Статья по психологии по итогам ГЭП-1 (городской экспериментальной площадки) по теме «Управление качеством взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях ДОУ» (МГПИ 2009-2012гг.): Юдин М.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛ


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
М.Г. Юдин Аспирант кафедры Нейро- и патопсихологии Института психологии Л.С. Выготского РГГУ, педагог-психолог ГОУ Д\с комбинированного вида №1851
Аннотация: в статье на основе анализа понятия «психологической культуры личности» в психолого-педагогической литературе поднимается вопрос о необходимости систематического психологического образования педагогов и разного рода, психотерапевтических практиках; разработки психологического инструментария для повышения общего «фона» психологической культуры педагогов. Ключевые слова: культура, психологическая культура общества, психологическая культура личности педагога, компоненты психологической культуры, общение, отношение к себе, другим и миру, открытость опыту, познание себя, систематическое психологическое образование.Актуальность исследования проблемы психологической культуры педагога обусловлена ведущей ролью этого психического образования в процессах жизнедеятельности человека, его общения, социальной адаптации, продуктивного личностного развития, педагогической деятельности. Кроме того, актуальность проблемы состоит в том, что подходы к организации педагогической деятельности не всегда совпадают с запросами общества и личности в области психологической культуры. В современном обществе созрело много проблем, связанных с педагогом, его жизнью, благополучием. К ним относятся нервно-психические расстройства, снижение генетического потенциала, культ потребительства в сочетании с духовным инфантилизмом, слабая потребность в саморазвитии, реформирование образования, введение инклюзии и т.д. Такое положение проблемы свидетельствует о низком уровне психологической культуры общества. И указывает на особенную актуальность повышения общего «фона» гуманитарной культуры общества и отдельной личности (включая психологическую культуру педагогов). А. Маслоу, Е. Миранте, Дж. Познер, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фром, К.Г. Юнг рассматривали отдельные составляющие психологической культуры в рамках гуманистической концепции. Непосредственно проблему психологической культуры в работах отечественных учёных обсуждают А.А. Бодалёв, В. Буров, О.И. Генисаретский, Л.Д. Дёмина, Е.А. Климов, Л.С. Колмогорова, Г.И. Марасанов, О.М. Мотков, Н.Н. Обозов, А.Б. Орлов, М.К. Тутушкина, и др. Исследования Е.Н. Гришиной, Т.Е. Егоровой, Е.Н. Кирьяновой, О.В. Пузиковой, Л.Т. Селезнёвой показывают, что психологическая культура личности руководителя – это уникальное образование, имеющее специфические черты, обусловленные контекстом профессиональной деятельности. О.М. Мотков, О.В. Пузикова, Л.Т. Селезнёва, М.К. Тутушкина видят в практиках изучения деловой психологической культуры ресурс дальнейшего развития общества. Однако названные работы преимущественно касаются анализа личности руководителя систем государственной службы и образования. Вопросы, касающиеся исследования психологической культуры педагогов, до сих пор мало изучены. Понятие «культура» относится к теоретическим конструктам, изучаемым несколькими научными дисциплинами, каждая из которых исследует и интерпретирует его различным образом. Культура – явление сложное, интегрирующее многие стороны человеческой деятельности и социального бытия. Существуют многочисленные (порядка 300) определения культуры, это результат реального многообразия ее проявлений: внедрённости фактически во все проявления социальной жизни, контекстности, многомерности и поли системности, а значит, и высокой степени значимости для социума. К. Юнг рассматривал часть психологической культуры человека, именуемую «бессознательным», как состоящую из двух компонентов: коллективного и индивидуального. «Коллективная психика обладает одними и теми же элементами и способами действия и, благодаря этому, образует психическую основу сверх личной природы. Частями личного бессознательного являются, главным образом, эмоционально выделенные комплексы, определяющие интимное содержание психической жизни» [15, С.249]. Психологическая культура является важным компонентом общей гармонии личности, такого ее широкого аспекта как общая культура жизнедеятельности, функционирования личности. При анализе содержания понятия «психологическая культура личности» можно встретить отождествление его у ряда авторов с понятием «психологическая культура человека». «Мы считаем, что термин «культура» относится, прежде всего, к человеку и «истинно человеческому» в человеке, личность всегда в той или иной мере, на том или ином уровне культурна. Личности вне культуры нет, и не может быть. Поэтому мы не будем вводить терминологические различия понятий «культура личности» и «культура человека» Л.С. Колмогорова [6, С.31]. А.А. Бодалев рассматривает психологическую культуру личности в контексте проблемы общения. Он считает, что для общения, основанного на принципах гуманизма, необходима психологическая культура, основные положения которой можно попытаться свести к трем элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию; адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние; выбирать по отношению к каждому из них такой способ общения, который, не расходясь с требованиями морали, и, будучи направлен на утверждение идеалов, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходится общаться. По определению М.