Факультатив «Учебная проектная деятельность» как средство развития УУД учащихся с нарушением слуха. Программа факультатива.

Факультатив «Учебная проектная деятельность» как средство развития
УУД учащихся с нарушением слуха.
Программа факультатива.

Проектная деятельность – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Это особенно актуально в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно для детей с нарушением слуха. Учащиеся вовлекаются в активный познавательный и творческий процесс, учатся применять свои знания в новых условиях, ориентироваться в мире информации. Проектная деятельность развивает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, дает учащимся реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Задачи проектной деятельности в процессе обучения детей с ОВЗ заключаются в том, чтобы развивать у учащихся умение размышлять, анализировать, сравнивать, расширять их представление об окружающем мире через собственную исследовательскую деятельность, развивать понимание окружающего мира и своей роли в нем.
В процессе работы над проектом формируются все универсальные учебные действия: познавательные, общеучебные, логические, коммуникативные.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность личностного и познавательного развития и саморазвития личности.
Факультатив «Учебная проектная деятельность» рассчитан на 1 час в неделю.
Программа факультатива «Учебная проектная деятельность» и пояснительная записка приведены в Приложениях 1 и 2.
Предметом исследования проектной работы могут быть социально значимые процессы, явления природы, объекты окружающего мира, процессы, происходящие в нем. В своей работе мы используем самые разные типы и тематику проектов.
Исследовательские проекты «Растения нашего класса», «Почему снег белый?».
Информационные проекты: «История Нового года», «Твое имя».
Прикладные проекты: «Новогодние игрушки своими руками», «Пряничный домик».
Проекты – акции: «Дерево – памятник природы», «Неделя защиты животных».
С большим удовольствием ребята принимают участие в международных сетевых проектах ГлобалЛаб: «Декабрьский синхронный стоп-кадр», «Птицы на виду», «Облачный покров» и других.
В процессе работы над проектом учащиеся ищут информацию в разных источниках, выбирают и анализируют информацию, выполняют измерения и опыты, делают выводы под руководством учителя.
По окончании практической части проекта учащиеся под руководством учителя оформляют компьютерную презентацию.
Технология работы над проектом заключена в приведенной ниже матрице. Проект «Дерево – памятник природы».
Матрица проекта

1. Тема проекта: «Дерево – памятник природы»
2. Предмет исследования: выявление старовозрастных деревьев для присвоения им статуса Дерева – памятника живой природы Саратовской области
3. Авторы проекта: учащиеся 8а класса
Руководители проекта: Грошева А.В., Левыкина Г.А.
4. Проблема, сформулированная учащимися: в Саратовской области много ценных старовозрастных деревьев, которые необходимо охранять, но они не охраняются и могут погибнуть.
5. Цели и задачи
Цель проекта для учащихся:

Цель работы над проектом для учителя:


Выявить деревья, подлежащие охране и представить их для присвоения статуса памятника природы
Вовлечь учащихся в общественно значимую работу, воспитывать экологическое самосознание


Задачи работы над проектом для учащихся:
Задачи работы над проектом для учителя:

Изучение теории вопроса об объектах – памятниках природы;
Проведение исследования по выявлению старовозрастных деревьев;
Способствовать сохранению природного наследия Саратовской области.
Предложить направление поиска;
Организовать работу на природе;
Консультировать по способу получения и оформления информации.


6. Ожидаемые результаты
Описание продукта, полученного учащимися в результате выполнения проекта:
Описание результата работы учащихся над проектом, полученного учителем

Подготовка материалов проекта
Подготовка презентации
Ходатайствовать перед ОДЭЦ г. Саратова о присвоении дереву статуса Памятника живой природы Саратовской области

Закрепление навыка поиска и отбора нужной информации из разных источников, включая Интернет;
Закрепление навыков поисково-исследовательской работы (постановка цели, выбор методов, выполнение измерений, фотографирование обработка и анализ результатов, выводы);
Навыки сотрудничества, работы в команде;
Повышение заинтересованности и мотивации к изучению предмета;
Формируется экологическое самосознание.
Закрепление навыков работы на ПК и создания презентации;
Формирование навыка публичного выступления и презентации результатов.


