Программа внеурочной деятельности Проектная деятельность. Мир вокруг меня



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №438
Приморского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНА
Директор школы:
______________ Л.А. Чеплевская
Приказ №108-О
от «01»сентября 2016г
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
_________________ Л.В. Никитина
«31» августа 2016г.
РЕКОМЕНДОВАНА к использованию
Педагогическим Советом школы
Протокол от «30» августа 2016 г. № 1
РАССМОТРЕНА
на МО учителей
начальной школы и воспитателей ГПД
Протокол от «26» августа 2016г. № 1
Председатель МО _______ / Медведева О.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Проектная деятельность. Мир вокруг меня»
начальное общее образование
Класс: 1
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Составитель:
Палецкая Екатерина Рудольфовна, учитель начальной школы
Санкт-Петербург
2016 г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc381322342 \h 2Цель программы PAGEREF _Toc381322343 \h 2Ожидаемые результаты реализации программы PAGEREF _Toc381322344 \h 2Программа внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования (1 класс) PAGEREF _Toc381322345 \h 2Общеинтеллектуальное направление PAGEREF _Toc381322346 \h 2Тематическое планирование PAGEREF _Toc381322347 \h 2Содержание занятий PAGEREF _Toc381322348 \h 2Календарно-тематическое планирование PAGEREF _Toc381322349 \h 2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ PAGEREF _Toc381322350 \h 2

Пояснительная записка
 
Программа внеурочной деятельности младших школьников Государственного общеобразовательного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №438 «Проектная деятельность. Мир вокруг меня.» разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Данная программа сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
•  с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
•  с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
•  с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
•  с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации личности.
Цель программыСоздание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач:
•  создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
•  формировать коммуникативную, социальную компетентность школьников;
•  формировать у детей социокультурную идентичность;
•  развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;
•  развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения данная программа внеурочной деятельности реализует общеинтеллектуальное направление развития личности.
В программе предусмотрены следующие виды внеурочной деятельности:
проектная деятельность
проблемно-ценностное общение
логико-развивающая деятельность
краеведческо-патриотическая деятельность
экскурсионная деятельность
Внеурочная деятельность позволяет педагогу выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы. Помочь им их реализовать. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.
Внеурочная деятельность строится на принципах:
Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур.
Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета
Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты.
Возможность свободного самоопределения и самореализации;
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка
Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.
Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир.
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
 
Данная программа реализует отдельный курс, предлагающий детям более детально ознакомиться с природой родного посёлка, стать более бережливыми, внимательными по отношению к ней.
Место курса в общей системе внеурочной деятельности ОУ:
№ Направления Название модуля или программы Количество часов
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1 Спортивно-оздоровительное «Мир игр» 33 34 34 34
2 Общеинтеллектуальное «Мир вокруг меня» (проектная деятельность) 66 - - -
«Информатика в играх» (проектная деятельность) - 34 34 34
3 Общекультурное «Книжкино царство» 33 34 - -
«Я познаю мир» (экскурсионная деятельность) - - 34 34
4 Социально-экологическое «Биоэтика» (проектная деятельность) - 34 34 34
5 Духовно-нравственное «Бабушкин сундучок» (музейная деятельность) 33 34 34 34
Предельно допустимая нагрузка за учебный год 165 170 170 170
Занятия проводятся в форме экскурсий, соревнований, конференций, поисковых, практических исследований и т. д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Педагогам, работающим вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным.
Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Ресурсная база школы даст возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся:

