Создание условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС ДО.


ПАСПОРТ ГРУППЫ

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)
«КОЛОКОЛЬЧИК»
(4-5лет)
Программно-методическое обеспечение группы
Наименование программы Автор Цель Наличие учебно – методического обеспечения
Комплексные
1.Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования
« От рождения до школы»
Н. Е. Веракса,
М.А.Васильева, В.В.Гербова, Создание благоприятных условий развития детей.
Частичное
Парциальные (федеральный уровень)
2.«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Воспитание любви к русской народной культуре.
Частичное
Парциальные (региональный уровень)
3. Камертон
Развитие музыкальных способностей у детей Частичное
Цели и задачи на 2016 – 2017 учебный год
Цель:
Создание условий каждому воспитаннику для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Основные направления:
Познавательно – речевое развитие.
Физкультурно – оздоровительная работа.
Задачи:
 
1. Организовать образовательный процесс в ДОУ в соответствии Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
2. Осуществление перехода на новую форму планирования  воспитательно-образовательного процесса, соответствующую Федеральному государственному образовательному стандарту с интеграцией образовательных областей и комплексно–тематическим планированием воспитательно-образовательного процесса.
3. Продолжать развивать речевые и коммуникативные умения дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.
4.Формирование семейных ценностей у дошкольников, сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников.
Возрастные особенности детей
(от 4 до 5лет)

(от 4 до 5 лет) В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Представление развивающих зон
Центр экологии и экспериментирования.
Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе и окружающему миру в целом. Приобщение детей к уходу за растениями. Формирование начал экологической культуры, первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы) Развитие мышления, любознательности, познавательной активности.
Обеспечение:
1.Комнатные растения: герань, бегония, хлорофитум, колеус, фиалка.
2.Календарь природы.
3.Инвентарь для ухода за комнатными растениями.
4.Альбомы: «Времена года», «Комнатные растения», «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Ягоды»
5.Дидактические игры по экологии: «С какого дерева листочек?», «Чей малыш?», «Перелёт птиц», «Кто, где живёт?»
6.Муляжи фруктов и овощей.
7. Природный материал: ракушки, шишки, плоды каштана.
8. Лупы: большая и маленькая.
9. Ёмкости для воды.
10. Камешки плавающие и тонущие.
11. Зеркало для игр с солнечными зайчиками.
12. Макет аквариума.
13.Коробочки с образцами почвы, глины, песка, камней.
14.Материалы для пересыпания (банки, горох, фасоль и др.)
15.Мерные ложечки, трубочки, клеенки, резиновые груши, клеёнки.
Центр патриотического воспитания
Цель: развивать познавательный интерес к своей стране, родному городу, посёлку. Формировать патриотические чувства, знакомить с символикой нашей страны, родного города.
Обеспечение:
1.Стенд «Я и Россия»
2.Государственная символика.
3.Альбомы: «Родная страна», «Народные костюмы», «Матрёшки», «Город Пугачёв»,
«Народные промыслы»
4. Игрушка- Матрёшка.
Центр дежурства
Цель: формировать умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность.  
Формировать ответственное отношение за порученное дело. -Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь помощнику воспитателя, работать аккуратно и старательно. -Уметь правильно сервировать стол.
Обеспечение:
1.Стенд «Мы дежурим»
2.Фартуки.
3.Колпаки.
Центр эмоций.
Цель: познакомить детей с различными проявлениями эмоций. Учить детей различать эмоции. Формировать интегративные качества: «эмоциональный, отзывчивый». Учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный, весёлый, радостный, грустный, спокойный)
Обеспечение:
Карточки с изображений эмоций.
Центр художественного творчества.
Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Развитие пальчиковой моторики.
Обеспечение:
1.Материал для рисования: альбом, гуашевые краски, простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, баночки для воды, трафареты для рисования, тряпочки;
2. Материал для лепки: пластилин, индивидуальные клеенки, салфетки.
3.Материал для ручного труда: клеящий карандаш, клейстер, кисти для клея, розетки для клея, ножницы с тупыми концами, салфетки, цветная бумага, картон, подносы для форм и обрезков бумаги, образцы по аппликации и рисованию.
4. Репродукции картин.
Центр сюжетно- ролевых игр.
Цель: формирование ролевых действий, коммуникативных навыков в игре. Развитие подражательности и творческих способностей. Развивать умение, использовать постройки из строительного материала.