7. Вид проекта: социальный проект - акция

8. Знания образовательной области:
Название учебного предмета
Раздел
Тема
Кол-во часов

Биология
Растения


Природные сообщества
Жизненные формы растений.
Жизнедеятельность растительного организма
Приспособленность растений к жизни в природном сообществе
1 ч

9 ч
7 ч


8.2. Другие учебные предметы:
Название учебного предмета
Раздел
Тема
Кол - во
часов

Экология




Охрана растительного и животного мира



Охраняемые территории

1 ч






9. Надпредметная информация, необходимая учащимся для выполнения проекта:
Область человеческих знаний

Необходимая информация


Городское хозяйство
Зеленые насаждения и их охрана

10. Количество школьников, участвующих в проекте: 5 человек
11. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: ПК с выходом в Интернет, фотоаппарат, рулетка.
12. Планируемое время и деятельность учащихся и учителя на различных этапах проекта:
Этап
Кол-во часов
Содержание деятельности уч-ся на различных этапах проекта
Содержание деятельности учителя на различных этапах проекта

Поиско вый
2
Формулировка задачи;
Обсуждение;
Выбор форм проекта (социальный, акция, исследовательский);
Формулирование целей и задач;
Определение этапов проекта
Мотивация учащихся к обсуждению поставленной проблемы
Помощь в выборе тем поиска
Консультирование учащихся в постановке цели и задач

Аналити ческий
4
Изучение Положения акции «Деревья – памятники живой природы»;
Поиск, сбор информации;
Отбор нужной информации;
.
Помощь в подборе информации, обработке данных
Организация процесса деятельности учащихся

Практический
10
Выбор дерева;
Фотографирование;
Выполнение измерений диаметра и высоты;
Определение вида и возраста дерева;
Создание слайдов для презентации проекта.
Помощь учащимся в выполнении измерений, работе с определителем ;
Оказание необходимой помощи учащимся при создании презентации.

Презентационный
4
Презентация проекта.
Защита проекта
Проверка презентации;
Распределение ролей для презентации.

Оценочный

1
Оценка полученных результатов
Определение степени участия каждого члена группы в проекте
Оценка результатов, выводы
Поощрение наиболее активных

13. Организационные формы работы учащихся над проектом:
Форма работы учащихся

Количество часов


Групповая работа
2 ч.
12

Самостоятельная работа учащихся
6

Консультации с руководителем проекта

2

Консультации с экспертами (педагогами – предметниками)
1

14. Форма представления продукта: защита проекта в форме электронной презентации с фотоматериалами, анкета дерева.


Приложение 1
Факультативный курс.
Учебная проектная деятельность.

