Урок по ОРКСЭ Таинство Причастия


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 города Смоленска»
Конспект урока ОРКСЭ ( модуль «Православная культура» )
по теме «Таинство Причастия»
в 4 классе Б Разработала и провела
учитель начальных классов
первой категории
Жбанова Галина Аркадьевна
2015 – 2016 учебный год
Тема: «Таинство Причастия»
Цели:1.Познакомить учащихся с новыми православными понятиями.
2.Развивать умение формулировать вопросы, высказывать свое мнение. Формировать навык сознательного сосредоточенного чтения.
3.Приобщать учащихся к русским православным традициям.
Оборудование: учебник «Основы религиозных культур и светской этики» (основы православной культуры), презентация (прилагается), карточки для групповой работы.
Ход урока
1.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ УРОКА И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
( 1 слайд)
-На этом снимке надпись, которая на первый взгляд может многим показаться непонятной. Тем не менее, она содержит большой смысл.
-Как вы думаете, какое ключевое словосочетание в этом предложении? (ГЛАВНАЯ ТАЙНА)
-Вспомните, есть ли в православной традиции слово, однокоренное слову «ТАЙНА» (ответы учащихся)
-с.78 учебника, там есть подтверждение нашим словам (словосочетание ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА)
-Как вы думаете, о чем мы будем говорить, узнавать на этом уроке?
-Давайте на минуту представим, что мы познакомились с таким человеком, который может растолковать это загадочное предложение. Попробуем придумать 3 вопроса, на которые он сможет ответить (учащиеся формулируют вопросы, учитель подводит к 2 слайду)
(2 слайд) (Вопросы появляются после того, как дети их придумывают)
1.ЧТО ЭТО ЗА ТАЙНА?
2.КАК МОЖНО ПОЗНАТЬ ЭТУ ТАЙНУ?
3.ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ЭТУ ТАЙНУ?
2.ПОИСК ОТВЕТОВ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫ
Что это за тайна?
С.76
-Обратите внимание на икону Ушакова «Тайная вечеря». Знаете ли вы смысл события, изображенного на иконе?
-Послушайте такое утверждение. Согласны ли вы с ним. «Все, кто изображен на иконе, объединены одной целью» (кратко об Иуде)
(Учитель говорит о тайной Вечере сам или кто-то из детей)
- Прочитаем, как об этом говорит самИисус Христос в Евангелии.
Учитель читает из Евангелия от Луки гл.22(19) «И взявъ хлебъ и благодаривъ, преломилъ и подалъ им, говоря: сие есть тело мое, которое за васъ предается; сие творите въ мое воспоминание».
-Как вы думаете, что хотел сказать Господь этими словами?
-Найдем о том же в учебнике (с.77 «А чтобы и до конца абзаца»)
-Приблизились мы с вами к ответу на первый вопрос: что это за тайна? (ответы учащихся)
ИТОГ ПОДВОДИТ УЧИТЕЛЬ
Главная тайна состоит в том, что господь таинственным (невидимым) образом присутствует в церкви
Ищем ответ на второй вопрос
КАК МОЖНО ПОЗНАТЬ ЭТУ ТАЙНУ?
-Продолжим читать на с.77(«Мы помним… и до конца этого абзаца)
-Ребята, хочу вам разъяснить значение слов «Где двое или трое собраны во имя Мое – там и Я есть». Значит, где люди собрались ради меня, т.е. не просто поговорить и что-то даже, как нам кажется, важное обсудить, а собрались в молитве к нему, там и Господь. Кто- то пришел просто поставить свечу за здравие или упокоение близких, и вдруг плачет или просто что-то чувствует, получает облегчение от скорбей. И это дается без каких-либо видимых изменений, это та самая «Благодать» - Действие Бога в человеке. Именно поэтому люди идут в церковь, иначе бы не шли.
-А что же далее? А дальше кто-то из просто «зашедших» в церковь делает еще шаг – приходит на Литургию(3слайд) (дети читают текст слайда с кратким пояснением учителя)
-Потом уже знакомится с основными правилами христианской церкви и возможностью его личного участия в Литургии.
-Итак, подведем итог наших размышлений по второму вопросу КАК МОЖНО ПОЗНАТЬ ЭТУ ТАЙНУ?
-Что надо для этого сделать? (ответы учащихся)
ИТОГ ПОДВОДИТ УЧИТЕЛЬ
-Сам Господь про это сказал так: «Приди и виждь», т.е. приди и увидишь. Значит,
Человек должен прийти в церковь
-А сейчас мы подошли к третьему, последнему вопросу
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ЭТУ ТАЙНУ, тайну причастия?
-Попробуйте поразмышлять над этим вопросом самостоятельно.
Мы разделимся с вами на 5 микрогрупп. Каждая группа получит задание, ознакомившись с которым вам легче будет найти ответ на этот вопрос (даются листы с текстом задания на каждого члена группы, чтение и обсуждение 5 минут, выступает 1 член группы)
ИТОГ ПОДВОДИТ УЧИТЕЛЬ
-Действительно, вкусив плодов от древа познания добра и зла, человек познал зло и отпал от своего Создателя. И в нас произошла такая перемена, которая называется удобопреклонность к греху. Нам злое стало творить легче, чем доброе. Об этом апостол Павел так говорит в одном из своих посланий « 19Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.»
- И если кто-то из нас всерьез задумается избавиться от чего-то злого, то сделать самостоятельно это не сможет. Ненадолго - да, всерьез – нет. Приведу пример (о грехе сквернословия).
-А на главной церковной службе – Литургии, где по молитвам церкви совершается Великая Тайна, и люди соединяются с Богом, уже не только человек совершает усилие, но сам Бог незримо действует в человеке. Именно поэтому, причащаясь, мы становимся частичкой Бога и Бог становится частицей нас. И происходит чудо: то, от чего самостоятельно мы никак бы не избавились, уходит, отпадает от нас.
-А соединяясь с Богом в Таинстве Причастия в этой временной жизни, мы надеемся быть с Ним и в Вечной жизни. А она где? (в Раю)
3. ИТОГ УРОКА
Продолжите мою фразу «на этом уроке я…»
-Спасибо за урок. Посмотрите небольшую подборку фото о красоте божьего мира. (слайдшоу)