Программа внеурочной деятельности Мир вокруг меня.


Пояснительная записка.
Программа «Мир вокруг меня» разработана с использованием методического конструктора (Д.Григорьев, П.Степанов).
Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельности:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования.- М.: «Просвещение», 2011.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. - М.: «Просвещение», 2010.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010.
Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. № 1999
«Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире». В. Бианки
В современном обществе каждый человек живёт в своём мире.
Для одних - это любимые игрушки, фильмы или заветные места, города, а для других - это внутренний мир, его мысли, чувства, мечты. Каждый человек индивидуален и имеет право выбирать свой мир, в котором он хочет жить. Человека почти всегда что-то привязывает к жизни, если такой опоры нет, то у него нет цели в жизни, нет того, кому он мог быть полезным. Такой человек чувствует себя никому не нужным, он лишён радости от результатов своей деятельности. Отсюда и наркомания и суицид среди подростков. Важно создать пространство, которое отвечало бы насущным возрастным потребностям подростка, и при этом было бы благоприятным для его нравственного развития. Надо поддерживать его стремление к независимости и самостоятельной ответственности, потребность проявить себя среди других. Программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг меня” рассчитана на 68 часов, ориентирована на обучающихся 5 - 6 классов и реализована как индивидуально, так и с отдельно взятым классом или группой.
Занятия проводятся в форме бесед, различных видов игр, дискуссий, поисковых исследований.
Отличительные особенности программы:
● программа способствует созданию благоприятных условий для разностороннего раскрытия индивидуальных способностей обучающихся, что не всегда удаётся создать на уроке; развитию у детей интереса к творческому созиданию; желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности; умению рационально организовывать своё свободное время.
● ведущий вид занятий – игра, тренинги, беседы.
● в ходе реализации программы обучающиеся получают знания и формируют умения общения в социуме.
● к реализации данной программы можно привлекать педагога – психолога, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей обучающихся.
Основная цель программы - создание условий для многогранного развития и социализации обучающихся, формирования их гражданской позиции, устойчивых мировоззренческих взглядов.
Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные.
Обучающие:
● овладения знаниями о социальных нормах поведения жизни человека.
● знакомство с национальными семейными традициями. Усвоение и сохранение традиций своей семьи.
● формирование знаний о базовых общечеловеческих ценностях (человек, семья, Отечество, гумманизм, знания, труд, культура).
Развивающие:
● развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем, формирование коммуникативной культуры.
● развитие творческих способностей учащихся.
● развитие умения работать с информационными источниками, обрабатывать информацию.
Воспитательные:
● воспитание социально активной и функционально грамотной личности.
Для реализации программы «Мир вокруг меня» используются следующие виды
деятельности.
● Игровая. Игровое общение оказывается мощным воспитательным средством, потому что позволяет педагогу совершать разнообразные маневры в поле делового и личностного общения и создаёт возможности для сотворчества, совместного творческого развития взрослого и ребёнка.
● Проектная. Данный вид деятельности решает воспитательные задачи: рост ответственности подростков за свой муниципалитет; формирование ощущения наполненности жизни значимыми вопросами и делами, реализацию потребности социальной активности.
● Проблемно-ценностная. На занятиях школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на взаимоотношения, складывающиеся в подростковой среде, семейном социуме, обсудить некоторые положительные и отрицательные моменты взаимоотношений, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников.
● Коммуникативная. На занятиях организуются условия для постоянного взаимного общения обучающихся: рассмотрение ситуаций, анализ деятельности, участие в дискуссиях, в социальном проекте.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Программа рассчитана на обучающихся подросткового возраста.
Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское» и «взрослое».
Центральное новообразование отрочества - чувство взрослости – возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремиться быть и считаться взрослым. Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.
Возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы (в том числе наполняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (проявляются элементы теоретического мышления и профессиональная направленность интересов и планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, личностной сферы – самосознания.
Данная программа построена на использовании трех типов игр, каждый из которых направлен на формирование определенных результатов:
Первый тип — игра с ролевым акцентом — будет обеспечивать достижение воспитательного результата первого уровня. Тема “Одноклассники, сверстники, друзья” рассматривается через ролевые игры, способствующие приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни, формированию позитивных взаимоотношений в подростковой среде.
Второй тип - игра с деловым акцентом - основана на социальном варианте и способствует приобретению школьниками знаний о семейных традициях, ее особенностях, понимания социальной реальности повседневной жизни. Участие в работе над составлением генеалогического древа своей семьи, что позволяет сформировать значимое для подростка чувство коллективного и ндивидуального авторства.
