Методическая разработка на тему Развитие лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе


Развитие лексических навыков на уроке английского языка в начальной школе
Если ты говоришь с человеком на том языке, который он понимает, ты говоришь с его головой. Если ты говоришь с человеком на его родном языке, ты говоришь с его сердцем.(Нельсон Мандела)
Почему же я выбрала тему «Развитие лексических навыков на уроке английского языка в начальной школе»?
Мы не можем составлять предложения, не зная хоть какое-либо слово, бесполезно слушать аудиозапись, не понимая её смысла, так же с чтением текста… Все аспекты английского языка основываются на лексике, словарном запасе языка. Ведь чем богаче наша лексика, тем больше богаче наш внутренний мир. Поэтому главный стилистический ресурс лексики любого языка – это его словарь, заключающий в себе всё разнообразие мира, материального и духовного, все существующие и возможные предметы, понятия, концепты. Или по-другому Следует сказать, что обучать  лексике –  значит обучать слову. «Слово – это «кирпичик» при строительстве здания, где здание – язык, а строительство – изучение»Целью обучения лексике - сформировать лексические навыки, умения комбинировать слово согласно лексическим правилам.В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи: 
• Определить основные этапы формирования лексических навыков и их особенности 
• Определить основные способы семантизации и особенности их применения 
• Рассмотреть возможные способы тренировки новой лексики
• Рассмотреть возможные способы продуктивного использования новой лексики в речи
Что же такое лексический навык?
Лексический навык по определению Рюрика Константиновича Миньяр-Белоручева - способность автоматизированно вызывать из долговременной памяти слово, словосочетание или фразу, соответствующие коммуникативному заданию (потребностям общения)
Лексических навыков нет без лексики. Лексический навык оперирует лексическими единицами и их комплексами, т.е. словами, устойчивыми словосочетаниями и готовыми фразами.
Формирование лексического навыка проходит 3 этапа: ознакомление, тренировку и речевую практику. 
Этап 1. Введение и семантизация лексики.
Самым важным на первом этапе является введение и семантизация (Выявление смысла, значения языковой единицы; процесс и результат сообщения необходимых сведений о содержательной стороне языковой единицы.) лексики. Рассмотрим на практике, как же можно ознакомить учащихся с новыми лексическими единицами и раскрыть значение этих единиц.
С одной стороны изучение длинных списков слов для учащихся является очень утомительным и нудным занятием.
С другой стороны, перевод иностранного слова на родной язык тоже не всегда является эффективным.
Мы должны помочь ребенку начать думать на иностранном языке с самого начала изучения ИЯ. Как же ввести новые слова, не прибегая к переводу или заучиванию списка слов?
Существует несколько способов:
1.     Указывание на предмет. Этот способ очень хорошо используется на начальном этапе обучение. Учитель показывает учащимся иллюстрации или флэшкарточки и указывает на предметы, с которыми хотел бы ознакомить учащихся. Можно также использовать постеры, презентации или другие компьютерные средства, которые представляют иллюстрации в электронном формате, например, банк картинок различных сервисов: Google, Yandex. Способ указывания на предмет хорошо работает в основном с существительными, но не со всеми. Очень трудно объяснить и показать на картинке какое-то абстрактное существительное. Хотя с другими группами предметов, например, одежда, продукты, виды спорта, транспорт, животные, этот способ реализуется без проблем. С помощью картинок также можно ввести названия цветов (красный, зеленый, желтый),  действий и некоторых прилагательных (например, выражения лица – грустное, веселое). Этот способ введения лексики  наиболее эффективен для учащихся-визуалов, для которых ведущим является зрительный канал восприятия.
2.      Подстановка, т.е. замена нового незнакомого иноязычного слова другим, уже известным учащимся. Эта технология хорошо работает на всех уровнях обучения и помогает знакомить учащихся с такими понятиями или идеями, которые нельзя просто так увидеть или потрогать, например, какие-то абстрактные понятия. Существует несколько видов подстановки:
- синонимы – мы заменяем новое для учащихся слово на уже знакомое им и близкое по смыслу к новому. (big - large)
- антонимы – новое слово заменяется противоположным по смыслу и уже известным ученику словом. (small - not big)
Подстановка очень хорошо помогает знакомиться с фразовыми глаголами, которые обычно имеют эквиваленты, состоящие из одного слова (give up doing smth. - stop doing smth.). При работе с лексикой этим способом необходимо быть очень внимательным и убедиться, что учащиеся правильно поняли значение новых слов, объясненных с помощью синонимов и антонимов.
3.      Называние, или описание. Используя эту технологию введения новой лексики, мы описываем какую-то ситуацию или понятие на иностранном языке, а потом называем это одним новым словом.