К. Тутушкиной, психологическая культура – это забота о своем психологическом здоровье, умение выходить из психологических кризисов и помогать другим. М.К. Тутушкина выделяет в психологической культуре следующие основные компоненты: самопознание и самооценку, познание других людей и умение управлять своим поведением, эмоциями, общением. Н.Н. Обозов в понятие «психологическая культура» включает три компонента: 1) понимание и знание себя и других людей, 2) адекватная самооценка и оценка других людей, 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегулирование деятельности, регулирование отношений с другими людьми. Данные определения, на наш взгляд, очень сходны по содержанию. Карл Роджерс соотносит рост психологической культуры с возрастающей открытостью опыту, глубоким познанием себя, возрастающим стремлением жить настоящим, повышением доверия к своему организму, самоактуализацией, творчеством, доверием к человеческой природе. Таким образом, человек с развитой психологической культурой может жить более полноценно, с большей амплитудой чувств, так как он в глубине уверен сам в себе, как в надёжном оружии при встрече с жизнью. Роджерс пишет: «Я убежден, что процесс хорошей жизни не для малодушных. Он связан с расширением и ростом своих возможностей. Чтобы полностью опуститься в поток жизни, требуется мужество. Но больше всего в человеке захватывает то, что, будучи свободным, он выбирает в качестве хорошей жизни именно процесс становления» [13, С.246]. Е.А. Климов характеризует психологическую культуру, как «часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающую освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использование этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности» [5, С.12]. Таким образом, в этом определении дается характеристика «родового» понятия, без разделения общей и профессиональной психологической культуры. К.Г. Юнг обращает внимание на важность психологической культуры индивида. «Качества общества или государства ведут своё происхождение от конкретного психического состояния индивида, потому что основаны на индивидах и их организациях» [15, С.70]. В определении, данном Л. С. Колмогоровой, акцентируются такие компоненты этого понятия, как психологическая грамотность, приемы и способы саморегуляции: «Психологическая культура – составная часть общей культуры человека, являющаяся сложно структурированным образованием, позволяющая ему понимать внутренний мир человека, эффективно решать жизненные психологические проблемы, адаптироваться и самоопределяться в социуме, способствующая самореализации, саморазвитию, гармонизации внутреннего мира и отношений с окружающими, порождающая состояние внутреннего благополучия…» [6, С.37]. Наиболее интегрированное содержание феномена психологической культуры, на наш взгляд, отражает определение О.М. Моткова. Согласно его мнению, психологическая культура – составная часть общей культуры личности, представляющая собой достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, окружающим, природе и миру в целом) и являющаяся основой личностной гармонии. Данный перечень проявлений является целостной характеристикой и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. Данный уровень человек обеспечивает оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом. Анализ подходов к изучению сущности психологической культуры личности показывает множество различных определений психологической культуры и в зависимости от этого выделяемых компонентов. Для упорядочивания многообразия приведём свод компонентов психологической культуры в работах современных исследователей, подготовленный Т.В. Шубнициной [14, С.58] и дополненный нами М.Г. Юдин [16, С.23]: • М.К. Тутушкина: познание самого себя; познание другого человека; культура поведения и общения. • Н.Н. Обозов: понимание и знание себя и других людей; адекватная самооценка и оценка других людей; саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегулирование деятельности, регулирование отношений с другими людьми. • В.Г. Рындак: способность понимать других людей; умение адекватно эмоционально реагировать на психическое воздействие других людей. • А.Б. Орлов: убеждения; переживания; представление о самом себе (рефлексия); педагогические влияния. • Л.С. Колмогорова: психологическая грамотность; психологическая компетентность; рефлексия; ценностно-смысловой компонент; культуротворчество. • А.С. Зубра: психические процессы; психическое состояние; психические свойства; сенситивность; эмпатия; рефлексия. • О.В. Пузикова: когнитивный, аффективный, мотивационный. • Л.Т. Селезнёва: аксиологический; социальный; когнитивный; психологический; профессионально-технологический опыт. • Т.В. Шубницина: эмоционально-мотивационный; когнитивный; деятельностный. • К.М. Романов: когнитивный; практический; ценностно-смысловой. • О.М. Мотков: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошая психологическая саморегуляция; творческий подход к делу; умение познавать себя; умение реалистично оценивать свою личность. Представленное многообразие взглядов позволяет сделать вывод о том, что существует необходимость разделения понятий «общая психологическая культура» и «профессиональная психологическая культура». Об этом свидетельствует тот факт, что среди компонентов, относящихся к психологической культуре, встречаются и такие, как профессионально-технологический опыт (Л.Т. Селезнёва); культуротворчество (Л.С. Колмогорова); уровень делового общения, творческий подход к делу (О.