«Научные экспедиции школьников, как одна из форм организации исследовательской работы»»

Проект «Научные экспедиции школьников, как одна из форм организации исследовательской работы»»
Аннотация проекта
В последнее время в связи с усилением антропогенной нагрузки на природу усиливается значение экологического краеведения.
Проект «Научные экспедиции школьников, как одна из форм организации исследовательской работы» приводит к осознанному пониманию единства и общих закономерностей природы.
Связь экологии и краеведения исключительно тесная. Ситуация, характеризующая систему взаимоотношений природы и человека, убедительно свидетельствуют, что современному человеку, гражданину своей страны, невозможно жить без знаний правил природопользования, умения жить в созвучии с окружающим миром.
Проект «Научные экспедиции школьников, как одна из форм организации исследовательской работы» нацелен на расширение знаний школьников об экологическом состоянии своего района, формирование у них определенных умений и навыков в доступной природоохранной деятельности. Сочетая в себе географическую и природоведческую тематику, занятия по экологическому краеведению пробуждают у школьников интерес к своей земле, развивают мышление ребенка, его экологическую культуру.
Задумывая этот проект, мы гипотетически предположили, что если педагоги при поддержке родительского сообщества, с помощью специалистов, работников музея смогут создать условия для научно-поисковой работы в период лета, то это будет качественно новый шаг в образовании обучающихся. Это поставит учителя и учеников в позицию исследователей. Учитель будет создавать новые программы, методики расширения образования, а ученик получит возможность приобрести новые знания и новый опыт креативной деятельности
Паспорт проекта
- О проекте
- Содержание
- Наименование проекта: «Научные экспедиции школьников, как одна из форм организации исследовательской работы»»
Цель проекта
1.Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с культурой мордовского народа, природой своего района.
2. Воспитание образованной, гармонически развитой, творческой личности; выявление и поддержка одаренных учащихся.
3. Интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
Задачи проекта
Образовательные задачи:
знакомство с природой, историей, культурными памятниками и традициями родного края;
овладение начальными навыками исследовательской работы;
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей малой Родине;
воспитание учащихся на примере рационального и бережного отношения к природе;
формирование экологической культуры школьников, вовлечение их в природоохранную деятельность;
формирование ценностных ориентаций и убеждений, учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей.
Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
стимулирование стремления знать как можно больше о природных особенностях своей местности,
развитие интереса и уважения к истории мордвы, стремление сохранять и приумножать природно-культурное наследие своего края;
привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности;
развитие творческих способностей детей.
Образовательные задачи
практическое ознакомление с культурой мордовского народа, особенностями природы своего района.
расширение и углубление теоретических знаний, полученных при изучении курсов «Краеведение», «Экология»
Участники проекта - Педагоги, дети, родители.
Сроки реализации проекта - Май 2017 года - Август 2017 года
Реализация проекта:
I этап - Аналитический
Анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к формированию патриотических чувств к своей малой родине. Изучение возможных вариантов (мест) для проведения экскурсий.
II этап Организационный
Изучение объектов экспедиции, места ее проведения. Определение цели, задач и содержание экспедиции, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экспедиции, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов.
III этап Практический
Реализация проекта. Проведение экскурсий. Изучение видового состав растений и животных на территории Симкинского парка устойчивого развития. Расширение знаний о мордовской кухне, национальных праздниках, характерных для жителей нашей местности, с целью формирования интереса и расширения знаний этнографической культуры, формирования у детей патриотических чувств.
IV этап. Итоговый, диагностический
Подготовка мероприятий с использованием эколого-краеведческого, поисково-этнографического материала.
Анализ достигнутых результатов. Определение перспектив дальнейшей работы.
Ожидаемые результаты
Привлечение к поисково-исследовательской деятельности обучающихся. Издание материалов экспедиции, их популяризация.
Тесное взаимодействие со школами исследуемых территорий.
Формирование у обучающихся ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).
Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
Создание топографических карт своего района, «экологических троп».
Сроки проведения проекта.
Урочное и внеурочное время. Летние каникулы – это время для реализации эколого-краеведческой и этнографическо-поисковой деятельности, формирования духовно-нравственного воспитания у школьников, развитию их интереса к истории своего родного края.
Актуальность и обоснованность данного проекта обусловлены несколькими проблемами.
Во-первых, интерес среднестатистического школьника любого возраста к поисково-исследовательской деятельности и учебе с каждым годом по многим причинам снижается. В частности, это вызвано развитием сети Интернет, которая принесла с собой не только легкую доступность полезной информации, но и множество отвлекающих развлекательных факторов.
Во-вторых, все больше появляется представителей молодого поколения, не желающих знать своей истории, культуры своих предков.
В-третьих, этот конкретный период времени - переход из начальной школы в среднюю - является переломным периодом в ученической жизни. Задачей каждого педагога является психологическая поддержка ребенка, а также привлечение внимания школьника к своему предмету, нужно заинтересовать учащегося, а потом поддерживать этот интерес. Говоря коммерческим языком, дать рекламу, привлечь потребителя и поддерживать стойкий спрос производимого продукта.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и физических, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Сегодня дети воспитываются в достаточно агрессивной социальной среде, где цинизм, насилие, безверие приводят к духовному обнищанию.
Проект «Научные экспедиции школьников, как одна из форм организации исследовательской работы» сможет помочь привить ребенку понимание ценностей культурного развития общества Большеберезниковского района, России, всего мира. Приоритетом ФГОС становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога (ученик – субъект). Эколого- этнографическая исследовательская работа, поиск материалов и подготовка на собранном материале видеороликов, выпуск газет, электронных журналов являются насущными задачами эколого-этнографических экспедиций. Общение с местной природой, жителями- носителями традиционного народного искусства создают необходимый контекст для воспитания и развития современной молодежи.
