Статья для учителя Ситуация успеха

СИТУАЦИЯ УСПЕХА


На протяжении многих лет в школе-лицее № 1 реализуется программа личностно- ориентированного обучения. Эффективность образования определяется многими факторами, в том числе фактором « привязки» образовательной модели к потребностям индивидуально0личностного характера.
Задача учителя научить, помочь ученику не только приобрести знания , но и научить школьника самому эти знания приобретать вне школы, то есть уметь пользоваться другими источ6иками. Урок- это ниша, где ученику предоставляется возможность под руководством учителя получить знания и уметь ими пользоваться. Однако, некоторые уроки учителей своим содержанием, средствами, формами работы, применяемыми технологиями нередко формируют антимотивацию к учебе. У учащихся пропадает интерес, стремление личности самосовершенствоваться, пропадает инициатива и активная жизненная позиция.
Главная задача, стоящая перед учителем, не только научить, но и научить добывать знания. Это предполагает построение уроков так, где реализовывался бы тезис « развивая себя – развиваешь общество», и когда на уроке ученик может самореализоваться , найти себя в деле , почувствовать и прожить в школе « ситуацию успеха» , то мы можем сказать, что поработали не зря.
Конечно, никто не оспаривает тот факт , что именно положительные эмоции являются для ребенка важнейшим стимулом в учебной работе. Но ведь ситуацию успеха нужно создавать продуманно , с учетом многих факторов.
Успех учении необходим . Однако нужно учитывать, что успех сугубо индивидуален, значимость же его пока определяется общими нормами, установленными заранее: учащийся каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.
Ситуация успеха в учебной деятельности создается педагогом. Формируя мотив достижения , учитель вправе предложить различные варианты мотивов:
- стремление самостоятельно решать интересные задачи;
- попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым;
- рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других ;
- установить новые контакты в ходе её выполнения.
В практике своей работы мы рассматриваем личностно- ориентированное обучение как адаптивную систему , в которой через организацию единой для всех ( в рамках урока) , но разнородной образовательной среды создаются условия ля внутренней дифференциации каждого ученика на основе его личных проявлений : познавательных интересов, потребностей, возможностей.
Наша школа, к сожалению, не ориентирована на полноценную индивидуальную работу с учеником . И когда школьник проявляет свою неординарность - мы гордимся этим, приписывая заслуги себе. Когда же школа отторгает неуспешного ученика , мы фиксируем отсев, упрекая ребенка в нерадивости. Одной из причин нежелания учиться является неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
Как добиться того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно на уроке, чтобы учеба была ему в радость? Количество детей, нуждающихся в коррекционной , компенсирующей, реабилитационной работе, постоянно растет. Противоречия, существующие между унифицированными школьными условиями и индивидуальностью ребенка , приводят к эмоциональным расстройствам, приводят к социально- педагогической запущенности.
Как выйти из этой ситуации?
В образовании сегодня провозглашен приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Особый смысл при этом получает личностно- ориентированное обучение с его направленностью на саморазвитие , самообразование, самореализацию личности .
Личностная направленность обучения становится эффективной, если она строится с учетом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников. Нам необходимо переходить « от человека знающего к человеку умеющему».
Это предполагает построение уроков так, где реализовывался бы принцип доступности обучения . Нам необходимо помнить о том, что одинаковое по трудности задание, успешно выполненное отличником и слабо успевающим учеником, потребовало от последнего более напряженной мыслительной деятельности, большей интеллектуальной активности, следовательно, его достижения должны быть оценены как более значимые. На практике же учителя всем ставят одинаковые отметки. За хорошо выполненное упражнение, тем самым сводя усилия учащихся до одного уровня. Есть и такие ученики . которые , разуверившись в себе, заранее отказываются о возможности достигнуть успеха и не прилагают усилий в учебной деятельности, предпочитая пассивную позицию.
В идеале основная задача школы – дать каждому ученику возможность найти и выразить себя, учиться в меру своих сил, сообразно интересам и способностям , обеспечить каждому ребенку возможность максимальной самореализации. Создание ситуации успеха является методом эмоционального стимулирования , что ведет к возникновению у ученика чувства уверенности в своих силах и « легкости « процесса обучения. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления , делает эти процессы более интенсивными.
В журнале «Народное образование» № 2 , 1991 г. Директор школы-лицея г. Черкассы А.Никитенко писал: « Сегодня « ядро знаний» настолько «тяжело» , что оно не по силам даже среднему и сильному ученику. Скажем, знания по предметам естественно-математического цикла, обязательного для всех уровней, поданы в таком объеме , что словно каждый ученик будет поступать в технический ВУЗ». С тех пор ничего не изменилось. Как быть слабому ученику?
Он хочет учиться, но не может осилить программу . От этого и нежелание учиться и чувство собственного бессилия.
Мотивация учебной деятельности представляет систему целей и потребностей , побуждающих учащихся к активному усвоению знаний , овладению учебными умениями и навыками; характеризуется направленностью на учение и развитие познавательной активности.
Познавательный интерес - одна из форм проявления познавательной потребности , заключающаяся в направленной познавательной активности учащихся и сопровождающаяся положительными эмоциями и вниманием к объекту познания.
Формирование познавательных интересов учащихся средствами включения их в познавательную деятельность развивает в деятельности учащихся чувство собственного роста в условиях ситуаций успеха.
Итак, ситуация успеха в учебной деятельности создается педагогом.
Как и любую деятельность можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:
-установка на деятельность (эмоциональная подготовка учения к решению учебной задачи);
- обеспечение хода учебной работы (создание условий для успешного решения);
- сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Следовательно, если ситуация успеха создается учителем последовательно и сознательно, ее структура должна учитывать все перечисленные компоненты. Вот почему, обращаясь к ситуации успеха в учебной деятельности, необходимо понимать те психолого – педагогические механизмы, которые лежат в ее основе.
И напоследок, «Памятка учителю».
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что – то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего – то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен .
Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению, мы любим тех, кого умеем учить.
Старайтесь ориентировать методику обучения на конкретного ребенка или группу детей так, что бы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.
Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, то есть на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.
Постарайтесь, что бы главным для вас стало даже не столько научить чему – то, сколько сделать так, что бы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

Бикбулатова А.В., учитель информатики школы - лицея №1 (г.Костанай).
15