Ожидаемые результаты реализации программы
 
•  Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого, приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка:
- дифференциация по интересам;
- проектная деятельность
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Программа внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования (1 класс)
Общеинтеллектуальное направление
Тематическое планирование 
№ п/п Название модуля и занятий Общее кол-во часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий
1 Проектная деятельность
«Мир вокруг меня» 66 50 16
1 класс 66 50 16
1.1 Мой посёлок. Понятия флоры и фауны. 1 1 1.2 Фауна моего посёлка. 1 1 1.3 Определение тем проекта «Фауна» 1 1 1.4 Проект «Птицы Лисьего Носа» 14 9 5
1.5 Праздник Птиц 2 1 1
1.6 Проект «Звери Лисьего Носа» 14 12 2
1.7 Праздник «Зверьё моё» 2 2 1.8 Флора моего посёлка. 1 1 1.9 Определение тем проекта «Флора» 1 1 1.10 Проект «Флора» 14 11 3
1.11 Праздник Мой зелёный Лисий Нос. 1 1 1.12 Проект «Весна красна» 12 9 3
1.13 Праздник Весны 2 2
Содержание занятий
Курс «Проектная деятельность. Мир вокруг меня» (66часов)
1 класс (66часов)
1.1. Мой посёлок. Понятия флоры и фауны (1 час). Понятие флоры и фауны. Знакомство с разнообразием растений, зверей и птиц мира.
1.2. Фауна моего посёлка (1 час). Знакомство с фауной посёлка. Знакомство с условиями жизни зверей и птиц.
1.3. Определение тем проекта «Фауна» (1 час). Что такое проект? Мозговой штурм. Обсуждение вариантов проектов под общей тематикой «Птицы Лисьего Носа».
1.4. Птицы Лисьего Носа (14часов). Подробное ознакомление с жизнью птиц, условиями жизни, типом гнёзд, миграцией. Создание макета понравившейся птицы, её гнезда. Подпроект: «Поможем птицам зимой» Создание кормушек для птиц из подручных материалов. Создание кроссвордов, викторин по теме, чтение рассказов, стихов по теме.
1.5. Праздник птиц (2 часа). Задачи-шутки; викторина; выставка для родителей. Устройство кормушек для птиц в школьном саду.
1.6. Проект «Звери Лисьего Носа» (14часов). Подробное ознакомление с жизнью зверей, условиями жизни, домиками. Создание макета: «Как живёт зверь». Звери в разное время года. Литература о зверятах. Просмотр фильма о жизни зверей. Рассказ о домашнем питомце. Подготовка к выставке.
1.7. Праздник «Зверьё моё» (2 часа). Конкурс, КВН. Выставка-презентация для родителей.
1. 8. Флора моего посёлка (1 час). Знакомство с фауной посёлка, климатом. Экскурсия по посёлку.
1.9. Определение тем проекта «Флора» (1 час). Мозговой штурм. Разделение на рабочие группы. Обсуждение вариантов проектов под общей тематикой «Флора».
1.10. Проект «Флора»( 14час). Растения в искусстве (вышивка, роспись, архитектура). Подробное знакомство с флорой посёлка. Составление каталога деревьев, трав, грибов. Изучение свойств трав и грибов с помощью справочников и энциклопедий. Стендовая защита по группам: «Травы», «Деревья», «Грибы» - обязательный разговор о полезных и опасных свойствах растений. Подпроект: «Что вырастает из семечка?».
1.11.Праздник «Мой зелёный лисий Нос» (1 час). Гостиная для младших школьников – «Защита своего проекта».
1.12 . Проект «Весна Красна» (12часов). Проект озеленения школьного сада: создание альпийской горки. Какая бывает почва. Какой грунт нужен в наших климатических условиях. Понятие композиции. Моделирование основы горки – эскизы. Какой посадить куст? Какие цветы однолетние, какие многолетние? Как правильно посадить растение? Как сделать рассаду? Создание макета из подручных материалов. Изучение грунта на пришкольном участке. Экологический десант. Создание минигорки.
1.13. Праздник Весны (2 часа). Экскурсия по весеннему посёлку. Открытие горки.

