Статья Речевые игры как одна из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ


Алхасова Т.Д.,
музыкальный руководитель
«Речевые игры как одна из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Нельзя не согласиться с классиком, который изрек: «Разве здоровье не чудо?». Но современная наука дает нам возможность сделать это чудо доступным и понятным. «Здоровье-это состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Так записано в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения. Всё просто и понятно, если перед нами взрослый человек со сформировавшейся психикой и системой ценностей. А если это маленький человечек, ищущий свой путь в этом мире. Как научить его оставаться здоровым, как заполнить свою жизнь счастьем, гармоничным отношением с окружающими его людьми? Чем раньше мы, взрослые, задумаемся над этим вопросом, тем больше шансов у малыша вырасти здоровым во всех смыслах этого слова. Если с физическим здоровьем всё более или менее понятно, то вот понятия социального и душевного благополучия не всегда понятны и поэтому не всегда популярны у родителей. Так как же часто взрослые задаются вопросом над тем, насколько ребенок позитивен, доброжелателен, эмоционально стабилен, есть ли у него друзья и желает ли он их иметь?
Ни у кого не вызывает сомнения связь эмоционального и физического здоровья. Конфликты и психическое напряжение отражаются на соматическом состоянии, что вызывает, так называемые, психосоматические заболевания, что в свою очередь влияет на его настроение, восприятие окружающего мира, поведение и планы.
Музыкальный руководитель может помочь воспитанникам справиться с плохим настроением, а также научить применять музыку, пение для выхода из негативных эмоциональных состояний. Например, раннее пробуждение ребенка почти всегда является причиной плохого настроения. Педагогу надо всего лишь подобрать соответствующее музыкальное произведение, в данном случае это добрая, снимающая напряжение, радостная музыка или песни. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ направлена на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Результатами этой работы являются:
-повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей.
-стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
-повышение уровня речевого развития;
-снижение уровня заболеваемости;
-стабильность физической т умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.
Одной из форм здоровьесберегающих технологий являются речевые игры.
Речевые игры – это одна из форм творческой работы не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании, так как музыкальный слух развивается вместе с речевым. Средства музыкальной выразительности - ритм, тембр, динамика, темп, артикуляция- всё это является характерными и для речи. Таким образом, использование на музыкальных занятиях речевых игр позволяет детям овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.
Впервые идея использование речи в музыкальном воспитании принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Впоследствии эти игры, наряду с элементарным музицированием , стали широко применяться педагогами, в том числе и России, решая задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том числе:
-слуховое внимание;
-музыкальную память;
-ладовое чувство;
-тембровый и динамический слух ;-чувство ритма;
-эмоциональную отзывчивость ;2. Способствовать улучшению дикции детей.
3. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, мимику.
4.Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
5. Побуждать детей к импровизации . Речевые игры могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками и т.д.) Использование детских музыкальных инструментов имеет большое значение.
Тексты для речевых игр следует подбирать согласно возрасту детей. Как правило, это малая форма фольклора - прибаутки, считалки, дразнилки. Необходимо уделять достаточно внимания обыгрыванию различных слогов, звукоподражаний, словам, понятным только детям, так называемого «тарабарского» языка - «анко-дранко, дриллё-дру» и т.п. Простота текста позволяет уделять большее внимание развитию ритма, дикции. При обыгрывании этих «непонятных» стихов можно задействовать и руки, и ноги, и даже упражнение со спортивными палками. Это всё ваша фантазия и фантазия детей. Известный музыковед М.Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета - ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».
Речевые упражнения содействуют также развитию чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А если добавить ещё и движения, то это только улучшит процесс запоминания, более эмоционального воспроизведения речевой игры.
Бесспорно, что импровизировать и раскрыть свой творческий потенциал помогает жестикуляция и мимика в речевой игре.
Одним из видов речевых игр является ритмодекламация.
Ритмодекламация - это синтез поэзии и музыки. Её ещё можно назвать и «музыкальной речью», и «речевым интонирование в ритме». Но всё–таки этот термин как нельзя лучше описывает именно четкую ритмизацию текста при выразительном интонировании и уж никак не относится к свободному чтению под музыку и чтению «нараспев». При исполнении ритмодекламации следует выполнять особо четкое произношение и утрированную интонацию. При этом поэтическое звуковое полотно взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз, что не может не усилить эмоциональный эффект от прослушивания.
Все дети исполняют ритмодекламацию с большим удовольствием. Однако для создания более яркого образа необходимо время, в течение которого постепенно проявляются нюансы интонации, откладываются в сознании детали и смысловые оттенки. Поэтому ритмодекламация разучивается как вокальное произведение. Следует отметить, что восприятие непосредственно связано с моторикой. Поэтому ощущение выразительных элементов музыкально-поэтического языка не должно выражаться одной декламацией. Поэтому –то мы и дополняем свою ритмодекламацию жестами, движением, пластикой, при условии, что оно допускается текстом. Примером такой ритмодекламации может служить «Трик-трак» (русский фольклор), «Смехота» сл. Б. Заходера, «Паучина» ( из коллекции мирового детского фольклора). Музыка подбирается в соответствии с темпом речи, особенностями ритма, содержанием. Например, потешка про зайчика будет нелепо слушаться в низком регистре и медленном темпе. И наоборот, образу медведя не подойдет высоко звучащая скачкообразная мелодия.
Практикующий музыкальный руководитель, планируя свою работу, обязательно ориентируется на подготовку и проведение праздников, конкурсов и развлечений. Примером такой ритмодекламации может послужить « Бармалей» (ст. К.Чуковского муз. О. Хромушина), «Убежало молоко» (ст. М.Бородицкой, муз. В.Гаврилина Поэтому речевые игры можно использовать и как маленькие концертные номера для праздников.
Литература.
1.О. Арсеневская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
2.Т. Боровик «Пути педагогического творчества»
3. Т. Тютюнникова «Элементарное музицирование»