Статья Ситуация успеха как способ проявления педагогического мастерства


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Халдинская средняя общеобразовательная школа
Селтинского района Удмуртской Республики
Моя педагогическая система
«Ситуация успеха
как способ проявления педагогического мастерства»
Учитель изобразительного искусства
Вострикова Ольга Петровна
Халды 2015
Ситуация успеха
как способ проявления педагогического мастерства
Введение.
«Учитель должен быть артистом в том смысле, что он должен уметь сыграть доброту, если её не хватает в собственной душе, в том числе и независимо от усталости и болезненных состояний». «Представляю, что за таланты учитель ищет в ребёнке, лишённый таланта».
В.М. ЛизинскийПедагогический профессионализм определяется через понятие «педагогическое мастерство», которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.
Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету, который можно получить при создании «ситуации успеха». Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
По словам В.А. Сухомлинского: «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть».
Слово «успех» по толковому словарю С.И. Ожегова означает: - удача в достижении чего-нибудь; - общественное признание; - хорошие результаты в работе, учёбе. Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики.
С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Область применения ситуации успеха очень велика: от обыденных жизненных ситуаций, уроков, кружков до проявления своих способностей в конкурсах, выставках различного уровня. Также среди учителей распространено убеждение, что творческие способности даны от природы лишь немногим, а поэтому формируется точка зрения, что их возможно развить лишь незначительно. При такой вере в способности ученика учитель будет в большей степени стремиться просвещать детей, предлагая им познакомиться с различными образцами искусства, и обучать простейшим навыкам обращения с карандашом, кистью, красками и т.д., нежели чем творить.
Основная часть.
Н. Рерих «Творческий учитель тот, кто открывает, умудряет, и ободряет».
Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).
Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. Исследования показывают, что 50% учеников 4-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности.
В ходе интервью дети, которые утратили устойчивый интерес, назвали следующие причины:
        не получается рисовать — 40%;
        не успеваю нарисовать на уроке — 20%;
        непонятно, как выполнять задание — 20%;
         «не знаю, но не люблю этот предмет уже давно» — 20%.
 Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами  отказа от изобразительного творчества.
В свою очередь, проведенный анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что еще более важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций.
Урок для каждого ученика должен представлять собой полностью завершенный цикл управления собственными действиями. Именно на уроках изобразительного искусства этому следует осознанно учить школьников, так как изобразительная деятельность на начальном этапе является достаточно простой по своему составу, содержит множество отдельных внешних действий. Полученный ребенком опыт самоорганизации может быть легко перенесен в другие учебные и жизненные контексты. Это особенно важно для последующего обучения в целом и, прежде всего, интеллектуальной деятельности, где не так легко привести ребенка к осознанию структуры учебных действий.
Относительно развития навыков саморегуляции изобразительное искусство позволяет организовать диагностику эмоционального состояния ребенка и затем в ходе творческой деятельности (особенно в работе с цветом) трансформировать различные негативные переживания, таким образом, ребёнок обучается управлять своим настроением.  
Развитие самоорганизации и саморегуляции учеников на уроках искусства может также основываться на организации уроков самопознания личности при помощи художественных средств, при умелой организации рефлексии.
Уроки искусства – особенные уроки. Очень важно на них создавать условия, благоприятные для духовного общения учителя и ученика. Поэтому стараюсь понять, что чувствует ребёнок, бережно поддерживаю его на пути в мир искусства. Занятия изобразительным искусством, как ни одно другое в школе, развивает воображение и фантазию. Очень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным и моя цель как педагога – создать все условия ситуации успеха деятельности обучающегося на уроках искусства.
Создание ситуации успеха на уроке имеет свой алгоритм:
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Реальная помощь в продвижении к успеху.
Краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! И т.д.) Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.
Интерес и удовольствие, сопровождающие уроки изобразительного искусства, рождают ситуацию успеха. Для этого использую нетрадиционные формы и методы обучения, игровые приёмы, смену изобразительной деятельности, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы. Творческий подход к преподаванию предмета требует постоянно находиться в поиске новых методов и приёмов преподавания, обеспечивающих:
снятие страха перед выполнением задания;
высокую мотивацию;
авансирование (оглашение достоинств ребёнка);
поддержку индивидуальности, исключительности;
высокую оценку успешно выполненной каждой работы (изюминку);
поощрении любых позитивных действий.
Только тогда дети начинают заниматься творчеством, умеют видеть безграничный простор для применения своих сил.
В построении этих уроков важно избежать излишней теоретизации и необходимо включать детей в комплексные виды деятельности, активно используя уроки-проекты, уроки-исследования, уроки-лаборатории, уроки-мастерские, уроки-презентации, уроки-экскурсии. Важно их организовать так, чтобы ребенок  постоянно был вовлечен в творческий процесс.
Обстановка на уроке изобразительного искусства позволяет создать ситуацию успеха, широко применять игровые формы. Игра-соревнование: «Кто составит больше оттенков определённого цвета, например, «красной» или «зелёной» гаммы. В увлечённой форме дети получают оттенки и забывают об открытых цветах красок. На моих занятиях происходит освоение обучающимися различных художественных материалов (гуашь и акварель, цветные карандаши, уголь, мелки, пастель, пластилин, цветная бумага,), инструментов (кисти, стеки, ножницы), видов творческих работ (рисование, сочинение стихов, суждений, подбор музыкальных произведений, создание презентаций), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка…)Другим приемом создания ситуации успеха является формирование положительной "Я"-концепции у школьников. Положительная "Я"-концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу) способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) - мешает успеху, ухудшает результаты, приводит к изменению личности в отрицательную сторону. Для этого я применяю приём авансирования. Обучающиеся заранее предупреждаются о самостоятельной или требующей особой подготовки работе, о предстоящей проверке знаний: что должен будет ребенок сделать (повторить, перечитать, найти). Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия, и гарантирует шанс на успех. «Холодный душ» уместен для способных учеников, быстро привыкающих к успеху, уверенность которых быстро превращается в самоуверенность. Чем может быть полезен для таких учеников прием "Холодный душ"? Как его можно использовать? «Эврика». Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу его творческого потенциала.
