на уроках изучения новой темы, для объяснения решения задачи нового типа и для закрепления. Такие презентации я создаю сама или вместе с детьми на факультативных занятиях. Они в некотором смысле заменяют учителя в одном классе, пока он работает с другим классом. Принцип работы следующий. Для примера предлагаю фрагмент урока химии в 8 и 10 классах.
После проверки домашнего задания у обоих классов (тестирование , устный опрос, работа по карточкам), начинаем изучение новой темы.
10 класс работает с учебником, а 8 классу учитель объясняет решение задачи нового типа. Но каждый ученик усваивает материал с разной скоростью.
И поэтому после объяснения новой темы задачи, какая – то часть класса сразу усвоив тему, приступает к решению подобных задач. (1 группа).
Остальная часть 8 класса (2 группа) нуждается в повторном объяснении. Поэтому они надев наушники прослушивают такое же объяснение с помощью презентации.
А учитель в это время проверяет усвоение темы у 10 класса и дает задание на
·закрепление либо слайд-фильм по новой теме.
Затем учитель просматривает решение задач у 1 группы, дает задания посложнее.
И возвращается ко 2 группе. Проверяет усвоение и дает подобные задачи. И так далее.
Таким образом такие фильмы и презентации можно применять на любом этапе урока и по любой теме. Конечно подготовка таких фильмов требует времени (ведь в Интернете порой очень трудно найти подходящую презентацию), но потратив время один раз учитель избавит себя от многих проблем на несколько лет. И они прослужат долгие годы. Кроме того фильмы, при необходимости можно редактировать.
Такой подход позволяет контролировать усвоение материала учащихся обоих классов, создает условия для самостоятельного поиска учащимися решений, поставленных задач, время урока используется рационально, охвачены все учащиеся и усвоение темы происходит в полном объеме.
Здесь учитель выступает не как источник знаний, а как консультант, проводник, направляющий, помогающий добыть знания учащимся, а не выдает готовые решения. А это главная цель нашего образования – воспитать личность, человека, умеющего мыслить самостоятельно, творчески, креативно, уметь находить решения задач и ситуаций.
Применение озвученной презентации на факультативных занятиях по химии.
Данный подход применяется следующим образом. Именно на факультативных занятиях я вместе с детьми создаю слайд-фильмы, которые позволяют еще глубже изучить основные этапы решения той или иной задачи, закрепить их в процессе изготовления ролика.
Для этого необходимы 3 основные программы – Power Point – программа для создания слайдов, программа «Звукозапись» - для записи голосового сопровождения слайдов (она есть в стандартных программах ) или программа «Киностудия» - для монтажа слайд-фильма целиком.
Сначала, выбранную задачу анализируем, решаем в тетрадях, проработав каждый этап отдельно.
Затем составляем алгоритм решения – пошагово.
Затем переходим к работе в программе в Power Point, создаем слайды, демонстрирующие каждый этап задачи .
Далее работаем в программе «Звукозапись». Комментируем каждый слайд. Звукозапись сохраняем в файле на рабочем столе.
Учебное пособие готово. За время изготовления ребята глубоко изучили процесс
решения данной задачи, а значит они смогут решить подобные. Реализуется межпредметная связь с информатикой, закрепляются умения создавать слайд-шоу, закрепляются этапы решения задачи и процесса в целом.
Применение мультимедийных продуктов в экологическом воспитании.
применение мультимедийных продуктов в работе агитбригады или экологического кружка
Целью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] является становление экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие, воспитание коллективизма, пропаганда экологических знаний среди старшеклассников и взрослого населения села, воспитание патриотизма. Экологическая агитбригада  это эффективное средство экологического воспитания. Главная цель создания агитбригады «Набат» – популяризация экологического образования и воспитания школьников, привлечение внимания социума к проблемам окружающей среды, воспитание коллективизма и патриотизма. И огромную роль здесь играют мультимедийные продукты, а конкретно те же презентации о родном селе, созданные из рисунков или фотографий, сделанных детьми. С помощью компьютерных технологий члены агитбригады создают видео, демонстрирующее хронологию какого-либо процесса или действия. Например, мастер-класс по созданию поделки из бросового материала на конкурс «Мы против мусора» ( Мастер-класс «Как мы боремся с мусором») или снять на видео наблюдения за ростом какого-нибудь растения ( например, лука). Еще члены агитбригады проводили видеоопрос населения. Цель опроса - собрать информацию о тех или иных экопроблемах, о их значении в сознании людей, путях их решения. В опросе люди выступают в роли уникального источника информации. (Видеозапись 2а. AVi). Все это способствует формированию у детей активной жизненной позиции, воспитанию сознательного и бережного отношения к природе. (Экологические сказки для малышей «Три поросенка», «Берегите цветы!»)
Применение мультимедийных продуктов для развития умения учащихся сравнивать, анализировать, делать выводы.
Целью сгодняшнего образования является воспитание конкурентноспособной
личности, умеющей мыслить творчески, самостоятельно добывать знания. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы ученики не брали готовые шаблонные знания, а учились сами добывать их, анализировать, сравнивать.
Для достижения данных целей я стараюсь создавать соответствующиепрезентации, слайд-фильмы, заставляющие ученика размышлять, анализировать.
Фрагмент презентации урока по химии «Катализ»
При изучении новой темы учащимся предлагается на основе, имеющихся знаний, из курса химии предыдущих классов, предположить, что такое катализ. (На экран выводится слайд, где записан термин, но нет определения. Нужно, что бы дети сами дали формулировку, пусть даже в чем-то и неправильную.) Ответы детей.

«А теперь давайте проверим правильны ли ваши предположения?» Демонстрируется слайд с определениями. Дети сравнивают их со своими ответами, анализируют, что правильно, что нет и записывают определения в тетрадь со слайда
   Обоснованное применение компьютерных технологий способствует активизации познавательной деятельности учащихся развития зрительной памяти, логического мышления, способствует воспитанию культуры, обеспечивает самостоятельный и творческий подход к получению информации, воспитывает логическое мышления и техническая грамотность, активизирует учебный процесс.

15