Согласно ФГОС, организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и одной из форм организации свободного времени учащихся и позволяет рационально решать задачи воспитания и социализации детей. Данный проект поможет создать взаимосвязь практической и теоретической деятельности в течение учебного года: от экспедиции к внеурочным курсам «История и культура мордовского народа», «Краеведение», « Флора и фауна Большеберезниковского района», «Экология».
Механизм реализации проекта
В течение учебного года:
организация экскурсий в краеведческие музеи г. Саранска
создание и оформление экологического и этнографического уголков в школе;
В летний (каникулярный) период:
организация этнографических экспедиций по селам Большеберезниковского района;
организация экологических экспедиций в Симкинский парк устойчивого развития, в пойму реки Суры;
сбор материалов;
оформление материалов экспедиции;
участие в районной краеведческой конференции, российских и республиканских краеведческих конкурсах.
составление туристических маршрутов в пределах своего района.
Методика работы:
Запись голосов птиц, поведение животных в естественной среде производится с использованием аудио- или видеоаппаратуры. Для записи наблюдений на маршрутах используется полевой дневник, и диктофон. Качественная гербаризация производится с применением гербарных папок и пресса. Ориентирование в природной среде осуществляется при помощи компаса.
Отчётные документы:
Основным отчетным документом является полевой дневник. В нём фиксируются все действия, связанные с эколого-этнографической работой, тексты записей, полученных в ходе опроса, наблюдений в природе.
Содержание работы по реализации проекта
Эколого-этнографическая экспедиция должна пройти ряд ключевых этапов:
I. Теоретическая подготовка обучающихся: учебно-методическая подготовка к экспедициям начинается с ознакомления по печатным (а также, если есть таковые, по музейным и архивным) материалам с историей мест, где проводится экспедиция, с картиной его современного хозяйственно-экономического и культурного состояния.
С помощью учителей русского языка и литературы, учителей истории, географии, биологии обучающиеся должны получить ясное представление об особенностях природы, культуры Большеберезниковского района.
II. Собственно экспедиционная исследовательская работа включает следующие основные моменты:
1. Подготовительно – ознакомительная работа
а) Ознакомление с историей, природой, экономикой и культурой населённого пункта, (с. Шугурово, с. Симкино)
б) Выявление антропогенных изменений в природе. Впервые же дни экспедиции необходимо вступить в контакт с лесными инспекторами, экологами, которые могут оказать большую помощь в организации всей работы.
в) Составление карты-схемы населённого пункта, на которой указываются интересные объекты: холмы, овраги, рощи, кладбища, заброшенные постройки, объекты сакральной топографии (церкви, часовни, кресты, источники, камни и т.п.) и т.д.
2. Проведение записей фольклора
знакомство с исполнителями;
запись сведений о них;
аудио и видеозапись фольклорных произведений.
3. Расшифровка полевых записей.
Записанный материал должен быть расшифрован (перенесён с магнитофона, диктофона на бумагу) и переписан набело в этот же день. Главное требование при этом – абсолютная точность записи: не допускаются пропуски, изменения, дополнения текста;
III. Систематизация материала:
Обучающиеся под руководством учителей оформляют соответствующим образом записи экспедиции; готовят краткий отчёт о своей работе, в котором должна быть представлена количественная и качественная характеристика собранных материалов; заполняют учётные карточки; прилагают фото- и видеоматериалы.
Данный проект – представляет научно-познавательное направление в ФГОС, которое связано с развитием познавательных способностей, навыков, расширением и углублением предметных умений. Деятельность этого направления тесно связана Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, так в процессе активного участия в подобных экспедициях учащиеся приобретают опыт социального взаимодействия с людьми разных этнографических групп.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В качестве ожидаемых результатов по итогам проекта «Этнографические экспедиции – как форма внеурочной деятельности обучающихся», можно выделить следующие:
Проведение эколого-этнографических экспедиций, в которых школьники смогут поучаствовать в сборе материалов для газеты, научных журналов, книги о районе.
Популяризация природно-охранной деятельности, народных традиций мордовского народа через проведение силами участников экспедиций мастер – классов, выставок для представителей педагогического сообщества.
Проект призван привлечь школьников к процессу создания электронного журнала «А у нас в Присурье», материалы для которого будут собраны в процессе эколого-этнографических экспедиций. Во время создания электронного журнала дети вместе с учителями смогут поучаствовать в работе над теоретическим и иллюстративным материалом к журналу.
Кроме этого работа над проектом вовлечет школьников в издательский, иллюстраторский процесс, который может послужить профориентацией для возможного выбора будущей профессии.
Файл электронного журнала станет доступным для любого желающего познакомиться с результатами работы эколого-этнографической экспедиции.
Важным этапом экспедиции является конференция по итогам летней работы.
Она проводится в школе в последнюю субботу октября. В период летних каникул и в сентябре месяце приводятся в порядок все материалы, коллекции, печатается и оформляется фотоматериал, выпускаются газеты, оформляются выставки интересных находок, готовятся краткие научные сообщения. Это мероприятие проводится торжественно, приглашаются гости, СМИ, представители других школ, родители – участники экспедиции. Во время подготовки конференции и во время её проведения решаются важные образовательные задачи:
– ученики учатся обобщать материал, делать научный отчет;
– учатся выделять в содержании отчета главные, наиболее существенные идеи и концентрировать на них своё внимание;
– ученики учатся работать в группе, правильно распределять время, объем работы, высказывать предположения, проявлять оригинальность и изобретательность.
Решаются многие воспитательные задачи:
– создаётся “ситуация успеха” для многих ребят;
– присутствие в зале педагогов, родителей, именитых гостей повышает статус старшеклассника;












13PAGE 15


13PAGE 141115




15