Статья «Предметная игра «Грамотеи» как одна из форм интеллектуального развития младших школьников с ОВЗ»


Колеганова Ольга Владимировна
Учитель – логопед первой квалификационной категории
МБОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»
г. Березники, Пермский край
«Предметная игра «Грамотеи» как одна из форм интеллектуального развития младших школьников с ОВЗ»
Целью коррекционного образовательного учреждения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни, а задача начальной школы – максимальное преодоление недостатков познавательной сферы. На первой ступени обучения важно выявление и развитие способностей каждого ученика. Если учащиеся общеобразовательных школ имеют возможность участвовать в различных предметных конкурсах и олимпиадах, то в системе коррекционного образования этот вопрос до сих пор остаётся открытым.
Успешное овладение знаниями в начальных классах школы для учащихся с интеллектуальным недоразвитием невозможно без воспитания положительной мотивации. Одним из средств развития интереса, внимания к учебным предметам в нашем учреждении являются предметные конкурсы и игры. Предметная игра является одной из форм внеклассной деятельности, которая влияет на развитие личностных особенностей учащихся. При этом учащиеся стремится к самореализации, у них формируются навыки планирования и самоконтроля, им приходится проявлять навыки сотрудничества. Таким образом, игра по предмету дает возможность выявить не только предметные результаты обучения, установленные Федеральным Государственным образовательным стандартом, (результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счёт освоения учебных программ по отдельным предметам), но и личностные и мета предметные результаты.
В коррекционных школах учащиеся с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие затруднения при изучении программного материала по русскому языку. Воспитание любви к русскому языку – серьёзная и ответственная задача не только учителя начальных классов, но и логопеда. Любовь к родному языку воспитывается через пробуждение у школьников интереса к предмету “Русский язык”, возникающего как в процессе уроков, логопедических занятий, так и во внеурочной работе. Для решения этих задач в ноябре 2016 года в рамках «Недели русского языка» в нашей школе прошла игра «Грамотей», для учащихся 1-4 классов. Игра «Грамотей» развивает у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья не только познавательный интерес к предмету, вызывает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой: справочниками и словарями, но и помогает увидеть уровень знаний по данному предмету педагогам. Проведение данной игры способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, развитию речи, повышает уровень языкового развития младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Подготовительная работа к игре начинается задолго до его проведения. В ней задействованы не только учителя – логопеды, но и учителя начальных классов, учитель музыки, учащиеся. При разработке материалов предметной игры, мной учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников и требования программы по начальному образованию ФГОС.
Цель игры: Формирование интереса к изучению русского языка.
Задачи:
Обобщить знания учащихся, полученные на уроках чтения и русского языка, учить применять их на практике. Способствовать социальной адаптации учащихся.
Развивать мышление, память, внимание, фонематические процессы, внимание к звуковому составу слова, быстроту реакций; стимулировать познавательную активность учащихся
Формировать навык работы в команде, воспитывать уважительное отношение к товарищам.
Игра проводилась в 2 категориях:
для учащихся1-2 классов
для учащихся 3-4 классов.
От каждого класса в игре приняла участие команда из 4 человек. Так в игре для учащихся 1-2 классов приняли участие 3 команды, а для 3-4 классов 8 команд. В каждой команде был выбран капитан. Команды имели название и девиз. Названия команд 3-4 классов были связанны с темой игры, вот некоторые из них:
«Буквоеды», девиз «Мы команда буквоеды, отставать мы не хотим. Всем нам хочется узнать где, когда и как писать»
«Алфавит», девиз «Мы как буквы алфавита»
«Грамотеи», девиз «Будем русский изучать на четыре и на пять»
Все задания предметного конкурса по русскому языку подразделяются на 3 типа:
1. Задания игрового и занимательного характера (ребусы).
2. Задания, основанные на знаниях предметной области « русский язык» предполагающие демонстрацию глубины знаний предмета.
3. Задания из области речевой культуры.
Все типы заданий направлены на развитие навыка звукобуквенного и анализа, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, способствуют расширению кругозора, совершенствования умственных способностей младших школьников. Задания по сложности выстраивались так, что решение первых задач основывались на знаниях программного материала, далее уровень трудности постепенно увеличивался. Все задания формулировались четко, с использованием известных школьникам терминов. Они предусматривают возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий учащиеся смогли проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, т.е. умение классифицировать, обобщать, сопоставлять по аналогии, прогнозировать результат. Материал предметной игры, её задания строились на основе занимательности, под которой подразумевается качество, способное возбудить у школьников интерес и вызвать стремление к получению новых знаний. Такой вид работы привлекает учеников своей новизной и необычностью.
Проведение игры не превышало по времени 40 минут. При её проведении создавалась для учащихся комфортная атмосфера.
Всего в игре для 3-4 классов было 10 заданий. После выполнения каждого задания давались правильные ответы на слайде. В ходе игры учащимся 3-4 классов были предложены следующие виды заданий:
задание на знание орфографического правила;
задание, направленное на развитие умения классифицировать предметы, и находить лишнее;
задание «Разгадай слово по первым буквам»;
задание для групп поддержки, где предлагалось подобрать слова с противоположным значением;
составить пословицу из слов.
Наибольшее затруднение вызвали следующие задания:
«наборщик», где учащиеся должны были составить как можно больше слов из предложенных букв;
«фразеологический зверинец», где ребятам предстояло определить какое животное самое хитрое, трусливое, болтливое, голодное.
В ходе игры был предусмотрен конкурс капитанов. Капитаны должны были познакомиться со скороговоркой, и постараться произнести её чётко и правильно. Игра прошла очень организовано, несмотря на большое количество команд. Ведущими игры были два учителя-логопеда. Для каждого конкурса были приготовлены уже заранее подписанные бланки, поэтому работа жюри проходила без заминки. В ходе игры были предусмотрены две музыкальных паузы.
Проведение игры в 1-2 классах имело свои особенности. Если 2 классы выполняли некоторые задания письменно, то первый класс отвечал устно, или поднимал картинку с изображенным на ней ответом.
Победителями стали команды, набравшие наибольшее количество баллов. В конце игры состоялось подведение итогов. Победители награждены дипломами.
Полученные результаты позволили мне:
1.Планировать конкретную работу с конкретными учащимися по определенной теме программы.
2.Познакомить педагогов с новыми технологиями и использовать их для интеллектуального развития детей на уроках и на коррекционных занятиях.
3.Познакомить учащихся с нетрадиционными заданиями и вопросами, направленные на привитие интереса к изучаемым предметам и общее развитие личности.
Таким образом, у ребят, сумевших в процессе игры преодолеть свой страх, заниженную самооценку, своё неумение, застенчивость, робость, рождается ощущение успеха. Ситуация успеха – взлёт для человека, своеобразный прыжок на ступень выше в своём личном развитии. Помощь ребёнку с ОВЗ может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию. Результаты игры следует рассматривать шире, не ограничиваясь только вопросами учебной деятельности. Ребенок, стремящийся к достижениям, способен добиться больших успехов в дальнейшей жизни и личном развитии.