Третий тип - социально-моделирующая игра - способствует приобретению опыта самостоятельного общественного действия. На этом этапе школьники принимают участие в проекте и приобретают опыт самостоятельного вида общественной деятельности.
Учебно-тематический план на 5 класс
Тема раздела Кол-во часов Дата проведения примечание
по плану по факту Одноклассники, сверстники, друзья. 11 Речевой этикет (6 часов)
1.Разговор о разговоре. Что такое речевой этикет. Разбор жизненных ситуаций по общению. 1 2.Знакомство. Приветствие. Телефонный разговор. 1 3.Извинение. Просьба. Поздравление. 1 4.Презентация «Правила этикета». 1 5.Ролевые игры. Этикет. 1 6.Викторина «Что я знаю об этикете и чему могу научить других». 1 7.Мои друзья (5 часов).
«Я и мои друзья». « Друзья мои, прекрасен наш союз!», « Давайте жить дружно!» 1 8. «Мы такие разные и этим интересны друг другу» 1 9. «Настоящий друг», Деловая игра «Друг – это…», «Ищу друга». 1 10. Этический диалог «Как я могу повлиять на поступки моих сверстников». 1 11. «Я выбираю доброжелательность». 1 Семья. 10 12. Семейный уклад. Традиции семьи в традициях страны. 1 13. Семья в современном обществе. 1 14. Час общения: «Я и моя семья», «На мир смотрите добрыми глазами» (нравственные отношения в семье) 1 15. Генеалогическое древо. Универсальное древо семьи. 1 16. Инструкция по оформлению родословной. 1 17. Презентация родословной. 1 18. Презентация родословной «Загляните в семейный альбом» 1 19. Письмо другу «Моя счастливая семья». 1 20. Быть родителем – особое искусство. 1 21. Совместный отдых с родителями. 1 Общество. 12 Человек и природа. ( 2 часа)
22. Природа, человек, общество. Проблемы взаимодействия. Человек и общество. 1 23. Быть здоровым – это здорово! 1 Человек среди людей (4 часа)
24. Человек, индивид, личность. Игра – дискуссия «Толерантен ли ты?» Беседа о толерантности. 1 25. «Счастье, когда тебя понимают». Игра «Человек и закон», «Вокруг тебя – Мир», час общения «Человек среди людей». 1 26. Законы общения. Каким человеку следует быть. Час общения «Добро. Зло. Толерантность» 1 27. Я в мире… Мир во мне… «Разговор о человеке, воспитанности, счастье». 1 28. Проект «Мир профессий» (5 часов).
Что я знаю о мире профессий. Рисуночный тест. 1 29. Личность и самоопределение. 1 30. Моя будущая профессия». 1 31. Ошибки при выборе профессии. 1 32. Презентация «Что я узнала о мире профессий». 1 33.Итоговое занятие. Рефлексия. 1 34. Экскурсия. 1 Итого 34 Учебно-тематический план на 6 класс
№ Тема раздела кол-во часов дата проведения примечание
по плану по факту Одноклассники, сверстники, друзья. 11 1 Этикет – искусство жить. 1 2 Вы любите делать подарки? 1 3 Учимся ходить в гости и встречать гостей. 1 4 Я глазами других. Диагностика. 1 5 Злость и агрессия. 1 6 Как превратить недостатки в достоинства. 1 7 Притча «Не слушайте мнение окружающих». 1 8 Ожерелье доброты. Сказка – погружение. 1 9 Слова, как стрелы. (Ругань под запретом). 1 10 Выставка «Мир моих увлечений» 1 11 Почему я себе не нравлюсь? 1 Семья. 10 12 Игра – Дом «Счастья» (о семье) 1 13 Благодарил ли ты? 1 14 Ценности трех поколений. Встреча с интересными людьми 1 15 Познай себя и ты завоюешь мир. 1 16 Семейные обряды. 1 17 Мудрые заповеди предков. 1 18 Диспут «Мои «хочу» и мои «могу»». 1 19 Без привычек вредных жить на свете здорово. 1 20 Можно ли купить здоровье. 1 21 Алкоголь и человечество. Кто победит? 1 Общество 12 22 У нас нет запасной планеты. 1 23 Природа не прощает ошибок. 1 24 Дискуссия «Мы и будущее». 1 25 «Кто не любит природу, тот не любит и человека, тот не гражданин». 1 26 Твори добро без шума. 1 27 Все люди под одним небом живут. Час общения 1 28 Духовные опасности нашего времени (секты, магия, оккультизм) 1 29 Почему подросток совершает преступление. 1 30 Притча про кувшин. 1 31 Семь чудес света. Презентация. 1 32 Горячие точки планеты Земля. 1 33 Диагностика учащихся. Анкетирование. 1 34 «Прикоснуться к вечному»- экскурсии, поездки, походы 1 Информационно-методическое обеспечение программы
№ раздел программы формы занятий приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса дидактичес-кий материал техническое оснащение занятий формы подведения итогов
1 Одноклассники, сверстники, друзья традиционн-ое занятие, комбиниро-ванное занятие, лекция, тренинг, игра (деловая, ролевая) Приемы: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог
Методы: словесный, наглядный, практический Таблицы,
схемы,
плакаты,
картины,
фотографии. Компьютер,
телевизор,
магнитофон. Опрос,
презентация
творческих
работ
2 Семья
Практичес-кое занятие,
мастерская,
гостиная,
дискуссия,
диспут Приёмы: беседа,
анализ текста,
музыкального
произведения,
показ
видеоматериалов