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Проектная деятельность учащихся совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Общая характеристика
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение
Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на
конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных
связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны
быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Актуальность курса.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные
стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной
деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, и в более широком спектре.
Разнообразие тем проектов позволяет формировать как предметные, так и
метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом формирует регулятивные умения.
Работа над проектом позволяет школьникам научиться приобретать новые знания по темам проекта самостоятельно, а также пользоваться уже приобретенными знаниями для решения практических задач, познать самого себя и определить свои способности и границы, научиться брать на себя ответственную функцию в обществе, смотреть на мир в глобальном аспекте.
Работа над проектом создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учащегося.
Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решения. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин, опыта взрослых (учителей, родителей). Обучение по данной программе позволит учащимся получить специальные знания и умения по систематизации и структурированию информации, оформлению и демонстрации презентации средствами Power Point. Программа обеспечивает интеллектуальное и эстетическое развитие учащихся, способствует формированию навыков творческого подхода к формированию докладов, рефератов, проектов.
Кроме того, проектная деятельность позволяет ученику увидеть возможность применения знаний, приобретенных при изучении различных предметов, в результате творческой деятельности.
Работа над проектом позволяет переориентировать учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Обучение в режиме проектной деятельности предполагает получения учащимися опыта самостоятельной работы с источниками информации, технологиями и инструментами, а также самостоятельного принятия решений.
Цели курса:
- обучение основам проектной деятельности;
- приобретение опыта проектной деятельности при работе с информационными объектами различного типа с помощью современных программных средств;
- формирование навыка коллективной реализации информационных проектов и информационной деятельности в сферах человеческой деятельности.
Задачи курса:
- сформировать навыки отбора информации для презентации и выбора формы ее представления;
- дать представление о дизайне и навигации презентации;
- способствовать развитию эстетического вкуса и дизайнерских способностей учащихся в процессе оформления их работ;
- научить использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления;
- сформировать личность, способную к самообразованию, саморазвитию; общетрудовые и специальные умения ручного труда, основы трудовой культуры, способность к сотрудничеству в трудовом процессе; умения пользоваться полученными знаниями; навыки поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление;
- развивать творческие и конструктивные способности, познавательную активность, самостоятельность учащихся;
- повышать мотивацию к сотрудничеству, проявлять коммуникативные умения;
- обучать самостоятельности в приобретении знаний.
Особенности проектной деятельности:
1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.
3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми одноклассниками, учителями. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, учатся пользоваться речью в разных ситуациях, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
5) для обучающихся коррекционной школы, имеющих разную степень недоразвития слуха, помощь учителя в ходе сопровождения работы над проектом должна быть более конкретной и подробной для достижения овладения учащимися универсальными учебными действиями.
Осуществление проектной деятельности позволяет:
- обеспечивать условия, способствующие саморазвитию учащихся;
- учитывать субъективный опыт каждого обучаемого;
- организовывать коммуникативную и социальную деятельность обучаемых;
- комплексно использовать в процессе обучения средства информационно – коммуникативных технологий;
- на практике применять теоретические знания при выполнении проекта;
- осуществлять интеграционные связи между отдельными предметами;
- воспитывать дисциплинированность, настойчивость в преодолении трудностей;
- формировать деловые качества личности;
- развивать инициативу и творческие способности;
- формировать навыки бережного отношения к средствам и результатам труда, времени;
- развивать социально значимые качества личности: взаимопомощь, умение работать в коллективе;
- формировать учебные навыки – такие, как навыки поиска и работы с различными источниками информации, обработки информации, работы с графическими источниками;
- реализовывать дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.
Организация работы над проектом.
Для оптимальной организации групповой работы с детьми с нарушением слуха класс делится на группы по 2 - 4 человека. Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику.
Место курса в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 34 учебных часа
(1час в неделю) в 6, 7 и 8 классах.
Учебно-тематический план

Разделы
7 класс
8 класс

1
Основные понятия
1
1

2
Подготовка к выполнению проектов
1
2

3
Исследовательский проект
6
6

4
Практико-ориентированный проект
8
7

5
Творческий проект
8
10

6
Информационный проект
9
7

7
Резерв
1
2

Итого

34
34


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны знать:
- что такое проект;
- виды проектов;
- этапы создания проекта.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- находить нужную информацию;
- фиксировать (записывать) и сохранять информацию с помощью различных технических средств;
- обрабатывать информацию;
- общаться в цифровой среде;
- использовать программу Power Point для создания различных видов презентаций и творческого их оформления.

Информационные источники.
1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. Школьные технологии, 2001 г., № 2.
2. Бэгъюли Ф. Управление проектом. – М.: Гранд-Фаир, 2002 г.
3. Гилева Е.А., Егоров Ю.С. Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа, 2001, № 2.
4. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе, 2002, № 4.
5. Грей К, Ларсон Э. Эффективная презентация. Практическое руководство – М.: Дело и сервис, 2003 г.
6. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
7. Новые педагогические и информационные технологий в системе.
образования / Под ред. Е.С. Полат. М., 2000.
8. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.
9. http://festival.1september.ru/articles/532929/
10. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm__

Приложение 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«УЧЕБНАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в 7 классе
Учитель: Грошева А.В.

