Самостоятельная работа по литературе как одна из форм познавательной деятельности студентов колледжа


Доклад
Самостоятельная работа по литературе как одна из форм познавательной деятельности студентов колледжа.
Если ученик в школе не научится
ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать.
Л.Н.Толстой.
Современные государственные образовательные стандарты
ориентируют средние специальные учебные заведения на более высокий уровень качества подготовки специалистов. Для этого требуется решение двух взаимосвязанных задач: повышение эффективности аудиторных занятий и организация самостоятельной работы студентов. Возможно, с одной стороны, это требование времени, - с другой,- ориентация на зарубежный опыт. Например, Израильская система построения учебных занятий: преподаватель –только консультант, студент в свободное от работы время приходит на консультацию и на сдачу аттестации, набирает баллы, собирает портфолио. Там не существует проблемы, которая для нас сегодня является бичом,- посещение студентами занятий и подготовка к ним. Но до этого, я думаю, нам далеко.
В центре современного процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность (учение, а не преподавание). Она, как способ целенаправленного приобретения новых знаний, включает аудиторную самостоятельную работу по дисциплине под руководством преподавателя и внеаудиторную самостоятельную работу – планируемую учебно – исследовательскую и научно – исследовательскую деятельность обучаемых. Увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности обучаемых требует соответствующей реорганизации
учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для глубокого освоения студентами учебного материала,
В связи с чем возрастает объем методической работы преподавателя, относящийся к руководству такой работой.
В идеале, для осуществления самостоятельной работы по дисциплине, преподавателю необходимо обеспечить каждого студента:
- информационными ресурсами (справочники, учебные пособия, банк индивидуальных заданий)
- методикой выполнения теоретических работ (рефераты, сообщения, эссе)
- контролирующими материалами (тесты, контрольные работы)
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер должны носить вариативный и дифференцированный характер.
Рекомендуемые виды самостоятельной работы по литературе:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана текста;
- Конспектирование текста;
- работа со словарями и справочниками;
- поиск информации в интернете;
В целях закрепления и систематизации знаний по предмету:
- работа с конспектом лекций,
- составление плана и тезисов ответа;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- подготовка сообщений к выступлению на конференции;
- заучивание стихотворений для выразительного чтения наизусть.
В целях формирования умений:
- составление схем и таблиц, (например, «хронологическая таблица
Жизни и творчества Л.Н.Толстого, Ф.М. Достоевского), тестов и тематических кроссвордов (например, по творчества А.П.Чехова)
- решение ситуационных задач или проблемных вопросов (например, Прав лив Белинский, назвав Катерину лучом света в темном царстве? Справедливое ли наказание понес Р.Раскольников?)
Организацию самостоятельной работы обучаемых и руководство
Осуществляет преподаватель, информируя о методах, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах отчетности и контроля их деятельности.
Учебная программа дисциплины «Литература», рассчитанная на 117аудиторных часов, предусматривает 29 самостоятельных работ:
10 – в 1-м семестре (литература 19 –го века) и 19 – во 2 –м (литература 20 –го века)
Основная проблема – подготовка их студентами. Как правило, самостоятельная работа, должна выполняться в период изучения данной темы. Тогда она имеет смысл.
И вторая – как их проверить, если их большая часть выкачены из интернета и сдаются намного позже того времени, когда изучалась тема?
?? проблемный: прав ли преподаватель, требующий к зачету наличие всех самостоятельных работ?