, иллюстраций
Методы:
репродуктив-
ный, частично-
поисковый,
исследовательск-
ийДидактичес- кие карточки,
памятки,
раздаточн-ый
материал,
видео-записи,
аудио-записи. Декорации,
микрофоны,
компьютер Открытое
занятие для
родителей,
концерт,
экзамен,
выставка,
конкурс
проектов
3 Общество Турнир,
деловая
игра. Приёмы: беседа
наблюдение,
работа по
образцу, игры
Методы:
коллективно-
групповой,
практический,
наглядный Научная и
специаль-ная
литерату-ра,дидак-тическиекарточки. Компьютер,
телевизор. Анализ работ,
самоанализ
Список литературы
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
3. пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
4. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию). Серия “Здравствуй, школа!”. Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 320 с.
5. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
6. К о м а р о в а Т.С., С а в е н к о в А.И. Коллективное творчество детей. — М., 1998.
7. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 2003.
8. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 – 1998г.
9. Парсонс Г.Л. Человек в современном мире / Пер. с англ., под ред. В.А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985
10. П а х о м о в а Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. — М., 2003.
11. Сгибнева Е.П. Классные часы / Е.П. Сгибнева, Т.Б. Солдатова. - Изд. 5-е, исправл. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. - 320 с.С е р г е е в И.С. Как организовать проектную
деятельность учащихся. — М.:АРКТИ, 2003.
12. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 – 1994г
Предполагаемые результаты реализации программы
1.Результаты первого уровня.
Учащиеся приобретут социальные знания о нормах этики и морали, значимых правилах общения с людьми разных возрастных групп, базовых общественных ценностях: дружбе, уважении, гуманизме, моральной и правовой ответственности за совершенный поступок; сформируют навык коллективных действий. Работа по созданию итогового продукта способствует развитию творческих способностей и позволит получить навык в работе в социуме.
2.Результаты второго уровня.
Учащиеся приобретут знания о семейных традициях, о способах организации быта и досуга людей разных национальностей. Школьники углубят знания по истории собственной семьи. Начнут работу по созданию генеалогического древа семьи, которая может быть продолжена в дальнейшем. Деятельность над итоговым продуктом будет способствовать активному сплочению
классного коллектива, коллектива родителей. Ученики получат навыки самообразования и работы, проводимые на данном этапе позволят сформировать умения по взаимной оценке продуктов, созданных сверстниками, публичных выступлений, коммуникации в общении.
3. Результаты третьего уровня.
В результате самостоятельных социальных действий, выполненных в результате реализации проекта, учащиеся приобретут разнообразные знания: социальных действий и взаимодействий, проектной деятельности и ее значимости. Научатся выстраивать взаимоотношения с людьми, устанавливать и развивать коммуникативные связи.
Отслеживание результатов обучения.
Объектом личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока.
Самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои
достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
Смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва.
Морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости.
В основе оценивания лежат следующие принципы:
важность;
объективность;
открытость;
простота.
Формы оценивания должны быть просты и удобны в применении. Оценивается не сам ученик, а его деятельность. Отслеживание определенных результатов внеурочной деятельности обучающихся возможно через:
портфолио обучающегося;
ведение дневника, в котором указываются направления и результаты деятельности;
участие школьников в творческих конкурсах.
Главная цель - показать ученикам, как на каждом этапе работы они приближаются к запланированным результатам и какие изменения происходят в учебном процессе. .
Важную роль в развитии школьника имеет умение давать самооценку собственной деятельности.
Анализируя свои достоинства и недостатки, ученики находят пути их устранения и учатся оценивать себя сами, что позволяет им увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.
Именно самооценка учеников помогает учителю собирать максимально много полезной оценочной информации, в частности о затруднениях обучающихся на разных этапах выполнения проекта, что позволяет делать содержательную коррекцию образовательного процесса.
Правильно организованная рефлексия позволяет создать положительный настрой, способствующий дальней успешной деятельности обучающихся.