М. Мотков). Л.С. Колмогорова прямо пишет об этом: «Психологическая культура человека может рассматриваться в контексте различных сфер жизнедеятельности (личной, профессиональной) с учётом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (врача, педагога, руководителя и т.д.), особенностями решаемых задач» [6, С.31]. В работе А.Б. Орлова [11] дается определение профессиональной психологической культуры педагога. Он считает, что подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (то есть не аутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических, по своей сути, практиках. Анализируя представленные выше исследования, мы посчитали целесообразным ориентироваться на следующие составляющие профессиональной психологической культуры: когнитивный, аффективный, мотивационный компоненты. Когнитивный компонент включает в себя кругозор, эрудицию, способность к обобщению и анализу информации, пространственное мышление, устойчивость мыслительной деятельности, гибкость мыслительных процессов, внимание. Аффективный компонент – это правила и нормы в сфере природы человека, общения, поведения. Наличие доступных проверке опытом представлений о процессах переживания, о межличностных и групповых процессах, коммуникативные и рефлексивные умения и навыки, саморегуляция, эмпатия, эмоциональная гибкость, устойчивость. Мотивационный компонент включает в себя стремления, убеждения, взгляды, позиции, выбор психологических ценностей и мотивов, включение их в жизнедеятельность, созидательная ориентация, сознательное отношение к се-бе, другим, миру. Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой изучению отдельных компонентов психологической культуры личности, предполагает сведение психологической культуры к профессиональной деятельности, формированию и совершенствованию определённых психических процессов, свойств, качеств, умений, которые влияют в целом на всю жизнедеятельность человека, в том числе, и на профессиональную. Также психологическая культура лежит в основе стремления человека к саморазвитию, к наращиванию профессиональной компетентности в её различных аспектах. Таким образом, мы приходим к необходимости психологического образования педагогов, которое может привести к качественным преобразованиям психики, отношений (к себе, другим, к миру), поведения. А полноценность психологической культуры педагогов может быть обеспечена в результате систематического психологического образования и, в разного рода психотерапевтических практиках. Так, например, разбираться в людях и их психологии помогут лекционные материалы по общей психологии, в частности, особенности темперамента, характерологические особенности, знание психотипов, возрастной психологии, психологии развития. Адекватно эмоционально откликаться на поведение и состояние других людей помогут групповые тренинги по тематике: «Управление конфликтом». Выбор способов общения с учётом индивидуальных особенностей оппонентов помогут тренинги общения и т.д. В частности, проведённый нами семинар-практикум для педагогов дошкольного образовательного учреждения в 2009-2010 уч.г. на базе государственного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №1851 «Управление конфликтом как повышение качества взаимодействия педагогов детей и родителей» по темам: «Психология конфликта», «Группа и конфликт», «Составляющие конфликта», «Стратегии поведения в конфликте» и др., привёл к снижению конфликтности в педагогическом коллективе со средне-высокого уровня до средне-низкого, а также способствовал сплочению педагогического коллектива. Семинар проходил на территории детского сада в течение 2 месяцев. Часто возникает вопрос о психологической защите специалиста во время профессиональной деятельности. В качестве примера приводим ряд приёмов эмоционально-образной защиты (см. приложение). Принятие во внимание основных форм проявления психологической культуры – регуляцию и организацию своих состояний, своих отношений с окружающими и миром – выводит нас на необходимость разработки психологического инструментария для повышения общего «фона» психологической культуры педагогов. Резюме: Психологическая культура представляет собой системное психологическое образование, включающее когнитивный, аффективный и мотивационный компоненты. Она характеризуется культурно-психологическими стремлениями: к самоактуализации, к конструктивному общению, к саморегуляции, к творчеству, к конструктивному и гармоничному ведению дел и, как следствие, к повышению профессиональной компетенции. Выделенные компоненты психологической культуры не существуют изолированно друг от друга, что обосновывает принцип системности. Поэтому, воздействуя на любой из компонентов, мы воздействуем на систему в целом. Среди многочисленных социокультурных факторов, детерминирующих психологическую культуру, психологическое образование является одним из наиболее значимых. Психологическая культура становится неотъемлемой частью культуры общества, поэтому педагогам необходим достаточно высокий её уровень. Формированию высокого уровня психологической культуры способствует систематическое психологическое образование с применением различных психотерапевтических практик и, желательно, внутри педагогического коллектива, непосредственно по месту профессиональной деятельности. В связи с тем, что деловая психологическая культура является ресурсом дальнейшего развития общества, предлагаем сделать постдипломное психологическое образование неотъемлемой, систематической частью педагогической профессиональной деятельности.
