Проектная деятельность в начальной школе для детей с нарушением слуха.


Проектная деятельность в начальной школе для детей с нарушением
слуха.
Младший школьный возраст – это период жизни, особенно значимый для детей, имеющих нарушение слуха. Нарушение слуха связано с незрелостью эмоционально – волевой сферы и стойким нарушением всех психических форм: восприятия, внимания, памяти, мышления. Большинство из них в дошкольном периоде не посещают детские сады, имеют низкий уровень готовности к обучению в школе. Недостаток развития слуха и речи, положительных эмоций, дефицит эмоциональных контактов с окружающими затрудняет их позитивное эмоциональное развитие. Для успешного преодоления отклонений в развитии детей особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности. Одним из основных видов творческой деятельности мы считаем театрализованную деятельность. Она создает благоприятные условия для: возникновения мотива высказывания; активизации живой речи, развития эмоциональной сферы ( через знакомство с чувствами и настроениями героев, освоение способов их внешнего выражения; и др.); речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, выразительности речи); самовыражения и самореализации.
Значимость этого направления нацелило нашу творческую группу (Сидорова М.С, Григорьева А.М,. Иванова Л.И, ПрядезниковаМ.А, Иванова М.В, Апросимова М.А) на выбор проектной деятельности «Использование театрализованных представлений как средство развития коммуникативных и творческих способностей детей с нарушением слуха».Проектную деятельность направили на тесное сотрудничество педагогов и учащихся, развитие личности детей, их творчества.
Началом работы над проектом стал праздник, посвященный приходу зимы «До свидания, осень! Здравствуй, зима!»
Был написан и утвержден сценарий, охватывающий максимальное количество детей с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей. Если дети подготовительного класса подготовили танцевальные номера, то дети других классов уже выступали с разными ролями. Это и Листья, Дождь, Осень, Туманы, Девочка с зонтиком.
Театральная постановка по мотивам ненецкой сказки «Кукушка» была выбрана неслучайно. 2013 год в нашей Республике был посвящен году Арктики. Запланировали большую подготовительную работу. Это знакомство с текстом сказки, смотр мультфильма, драматизация сказки в классах, беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам. Подготовка декорации, костюмов, атрибутов, музыкального сопровождения.
Разрабатывая сценарий, опирались на оригинал сказки, но дополнили диалогами, стихами о родной природе, украсили северными танцами. Изюминкой проекта стала совместное выступление детей и учителей. Прозвучали из уст участников стихи на якутском и русском языках (Сидорова М.С. и Васильева О). Эмоциональное выступление главной героини кукушки (Григорьева А.М) незабываемо. Каждая ее реплика, мимика поддерживала главных героев (Архипов А., Свинобоев К., Бутенко В.).
Настоящим украшением постановки стали северные танцы в исполнении Уваровской М., Саввинова Э., Филиппова А.
Новый учебный год начали с театрализованного представления сказки «Мешок яблок» В. Сутеева. 87% детей приняло участие в этом проекте. Каждый участник готовился к представлению со всей ответственностью и серьёзностью. Сюжет сказки был сложным, но дети справились с ролями. Они старались передать характер и настроение своего героя, старались говорить внятно, выразительно. Зрители и сами участники остались довольны представлением.
По сравнению с предыдущими работами у детей наблюдались активность в общении; повышение сценической культуры; повышение уровня развития эмоциональной сферы. Помимо всего этого совместная работа старших учащихся с младшими имела много положительного: дети стали более организованными, дисциплинированными, ответственными за свою роль. Можно отметить, что участие ребёнка в представлении помогает ему преодолевать страхи, комплексы, способствует развитию мышления, потребности анализировать свои действия и действия других детей, расширяет кругозор, повышает самооценку ребёнка.
Огромную поддержку во всех наших выступлениях оказали наши родители. Красочные неповторимые костюмы героев, атрибуты, декорации – это работа их рук. Участие родителей в проекте позволило им лучше понять своего ребенка, труд учителей.
Опыт работы показал, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития и коррекции не только коммуникативных способностей у детей младшего школьного возраста, но и коррекции их поведения.