4.       Мимика и физическая активность. Этот способ введения новых лексических единиц более приемлем для кинестетиков (ведущий канал – двигательный) и очень хорошо работает на начальном этапе обучения детей. Таким способом можно замечательно вводить названия частей тела (This is my hand!), действий (I can jump! I’m reading now) и повелительное наклонение глаголов (просьб и команд) (Take that chair!). Главным преимуществом этого способа является то, что наряду с основной задачей введения новых понятий учащиеся могут активно подвигаться на уроке, что является одним из главным условий здоровьесберегающих технологий.
5.      И, наконец, еще один способ введения новых лексических единиц – это использование предметов окружающего пространства, объектов реального мира. Эта технология тоже очень эффективна на уроках в начальной школе и повышает мотивацию учащихся. Для ознакомления маленьких учеников с новыми понятиями можно использовать:
- географические карты     
- посуду и столовые приборы
- игрушечные фрукты и овощи, транспорт,
мебель для кукол, и т.д.
- различные предметы декораций к различным праздникам (Рождество, Пасха, Масленица).
Существует множество путей решения проблемы введения и семантизации новых лексических единиц, не прибегая к переводу, и нужно дать учащимся шанс воспользоваться этими возможностями.
Этап 2. Тренировка в использовании лексических единиц.
Тренировка при формировании лексических навыков имеет своей целью закрепление уже установленных связей новых лексических единиц и их расширение. Существует множество способов, упражнений и лексических игр, которые мы можем использовать на уроке для тренировки новой лексики. Рассмотрим некоторые из них:
1.       Лото – самых популярных игр, которые используют учителя на уроках ИЯ. Для маленьких учеников можно сделать карты лото с иллюстрациями и называть их. Для тех, кто умеет читать, можно сделать наоборот: написать на картах лото названия предметов, а сами предметы показывать на флэшкартах. Для подростков и взрослых можно сделать карты с определениями слов, и называть дефиниции, или наоборот.
2.      Упражнение на нахождение соответствий (Matching) – еще  один тип упражнений с бесграничными возможностями. Ученики могут подбирать синонимы и антонимы, слово и его определение, картинку и ее название.
3.       Упражнение на заполнение пропусков (Fill in the blanks) – прекрасное упражнение для тренировки в использовании лексики. Ученики получают лист бумаги с упражнением – это может быть описание, слова песни, письмо или короткий рассказ  с пропусками, которые нужно заполнить словами из банка слов, данного здесь же.  
4. Стикеры – на предметах приклеены стикеры, на которых написаны слова, обозначающие эти предметы.
5. Игра - С помощью игры создаётся естественная коммуникативная игра, вызывающая интерес и активность детей, а постоянно присутствующий в игре элемент соревнования, желание выиграть мобилизует внимание учащихся, тренирует их память. Всё это способствует более прочному усвоению изучаемого лексического материала
Этап 3. Речевая практика.
После введения новой лексики и ее тренировки наступает время для продуктивного использования учащимися нового материала в своей речи. Какие же задания мы можем использовать на данном этапе. Вот примеры таких упражнений:
1.      Описания.  Для подготовки данного упражнения у учителя есть огромный выбор материалов: учащиеся могут описывать фотографию из журнала или рассказать о своем недавнем путешествии, сочинить рассказ или описать внешность своего нового друга, используя новую лексику. Этот вид упражнений мы используем как в устной, так и в письменной речи.
2.      Догадайся, о чем я думаю. Мы называем с детьми это «Битва экстрасенсов» Это игра с использованием элемента описания. Учащийся использует новую лексику для описания того, о чем он думает, а другие учащиеся должны догадаться и ответить на вопрос, о чем же рассказал ведущий. Или игра наоборот – ведущий своими словами объясняет новое понятие или описывает предмет, а игроки используют новую лексику, чтобы ответить.
3.      Карты памяти. Это упражнение для продуктивного использования лексики по какой-то теме. Например, выбираем тему «Погода». Пишем слово на доске и обводим его в круг. Рисуем лучи от круга, и на конце каждого луча мы будем писать слова по теме «Погода», которые мы услышим от наших учеников. Таким образом, у нас создается банк новых слов и понятий по определенной теме.
4. Разучивание песен - На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, особенно если они рифмуются или вводятся под музыку, ритм.
5. Перевод и разучивание стихотворений – дети хорошо запоминают лексические конструкции, если они рифмуются.
В сентябре 2014 года я провела лексико-грамматическое тестирование в 3,4 классах по темам предыдущего года, и выяснилось что у меня не все достаточно знают и помнят английские слова, выражения. И начала работать по смешанному стилю над развитием лексических навыков, через год вновь проводив тестирование, дети показали более высокие баллы, что является именно результатом направленной работы по развитию лексических навыков.
В заключении хотелось бы сказать, что самым эффективным является смешанный стиль работы над развитием лексических навыков в начальной школе. Необходимо использовать весь спектр знаний, чтобы наиболее продуктивно и интересно проводить знакомство, семантизацию и тренировку новой лексики, разнообразные игры и упражнения для использования новых лексических единиц в речи.