Сюжетно ролевая игра «Парикмахерская»
Цель: познакомить детей с профессией  парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование:
1.Фартучки.
2.Накидки пелерины для кукол и детей;
3.Набор «Парикмахер»
4.Журнал причёсок.
Сюжетно ролевая игра «Магазин»
Цель: формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре. Расширять словарный запас детей.
Оборудование:
1.Весы.
2.Кондитерские изделия.
3.Хлебобулочные изделия.
4.Изделия бытовой химии.
5.Муляжи фруктов, овощей.
6. Корзины.
7.Предметы заместители.
Сюжетно ролевая игра «Больница»
Цель:  учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование:
1.Медицинский халат.
2. Набор «Доктор»
3.Ростомер.
4. Куклы.
5.Телефон.
6.Предметы заместители (баночки, коробочки,)
Сюжетно ролевая игра «Шофёры»
Цель: закреплять знания о труде шофера, на основе которых, дети смогут развивать, сюжетную, творческую игру. Развивать интерес в игре. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Воспитывать у детей уважение к труду шофера.
Оборудование:
 1.Руль.
2.Машин
3.Светофор.
4.Фуражка.
5.Бензозаправочная колонка.
6.Палка милиционера – регулировщика.
Центр сенсорного развития.
Цель: знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме. Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков. Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий. Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки. Обогащение активного словаря детей. Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.
Обеспечение:
1.Пирамидки.
2.Мозаика.
3.Шнуровки.
4.Дидактические игры: «Собери бусы», «Спрячь мышку», «Заштопай штанишки», «Весёлые человечки», «Сложи целое из частей», «Бусы для матрёшки»
5.Игры с прищепками.
6.Домино.
7.Лото.
8.Пазлы.
Центр детской книги
Цель: формирование интереса к книге, умения обращаться с книгой. Приучать детей слушать сказки, рассказы стихотворения. Развивать интерес к иллюстрированным книгам.
Обеспечение:
1.Тематическая подборка детской художественной литературы.
2.Портреты писателей, поэтов.
Центр ряженья и театральной деятельности
Цель: развитие творчества детей на основе литературных произведений. Формирование умения ставить несложные представления. Развитие интереса к театрально - игровой деятельности.
Обеспечение:
1.Маленькие ширмы для настольного театра.
2.Различные виды театра: теневой, кукольный (куклы би-ба-бо: сказочные персонажи).
3.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.
4.Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие).
5.Набор масок: животные, сказочные персонаж
6.Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, жилетки, фуражки.
Центр семья
Цель: закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Развивать интерес к игре. Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет. Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи. Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Обеспечение:
1. Кукольная мебель.
2.Комплект кукольных постельных принадлежностей.
3. Куклы, одежда для кукол.
4.Кукольные коляски.
5.Гладильная доска, утюги.
6. Миска для стирки белья.
7.Набор игрушечной кухонной, столовой и чайной посуды.
8.Газовая плита.
Центр дорожной безопасности
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, закрепить знания о сигналах светофора и правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора. Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге. Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода.
Обеспечение:
1.Стенд «Дорожная безопасность»
2.Макеты: «Светофор», « Пешеходный переход», «Остановка», «Осторожно дети!»
3.Набор легковых и грузовых машин, пожарная машина.
4. Макеты домов.
Центр строительно - конструктивных игр
Цель: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Обеспечение:
1.Набор строительного материала: крупный и мелкий.
2.Строительные инструменты.
3.Конструктор мелкий и крупный «Лего».
4.Крупные пазлы.
5.Небольшие игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей, животных, макеты деревьев.
6. Транспорт мелкий, средний, крупный, машины легковые и грузовые. Экскаватор.
Физкультурно- оздоровительный центр
Цель: стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Укреплять мышцы нижних и верхних конечностей, мышц позвоночника, профилактика плоскостопия. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Обеспечивать и регулировать уровень двигательной активности детей в режиме дня.
Обеспечение:
1. Мячи большие, малые, средние.
2.Мячи массажные.
3.Флажки, погремушки, ленты, султанчики, кубики.
4.Массажные дорожки и коврики.
5.Обручи.
6.Мешочки с песком.
7.Кегли.
8.Скакалки.
9.Массажёры для спины.
10.Гантели.
11.Кольцеброс.
Девиз группы:
Мы веселые ребята, Непоседы, дошколята Любим мы играть, смеяться, Физкультурой заниматься. Любим петь и рисовать, Книги разные читать, Наблюдать и удивляться И друг другу улыбаться. Много разных дел у нас - Наша группа просто класс!!!