Методическая статья Стендовый доклад как одна из современных форм представления исследовательской деятельности


Тема: «Стендовый доклад как одна из современных форм представления результатов исследовательской деятельности»

Уважаемые коллеги!
Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что мы с вами являемся участниками ведущего процесса всей нынешней глобальной трансформации. Он состоит в изменении существа и характера человеческой деятельности, работы.
Деятельность превращается в основной способ самореализации человека, в творчество, мотивированное внутренне и свободно. Работа людей, причем в массовых масштабах, впервые перестаёт быть трудом и становится творчеством.
Ныне знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества. Умение оперативно “ находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах становится необходимым навыком для каждого человека”.
Поэтому в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» особо отмечается что одним из основных направлений образовательного процесса становится развитие способности учащихся к исследовательской деятельности. Сегодня, оценивая педагогический опыт коллег из разных регионов России и свой тоже, я убеждена , что организацию исследовательской деятельности учащихся и учителя в настоящее время можно рассматривать как мощную инновационную образовательную технологию, отвечающую современным принципам развивающего образования. Я знакома с деятельностью современных педагогов, занимающихся этой работой. Вот уже более 10 лет организую исследовательскую практику по истории, обществознанию, которая позволяет реально запустить механизм саморазвития.
Последним этапом исследовательской работы является - её защита. Это обязательное условие, т.к. во время защиты видны собственные результаты, без нее исследование не может считаться завершенным
Уровни представления результатов исследовательской деятельности могут быть различны: от школьного уровня до международного.
Традиционная форма защиты - доклад .
Но, Образно говоря, жизнь пишет Новый завет – школе жить по Ветхому не следует.
Я знаю, как это делать другим способом, и научу это делать вас!
Я постараюсь, как это требует локальная технология мастер - класса, передать вам продуктивные методы, приемы работы на завершающем этапе исследований учителя или ученика.

Этот опыт мной был приобретен в ходе участия в международной конференции «Культурная память и мемориальные коммуникации в учебниках и учебной литературе: опыт России и Западной Европы» в рамках темы: «Учебник как инструмент формирования исторической памяти: Россия в 18-20 в.в.»
Конференция проводилась в сентябре 2012 года в СГТУ.

Тема моего исследования: «Проблема устройства послевоенной Германии в русских учебниках и немецких источниках (хрестоматии «Истории Германии 20 век).
Результаты исследования мной были представлены в виде стендовой презентации (стендового доклада) и проведена защита. В формате данной конференции было представлено 22 доклада, и в номинации «Стендовая презентация научного доклада» мне присуждено 2 место. Экспертная комиссия была представлена учеными из 6 стран.

Стендовая презентация предусматривает подачу материала следующим образом:
1. Размер формата стенда допускается 80см на 80 см.

2. Автор должен разместить на таком стенде не только результаты своей работы, но и отразить все составляющие исследовательской деятельности: актуальность темы, степень её изученности, цели и задачи исследования, а также показать визуальный ряд предметов исследования, таблицы, диаграммы.

3. Требования к подаче результатов исследований на стенде таковы: автор должен сделать выводы по каждому исследуемому вопросу отдельно.

Как и чему, я научилась, и что у меня получилось, мы сейчас с вами и узнаем.

1.Изложила доклад по теме моего исследования в Worde.
2.Сканировала визуальный ряд источников - предметов исследования
3. И в программе Photoshop результаты своей исследовательской деятельности нанесла слоями. Весь доклад уместился на стенде размером 80*80 см
4.Защита стендового доклада происходит следующим образом.
Группа экспертов оценивает результаты исследовательской работы, знакомясь, во- первых, с содержанием представленного стендового доклада, а также в ходе общения с учителем эксперты делают выводы о качестве представленного им материала
по теме доклада. Каждый эксперт имел право выставить свою оценку.
5.Любой гость данной конференции мог задать учителю свой вопрос и также мог повлиять на оценку эксперта, подав информацию в экспертную группу.
Советы коллегам по творчеству от Татьяны Михайловны

Стендовый доклад как одна из современных форм представления исследовательских работ учащихся на научно-практическую конференцию

Преимущества стендового доклада:
            Первое, на изучение стендового доклада каждый участник конференции может потратить столько времени, сколько ему необходимо, чтобы вникнуть в тему и понять суть работы.
            Второе, встретив интересную тематику, можно обсудить все вопросы с автором исследования.
            Третье, имея сжатые формы, стендовый доклад при правильном оформлении содержит огромное количество информации.

Требования к докладу:
1.Наглядность. За короткое время просмотра стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.
2.Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
3.Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.
4.Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
В качестве этапов работы над стендовым докладом выделяют:
1.Подбор информации с обязательным выделением центральной идеи и самых важных положений.
2.Создание макета доклада в графическом виде.
3.Структурирование и оформление материала.
4.Продумывание раздаточного материала для слушателей
5.Презентация стендового доклада на конференции.
Структура оформления стендового доклада:
Заголовок - указывается название доклада (короткое и информативное), фамилия автора (полностью и можно с фотографией) и располагается в верхней части.
Текст стендового доклада - обязательно коротко и просто (обычно это введение, методы, результаты и выводы).
Рисунки и графики - с короткими и емкими пометками
Расположение материала: на уровень глаз размещается самое важное.
Дополнительный материал, который слушатели смогут взять с собой (если это необходимо)
Структура содержания стендового доклада
Проблема - кратко формулируется проблема, на решение которой направлено данное исследование. 
Цели и задачи работы - в виде пунктов
Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
Описание сделанного в процессе исследования.
Основные результаты и выводы.
Способы оформления стендового доклада.
1.Это может быть оформление одного большого плаката (стандарт А1,), где размещены все блоки информации.
2. Оформление блоков на отдельных листах разной формы и размера, которые соединяются на стенде с помощью цветных стрелок из бумаги. Выбор формата представления стендового доклада остается за автором с учетом тематики исследования и профессиональной направленности


См. «Стендовый доклад»
.
*, Знак Знак Знак Знак