Урок. «Жил был кто-то и похож был на что-то и совершал он то-то… » 5 класс

Тема занятия: «Жил был кто-то и похож был на что-то и совершал он то-то »
Цель: установить главных героев; обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, группировка, моделирование).
Задачи:
познакомить учащихся с художественной культурой Древнего Египта; – научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура; – совершенствовать умение работать кистью и красками; – развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление; – формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому; – воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре Древнего Египта.

Роль учителя быть организатором учебной деятельности учащегося, организатором обстоятельств, в которых ученик ведет самостоятельный поиск. Учитель подводит к проблеме, вселяет уверенность, поощряет, сомневается и задает провокационные вопросы. Итак, рассматриваем любую иллюстрацию как целостную систему.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Подготовка к занятию: гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей
II. Объяснение нового материала.
Беседа . Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по Древнему Египту – удивительной, полной загадок и чудес стране, одной из первых цивилизаций, отдалённой от нас несколькими тысячелетиями.
– Что же это за страна – Древний Египет? Что вы можете о ней рассказать?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

– Почему древние египтяне называли свою землю чёрной?
– Кем был фараон в Древнем Египте?
– Чем прославился главный строитель первой пирамиды?
– Как складывалась форма классической пирамиды?
– Какие памятники искусства Древнего Египта относятся к «семи чудесам света»?
Мы с вами уже говорили о том, что мечта египтянина о продолжении жизни после смерти нашла воплощение в строительстве пирамид (гробниц). Величина и пышность убранства которых зависели от знатности человека. На стенах можно было увидеть сюжеты из жизни египтян.
Художников в Древнем Египте называли «писцами контуров». Если работа шла не на камне, то контуры наносились или на орнаментальную штукатурку, или на слой разглаженного грунта с примесью мелко нарубленной соломы. Потом, если требовалось, контуры углубляли или раскрашивали фигуры, но это уже была работа второстепенная, не сравнимая по ответственности и сложности с той, которую выполняли «писцы контуров».В ложную камеру, как я уже сказал, прислали подмастерьев. Подмастерья вооружились красными грифелями и покрыли стены камеры рисунками А потом в камеру вошел мастер. В руке он держал черный грифель. Он присмотрелся к тому, что сделали подмастерья, и прошелся по красному черным. Он не рисовал за них. Просто в одном месте он исправлял положение руки, в другом иначе разворачивал плечи, в третьемчуть изменял композицию, и на глазах изумленных подмастерьев что представляешь себе, находясь в гробнице, с предельной отчетливостью ремесленная поделка превращалась в художественное произведение


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Почему в древнеегипетских изображениях верхняя часть тела человека выглядит так, как будто мы смотрим на него спереди, а ноги – будто мы смотрим сбоку? (Просмотр рисунков с изображением человеческих фигур по древнеегипетским канонам)
III. Практическая работа. «Жил был кто-то и похож был на что-то и совершал он то-то »
Шаг 1: Составь картинки.
Делимся на группы:
1-группа рисуют головы животных;
2- группа рисуют туловище;
3- группа рисуют ноги и крылья.

Шаг 2: Вырезаем.
Техника безопасности при работе ножницами.
Выполненные рисунки дети вырезают по контуру.

Шаг 3: «Соединяй-ка»
Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов выявлять причинно-следственные отношения сложного характера, которые возникают при взаимодействии между несколькими объектами.
Соединяем элементы и создаем фантастическое животное.

IV. Подведение итогов урока.
Рефлексия:
-На кого похож ваш образ?
- Где он живет? -Как передвигается?
-Чем занимается?
- Как вы назвали бы его?

Итог: Осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила «Когда смотришь на картину, надо сначала выделить главных героев затем другие объекты, на ней изображенные».


15