Статья «Ситуация успеха в учебной деятельности»

Ситуация успеха в учебной деятельности

Желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А. Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Каждый учитель может создавать на своих уроках «ситуацию успеха», если он занимается формированием учебно-познавательной мотивации учащихся. «Ситуация успеха» - сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Белкин Август Соломонович - заслуженный деятель науки РФ, писал: «Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить ритм и стиль его деятельности, его взаимоотношений с окружающими».

Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника. Стоит задуматься? Думаю, да.

Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.

Успех имеет огромное значение в жизни людей. Об этом говорят следующие высказывания:
«Если успеха достичь трудно, нужно приложить больше усилий» Бомарше.
«Секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точки зрения» Генри Форд.
«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать» Франсуа де Ларошфуко.
«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть» В. А. Сухомлинский.

Предлагаю каждому педагогу ответить на следующие вопросы:
С каким настроением Вы идете в школу?
Считаете ли Вы себя успешным человеком?
Какие здоровье сберегающие приемы Вы используете на своих уроках?
Что такое по Вашему мнению «ситуация успеха» для ученика?
Что такое по Вашему мнению «ситуация успеха» для учителя?
Создаете ли Вы на своих уроках «ситуацию успеха» для учеников?
Если «да», то какие приемы Вы используете?

В рамках изучения данной проблемы с учащимися 2-10 классов (по одному классу из каждой параллели) было проведено анкетирование. Представляю результаты этой анкеты.
Результаты детских анкет.















































































































































Важна ли для тебя похвала, хорошая оценка? Да – 100%

















Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

В помощь Вам, коллеги:

Технологические операции создания ситуаций успеха.

ОПЕРАЦИЯ
НАЗНАЧЕНИЕ
РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА

1. Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».
«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.
«У вас обязательно получится..»
«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструкти-рование ребенка в спосо-бах и формах совершения деятельности
Помогает ребенку избежать поражения.
достигается путем намека, пожелания.
«Возможно, лучше всего начать с..»
«Выполняя работу, не забудьте о..»

4. Внесение мотива
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться»

5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
«Только ты и мог бы.»
«Только тебе я и могу доверить»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой»

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий.
«Нам уже не терпится начать работу»
«Так хочется поскорее увидеть»

7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
«Тебе особенно удалось то объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе понравилось»
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».


Заключение.

В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.
Главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Успех в учении – один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Желаю быть счастливыми и успешными Вам и Вашим ученикам!
15