Технологическая карта урока музыки в 3 классе В сказочной стране гномов УМК, В.В. Алеев , Т.Н. Кичак

МБОУ КР ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА


Предмет -«Музыка» В.В. Алеев, Т.Н.Кичак
Класс -3
Учитель музыки:
Гулина С.С.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: комбинированный



Жанр урока- интегрированный
Педагогическая цель: осмысление образа сказочных героев ( гномов)


Тема урока – « В сказочной стране гномов»

Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные


Умение распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (формы трехчастная)

Регулятивные - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять учебную цель, самостоятельно планировать и оценивать свои действия.


Наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
развитие этических чувств;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально творческих способностей.

Словарь урока: пьеса, шествие, фьорды, тролли, контраст.

Ресурсы урока: - рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);
- листы самооценки (на каждого ученика – цветные карточки) или для работы в парах, музыкальная палитра ( 1 комплект на парте)
– мультимедийная техника: компьютер, проектор , синтезатор, музыкальный центр.


Славарь:
трёхчастная форма, контраст, пьеса, шествие, стаккато

1 этап. Орг. момент
Вход учащихся в класс под музыку(по выбору учителя) Слайд № 1 Музыкальное приветствие.
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте, учитель!
-Прозвенел звонок!
-Начался урок!
Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка располагает к приятному общению.

2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Деятельность учителя
-Скажите, о чём нам может рассказать сказка?
-В чём состоит смысл волшебства?
-А , какие сказки вы любите больше всего, почему?
-Посмотрите на свои рабочие листочки, что вы видите?
-Отгадайте загадку? Весёлый колпачок
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: -это(гном)
-Тема урока.. Слайд № 2

-Волшебство-это особенные звуки и самые необычные слова, заклинания, различные жесты. Волшебство –это умение видеть необыкновенное в самом простом и обычном явлении.
-Правильно вы сказали, что гномик –маленький волшебник, который делает мир добрым и красивым, сказочным.

Деятельность учащихся
- ответы детей.

- участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемные вопросы;

- Рассматривают рабочие (сказочные) листы и выполняют задание





- формулируют предполагаемую тему и цель урока

-«В сказочной стране гномов»





-ответы детей


- участвуют в обсуждении;









3 этап. Актуализация знаний
Деятельность учителя
-Хотите поиграть в игру «Кто такие гномы»
(по модели Т. Боровик и Т. Маниной)
- А вы знаете песенки про гномов?
- Давайте споём с вами песенку
«Добрый гномик» Слайд № 3

- Откройте учебник ( стр 12-13)
-Я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие, в Северную Норвегию. Это страна озёр, лесов и гор. Слайд № 4-5
(просмотр видеофильма)
- В этой удивительно красивой и сказочной стране родился и вырос Э. Григ.В своих музыкальных произведениях он отразил образ природы, народные сказания родной страны. Слайд № 6( просмотр видеофильма « Дом Э. Грига».
-Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется « Шествие гномов».
- Послушайте это произведение Слайд№ 8.( слушание)
-В какой цвет вы окрасите это произведение?
Разбор произведения.
-Что выражает музыка?
-Какое главное качество вы услышали в музыке?

- Какой характер произведения?


-Как вы думаете удалось ли композитору изобразить в музыке шествие гномиков?
-А как композитор изобразил шествие гномов? ---Какие штрихи он использовал?
Деятельность учащихся

-ответы детей


-исполняют песню

- работа с учебником



- смотрят видеофильм






- слушают учителя





- дети поднимают цветную карточку.


-шествие. шаги

- маршевость

-ответы детей (озорной, весёлый, бодрый, шутливый)



-ответы детей

-ответы детей(стаккато)



















4 этап.
Целеполагание
и планирование

– Как вам кажется , про каких гномов рассказывается в пьесе Э. Грига, про злых или добрых?
- А почему вы так решили?

- Я предлагаю вам ещё раз прослушать это произведение. Прислушайтесь, эта музыка похожа не только на марш. Она похожа и на танец. Фантастический, волшебный танец.



- ответы детей ( про злых)
- ответы детей ( музыка таинственная , иногда страшная , злые нотки)





5 этап. «Открытие» нового знания
( продолжение изучения новой темы)




Деятельность учителя
- Обратили вы внимание на начальный и заключительный разделы пьесы?

- Возьмите цветные карточки и постройте форму этого произведения

- Какой характер первой части?
















-Как образ развивается дальше?
Какой характер имеют средства музыкальной выразительности в II части?



-Музыка средней части – волшебная, нежная, мечтательная, созерцательная. Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают как огоньки сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье. Музыка звучит светло, завороженно, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими драгоценностями, рассматривают их. Музыка тоже мерцает и искрится, сверкает, поблёскивает, переливается. Маршевость сменилась танцевальностью.
Две мелодии в средней части, задумчивая и мерцающая, повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее.)





















-Как заканчивается это произведение? К чему привело музыкальное развитие?


- В своих рабочих листочках, выделите на нотном примере цветными карандашами средства музыкальной выразительности, которые определяют характер пьесы.
Деятельность учащихся

- ответы детей ( эти разделы совпадают по звучанию)


- выполняют задание

-ответы детей (Характер этой части был не постоянный, он менялся. Сначала музыка была тихой, таинственной, загадочной, будто подкрадывающейся, потом очень громкой и злой, а в конце – опять тихой.
Можно себе представить, что гномы сначала приближались издалека, а потом удалились.
Вначале музыка была затаённая, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая. Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, недовольной, тёмной, тяжёлой. Гномы подошли совсем близко. Но вот музыка затихает, гномы удаляются.)

- ответы детей

- ответы детей



































-Ответы детей

(В последнем разделе повторяется музыка I части. )








-выполняют задание

6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
-«Шествие гномов» Э.Грига относится к программной музыке. В данной пьесе разновидность программности – живописная, так как музыка воспринимается как театрально зримая сюжетная картинка. Огромную роль играет звукоизобразительность и звукоподражательность.
- слушают учителя и делают самостоятельный вывод.
Общее между гномами и троллями:
Маленькие человечки, с бородой, в колпачках, волшебники, суетливые, быстрые.
Различие между ними:
Гномы -добрые, весёлые, жизнерадостные, смешные, резвые, активные.
Тролли -угрюмые, сердитые, важные, молчаливые, немногословные, иногда злые.

7 этап. Рефлексия и оценивание
Деятельность учителя

Деятельность учащихся




- Просмотр мультфильма «Шествие гномов»
- Что интересного и полезного мы узнали, побывав в музыкальной сказочной стране гномов? Какие положительные качества обнаружили у гномов благодаря музыкальной характеристике этого образа? Чему нас учит сказка и музыка на эту тему?
-В какой цвет вы окрасите своё настроение, поднимите карточку?



- смотрят мультфильм


-ответы детей
(доброте, трудолюбию, жизнелюбию, взаимопомощи, отзывчивости, умению дружить и радоваться жизни).


- дети поднимают цветную карточку.

8 этап. Домашнее задание
-Дома вы раскрасите рисунок , который у вас в ваших рабочих тетрадях, подберите соответствующее рисунку стихотворение и песню.


Дети выходят из класса под песню» Разноцветная осеь»



Рабочая программа ,2 класс В.В.Алеев, Т.Н. Кичак, Дрофа 2013год.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










Заголовок 115