Как учитель может поддержать ребенка, поставив перед ним новые, более серьезные задачи? "Эмоциональное поглаживание". Подбадривающие слова, мягкие интонации, мелодичность речи, корректность обращений, открытая поза и доброжелательная мимика благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
Использование музыкального сопровождения на уроках изобразительного искусства (старшеклассники подбирают часто сами), элементов взаимного обучения, эксперимент с художественными материалами и техниками, использование особенно эмоциональных высказываний выдающихся деятелей культуры, мотивирующих метафор, сказок, легенд, историй, способствующих тому, что детям интересно на уроке не просто присутствовать, а работать. Они идут на уроки изобразительного искусства с радостью!
Для создания ситуации успеха даю ребёнку возможность выбора. Выбора темы, техники выполнения задания, художественного материала, способа, которым может быть выполнена работа. Радость возникает, если есть успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Предоставляя право выбора самим учеником, нельзя не сказать о важности показа примеров, образцов, разнообразия наглядностей, а также шаблона, алгоритма выполнения учебной задачи. Например, в 6 классе при изображении портрета человека на первом занятии я показываю мелом на доске, а ученики за мною повторяют каждый этап, начиная с проведения осевой линии и заканчивая проработкой изображения волос. А на следующем уроке можно раздать карточки с поэтапным изображением портрета человека в ракурсе поворота головы, затем выполнить лепку, аппликацию и так далее – от простого к сложному. Самостоятельное задание по изображению портрета человека можно дать только тогда, когда обучающийся будет уверенно передавать пропорции лица. Иначе, увидев неудачную работу, он потеряет интерес к изобразительной деятельности. (Показ работы ученика в альбоме).
Многие учащиеся никогда не обращали внимание на то, как много они уже знают и умеют. Учителю в ходе творческой деятельности полезно задать рамки позитивной и качественной обратной связи детей самим себе, друг другу, а учителю — ученикам. Результатом этих уроков я считаю, должна стать выставка и ее анализ. Стараюсь похвалить каждую работу, подметить в ней что-то особенное. В одних работах необходимо отметить интересное использование цвета. В других — «смелые» линии или формы, в третьих — трудность задачи. Такое вхождение в мир искусства станет замечательной мотивацией для продолжения обучения. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. (Задание присутствующим: 1. Закрытыми глазами проведите хаотично замкнутую линию, стараясь заполнить весь лист. 2. Найдите в путанице линий образы. 3. Сравните с работами выдающихся художников)Организация выставок даёт возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Ребёнок должен знать, что его оценка зависит только от результатов проделанной работы.
Заключение.
На основе всего этого можно прийти к выводу, что я стараюсь создать ситуацию успеха, но работать еще есть над чем.
Уже в первые годы жизни ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно приспособленным к нему. В какой бы среде он ни находился, он с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из него неудачника.
Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение. Они надеются добиться признания в школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу, и ее методы обучения.
Если ребенок то и дело терпит неудачи в течение первых пяти лет обучения, к десятилетнему возрасту от его уверенности в себе не останется и следа, мотивация пропадает, и ребенок свыкается с неудачами. Теперь он убежден в том, что не способен решать стоящие перед ним проблемы. Он все больше отходит от поиска любви и самоуважения, на ощупь пробираясь единственными, как ему кажется, оставшимися открытыми для него путями - правонарушений и ухода в себя.
Другая же сторона ситуации успеха может привести к зазнайству, эгоизму, излишней самоуверенности, завышенной самооценке. Подростку важно как его оценивают сверстники, а не учитель. И если его творческая работа, продукт его труда или коллектива оценивается положительно друзьями, одноклассниками и окружающими, то нет более объективной оценки, что бы ни говорил учитель. Такой подросток может презирать и недооценивать работы своих сверстников, менее успешных первоначально, но возможно превзошедших его в дальнейшем. Школьный учитель довольно часто сталкивается с проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха). Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Технологически создание ситуации неуспеха складывается из тех же операций, что и создание ситуации успеха, но имеющих противоположную векторную направленность. («Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось….», «Вероятно, ты и сам расстроен потому, что….», «Прежде тебе удавалось легко справиться с подобными заданиями, а сегодня…», «При таком отношении к делу ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают…» Акцентирование трудностей направляет внимание ученика на сложные моменты деятельности, заставляет его собраться, настроиться на серьезную работу («Это не так просто, как может показаться на первый взгляд, поэтому…», «Предстоит сложная работа….». Обязателен доброжелательный и уверенный тон, а не устрашающий и злорадствующий.)
Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех — неуспех, знание — незнание, удача — неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку-школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует. Ситуацию успеха я часто использую на своих уроках и вижу результат – дети видят свои, пусть хоть и не всегда высокие и быстрые продвижения по «лестнице успеха», вижу как они рады за себя и результат своей работы. А значит, использование данной методики имеет место быть в образовательном процессе на любом уроке.
Сегодняшняя успешность ребёнка в учебной деятельности – завтрашний его успех в жизни!
Хотите сформировать в себе творческую личность, следуйте следующим заповедям:
Будь хозяином своей судьбы.
Достигни успеха в том, что ты любишь.
Внеси свой вклад в конструктивное дело.
Строй свои отношения с людьми на доверии.
Развивай свои способности.
Заботься о своём здоровье.
Не теряй веру в себя.