Профессиональное развитие педагога Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Гауфская средняя общеобразовательная школа им. О.Э. Зисса" Азовского немецкого национального муниципального района Омской области
Программа
профессионального развития воспитателя
Дмитрюк Натльи Александровны
Тема: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
Цель: повысить собственный уровень знаний по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» путем самообразования.
Задачи:
— изучить научно-методическую литературу по данной теме;
— разработать перспективный план работы с детьми;
— создать современную предметно-развивающую среду в группе, использование в работе ИКТ;
— выступление с докладом об опыте работы по самообразованию напедсовете;
— презентация проекта с детьми «Откуда хлеб пришел» в детском саду;
— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
— обобщение опыта работы по теме самообразования.
Актуальность.
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детских садах. В данной статье я попытаюсь объяснить и раскрыть всю актуальность проектов в работе с детьми. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Во – первых, помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностных рост и самореализацию.
Во – вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В – третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно – адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и и оформить ее в виде культурно – значимого продукта.Также тема метода проекта актуально еще по ряду причин :
- федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.
- человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.
- все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что направлена модернизация образования, в частности дошкольного. По мнению Т. А. Данилиной (известный ученый в области психологии и педагогики, педагогическое проектирование возникает в ответ на социальный заказ образованию и осуществляется на основе педагогического предвидения и прогнозирования, служит процессом и результатом разработки научно – обоснованной модели рациональных характеристик конкретных социально – педагогических объектов или их состояний в плане решения определенных социально – педагогических задач. Педагогическое проектирование может стать способом развития умения существовать в поле неопределенности, пространстве, требующем освоения. Современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования и организации проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в сфере воспитания и образования дошкольиков. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения) , мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию. Проектная деятельность позволяет нам :
1. Повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлечения в деятельность, сделать коллектив более сплоченным ;
2. Формировать профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на субъектном отношении педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку, развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем, а при педагогическом проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства детского сада) , а так же реализуются научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развиваются интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.
Проектный метод обучения, способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково – познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой – либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развить творческие и умственные способности ребенка, а также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая – нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей
Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей. Метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основаного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, а так же делает образовательную систему дошкольных заведений более открытой для активного участия родителей. Следовательно, метод проектов является актуальным на только для детского сада, но и для общества и семьи в целом.
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального развития поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, также в реализации педагогической темы: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Срок Изучаемая литература Содержание работы Практический выход
Сентябрь Подбор литературы по данной теме (Интернет-ресурсы) .
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г. 2. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.
Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики. Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода проектов».
Октябрь Изучение учебной, справочной и научно-методической литературы
1. Консультация для родителей по теме: "Метод проектов в детском саду и дома"
2. Консультация для педагогов ДОУ «Основные этапы метода проектов». 
Ноябрь 1Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Изучение методики проектирования педагогов в Интернете.
Папка-передвижка для родителей: «Искусство быть родителем». Консультация для педагогов: "Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС с целью развития творческих способностей у детей"
Декабрь Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А. Майер. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2008. Включение в изобразителбную деятельность проблемных ситуаций. Выступление на педагогическом совете по теме: "Проектная деятельность как средство развития творческих способностей детей".
Январь
Февраль Давыдова О.И. Проекты в работе с семьей. Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.2012 г.-120 с. Использование методики проектов с детьми старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей «Многообразность вариативности использования интегрированного метода».
Март
Апрель Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. Разработка проекта по изобразительной деятельности «Я рисую дерево» Раскрытие творческих способностей детей Представление проектов на уровне учреждения
Май Анализ работы по самообразованию Обобщение опыта работы по данной теме на итоговом педагогическом совете.