Календарно-тематическое планирование№ № п/п Тема Срок проведения Количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных активных занятий Форма
1.1 Мой посёлок. Понятия флоры и фауны. 1 1 1 Знакомство с разнообразием мировой фауны и флоры. 1 неделя 1 1 Беседа, показ отрывков фильмов
1.2 Фауна моего посёлка. 1 1 2 Птицы, животные, насекомые Лисьего Носа 1 неделя 1 1 Беседа, презентация
1.3 Определение тем проекта «Фауна» 1 1 3 Определение круга тем, проблем. 2 неделя 1 1 Мозговой штурм. Игра-викторина
1.4 Проект «Птицы Лисьего Носа» 14 9 5 4 Этап 1. Планирование 2 неделя 1 1 5-7 Этап 2. Поиск информации. Наблюдение за объектом 3-4 неделя 3 3 Экскурсии по посёлку
8 Работа со справочной литературой 4 неделя 1 1 Работа в библиотеке
9 Изготовление макета птицы из пластилина 5 неделя 1 1 Творческая мастерская
10-11 Изготовление гнезда из природных материалов 5-6 неделя 2 1 1 Творческая мастерская
12-14 Подпроект: «Поможем птицам зимой». Кормушка из подручных материалов 6-7 неделя 3 2 1 Творческая мастерская
15-16 Сочинение загадок, сказок, стихов, кроссвордов про птиц 7-8 неделя 2 2 Творческая мастерская
17 Подготовка к защите проекта, выставке 8 неделя 1 1 1.5 Праздник Птиц 2 1 1 18 Задачи-шутки; викторина; выставка для родителей 9 неделя 1 1 Открытое занятие
19 Установка кормушек в школьном саду 9неделя 1 1 1.6 Проект «Звери Лисьего Носа» 14 12 2 20-21 Подробное ознакомление с жизнью зверей, условиями жизни.10 неделя 2 1 1 Беседа ,презентация, отрывки из мультфильмов
22 Этап 1.Определение круга тем, проблем. 11 неделя 1 1 Мозговой штурм. Игра-викторина
23 Этап 2. Планирование 11 неделя 1 1 24 Этап 3. Поиск информации 12 неделя 1 1 Работа в библиотеке
25-27 Этап 4. Продукт Создание макета: «Как живёт зверь» 12-13 неделя 3 3 28-29 Звери в разное время года. 14 неделя 2 2 30-31 Литература о зверятах15 неделя 2 2 32 Просмотр фильма о жизни зверей 16 неделя 1 1 33 Рассказ о домашнем питомце. Подготовка к выставке. 16 неделя 1 1 1.7 Праздник «Зверьё моё» 2 2 34 Конкурс, КВН. 17 неделя 1 1 35 Выставка-презентация для родителей. 17 неделя 1 1 1.8 Флора моего посёлка. 1 1 36 Растения Лисьего Носа. В каждой травинке –тайна. 18 неделя 1 1 Презентация, произведения художественные и научно-популярные
1.9 Определение тем проекта «Флора» 1 1 37 Определение круга тем, проблем. Разделение на группы 18 неделя 1 1 Мозговой штурм. Игра-викторина
1.10 Проект «Флора» 14 11 3 38-39 Растения в искусстве (вышивка, роспись, архитектура). 19 неделя 2 2 40-41 Подробное знакомство с флорой посёлка. 20 неделя 2 2 42 Этап 2. Планирование 21 неделя 1 1 43-44 Этап 3. Поиск информации. Наблюдение за объектом. 21 -22 неделя 2 1 1 Экскурсии по посёлку, просмотр фильмов
45-46 Работа со справочной литературой Изучение свойств трав и грибов с помощью справочников и энциклопедий 22 -23 неделя 2 2 Работа в библиотеке
47-48 Составление каталога деревьев, трав, грибов. 23-24 неделя 2 2 Работа в группах
49-50 Стендовая защита по группам: «Травы», «Деревья», «Грибы» 24-25 неделя 2 2 Стендовая защита
51 Подпроект: «Что вырастает из семечка?» 25 неделя 1 1 Практическая работа
1.11 Праздник Мой зелёный Лисий Нос. 1 1 52 Гостиная-конференция для младших школьников – «Защита своего проекта». 26 неделя 1 1 Гостиная-конференция
1.12 Проект «Весна красна» 12 9 3 53 Проект озеленения школьного сада: создание альпийской горки. Этап 1.Определение круга тем, проблем. 26 неделя 1 1 Беседа
54 Этап 2. Планирование 27 неделя 1 1 Работа в группах
55 Этап 3. Поиск информации. Какая бывает почва. Какой грунт нужен в наших климатических условиях. 27 неделя 1 1 Беседа, презентация
56 Понятие композиции. 28 неделя 1 1 Практическая работа
57 Моделирование основы горки – эскизы 28 неделя 1 1 Практическая работа
58 Какие цветы однолетние, какие многолетние? 29 неделя 1 1 59 Как правильно посадить растение? 29 неделя 1 1 60 Как сделать рассаду? 30 неделя 1 1 Практическое занятие
61 Этап 4. Продукт: Создание макета горки из подручных материалов. 30 неделя 1 1 62 Экологический десант. 31 неделя 1 1 63-64 Создание минигорки. 31-32 неделя 2 2 1.13 Праздник Весны 2 2 65 Экскурсия по весеннему посёлку. 32 неделя 1 1 66 Открытие горки. 33 неделя 1 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
«Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности ОУ, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и напрвленности» - письмо МО РФ от 15.10.2003 года
«О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
Воспитание на региональном материале. – Сборник материалов под редакцией Красношлыковой. – Кемерово: 2002. – 41.
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» [Текст] /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. – Москва: Народное образование, 2004. – 300 с.
Колодницкий Г. А., В. С. Кузнецов, М. С. Маслов: «Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (Серия "Работаем по новым стандартам") [Текст] / » М., «Просвещение» - 2011 г .
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. [Текст] / : С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с..
Попов А. А., Роскуровская И. Д. Возможности поколения и индивидуальные шансы [Текст] / А. А. Попов. – Москва, Томск, 2003
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
Стрелкова Л. П. Уроки сказки. /Текст/: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
Солодова Г. Г., М. И. Губанова. Развитие и воспитание личности в общении [Текст] / Г. Г. Солодова, М. И. Губанова: учебное пособие. – Кемерово, 2005. – 92 с.
Шемшурина А. И. Программа нравственно-этического воспитания в работе классного руководителя [Текст] /
Шемшурина А. И. нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) [Текст] / Шемшурина А. И. // Этическое воспитание. – 2005. - №1.