п/п
Раздел/тема
Кол-во часов
Дата
Требования к уровню обученности





Знать/понимать
Уметь

1
Понятие проекта, проектной деятельности. Типы и виды проектов.
1

Понятие проекта, проектной деятельности; типологию и структуру проектов.
Знать принципы поэтапного планирования проектов. Источники информации.
Понятие гипотезы, доказательства, опровержение.
Способы представления результатов проекта.
Различать типы проектов; определять структуру проекта.
Определять цель проекта, разбивать на задачи.
Распределять работу и обязанности в группе, общаться, учитывать другие мнения. Искать информацию в различных источниках. Работать в программе Power Point, создавать презентации.

2
Структура проекта. Гипотеза: что это такое?
1




3
Способы сбора информации. Исследовательский проект. Понятие. Особенности.
1




4
Учимся определять проблему. Выбор темы проекта. Энергосбережение.

1

Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта: гипотеза, аргумент, аспект, концепция, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, факт, методы научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ, синтез и т.д.)
Основные понятия, необходимые для научно-исследовательской работы: алгоритм выполнения исследовательского проекта; критерии оценки исследовательского проекта; общие правила оформления исследовательского проекта.
Определять цель и задачи исследования; выдвигать гипотезу исследования; производить эксперименты (не только мысленные, но и натуральные); статистически обрабатывать полученные данные опытной и экспериментальной проверок; работать с источниками информации; собирать, систематизировать и анализировать полученные данные, делать выводы по результатам исследования; оформлять результаты исследования; представлять результаты исследования; защищать результаты
исследовательского проекта.

5
Планирование. Лист планирования и продвижения по заданию. Сбор информации.

1




6
Сбор информации. Обобщение и анализ.

1




7
Создание презентации.

1




8
Презентация проекта. Публичное выступление.
1




9
Практико-ориентированный проект. Понятие, особенности, основные этапы выполнения. Растения нашего класса.
1

Алгоритм выполнения прикладного проекта; общие правила оформления прикладного проекта.
Выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; формулировать требования к изделию, находить различные варианты решения проблемы; описывать и представлять свои идеи различными способами: рисунок, объяснение, макет или модель; планировать предстоящую деятельность; организовывать рабочее место, защищать проект.

10
Поиск и выбор темы, определение потребности в создании продукта проекта.
1




11
Планирование, определение этапов проекта.
1




12
Поиск и обработка информации.
1





13
Выполнение практической части.
1





14
Создание и оформление продукта проекта. Описание области применения.
1




15
Презентация (демонстрация).
1




16
Рефлексия. Самооценка.
1




17
Творческий проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения.
1

Понятие творческого проекта; основные этапы выполнения творческого проекта.
Выбирать и обосновывать тему проекта; подбирать необходимую информацию для реализации проекта; Прорабатывать структуру совместной деятельности участников творческого проекта; оформлять результаты проектной деятельности.

18
Выбор темы. Планирование этапов проекта. Секреты русского леса.
1




19
Проработка структуры совместной деятельности участников.
1




20
Сбор информации.
1




21
Оформление результатов.

2




22
Представление проекта.
1




23
Рефлексия. Самооценка.
1




24
Информационный проект. Понятие. Особенности. Основные этапы выполнения. Карта мира на обеденном столе.
1

Понятие информационного проекта; алгоритм выполнения информационного проекта общие правила оформления информационного проекта.
Выбирать и обосновывать тему проекта; Отбирать нужную(для определённых целей) информацию из различных источников; анализировать полученную информацию; систематизировать и обобщать полученные данные в соответствии с поставленной познавательной задачей; выявлять проблемы в различных областях знаний; возможные пути поиска решений, оформления результатов; работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве, исполняя при этом разные социальные роли; обрабатывать информацию; оценивать информацию.

25
Выделение предмета информационного поиска. Определение темы проекта. Определение цели и задач проекта.
1




26
Планирование, определение этапов проекта.
1




27
Работа с источниками информации.
2





28
Обработка информации.
1





29
Оформление результатов информационного проекта.
1




30
Презентация.
1




31
Рефлексия. Самооценка.
1




32
Резерв.
1





Итого
34








15