Литература 1. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. - 2001. - № 2. - С. 54-58 2. Буров В., Дулимова Ю., Куликовская А. Психологическая культура и образование в XXI веке // Высшее образование в России. - 2000.- № 2. -С. 8-13. 3. Генисаретский О.И. Проектность личностного роста. http:// www.procept.ru/publications/ (14 августа 2003). 4. Генисаретский О.И. Проектность личностного роста. http:// www.procept.ru/publications/ (14 августа 2003). 5. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 199с. 6. Колмогорова, Л.С. Возрастные возможности и особенности станов-ления психологической культуры учащихся: Дисс. … доктора психологических наук / Л.С. Колмогорова. – М, 2000. – 471 с. 7. Колмогорова Л.С., Каширский Д.В. Сравнительное изучение осо-бенностей становления психологической культуры старшеклассников и студентов-первокурсников. http://www.informika.ru/text/magaz/pedagog (10 сентября 2002) 8. Лифинцева, Н.И. Формирование психологической культуры учителя / Н.И. Лифинцева. – М.: Издательство МГУ. – Курск: Издательство КГПУ, 2003. - 204 с. 9. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности: Дисс. … канд. психологических наук / Н.А. Лужбина. – Барнаул, 2002. – 192 с. 10. Мотков О.И. Методика «Психологическая культура лично-сти». http://www.uroki.ru (14 августа 2003) 11. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготов¬ки учителя // Вопросы психологии. - 1988. - № 1. - С. 16-25 12. Пузикова, О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (на примере личности учителя): Дисс. … канд. психологических наук / О.В. Пузикова. – Хабаровск, 2003. – 210 с. 13. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Общая редакция Е.И. Исениной. – М.: ПРОГРЕСС. 2006. - 480 с. 14. Шубницына Т.В. Формирование психологической культуры студентов технических специальностей вуза Дисс. … канд. психологических наук / Т.В. Шубницына. – М.: 2004. – 177с. 15. Юнг К.Г. Божественный ребёнок: Аналитическая психология и воспитание: Сб. ОЛИМП – М.: 2003. – 400с. 16. Юдин М.Г. Влияние опыта управленческой деятельности на психологическую культуру руководителя. Дипломная работа /М.Г. Юдин – 2008.- 69с. Приложение. Приёмы эмоционально-образной защиты Прием №1. Представьте в своем воображении защитную стену, разделяющую вас и объект, провоцирующий возникновение у вас ненужной реакции. Чем ярче и реальнее представлена «защита», тем выше вероятность вашей спокойной реакции. Защитную стену целесообразно представлять толстой и прозрачной, высокой и широкой, с полной уверенностью, что ее нельзя ничем разрушить. Прием №2. Уменьшите в своем воображении объект раздражения или представьте, что Вы смотрите на него сверху. «Взгляд сверху» защитит и скроет при необходимости нежелательную эмоциональную реакцию. Прием №3.Представьте себя находящимся в прозрачной пирамиде с неразрушимыми, но пропускающими звук стенками. Работая с проблемным оппонентом, периодически, по мере интуитивно понимаемой Вами необходимости, обновляйте созданный образ, фиксируя его повторно в своем воображении. Пирамиду в своем воображении располагайте повыше за собой, над своей головой. При систематическом обновлении образа умозрительно представляйте, каким из этой пирамиды видится вам оппонент . Прием №4.
Представьте своего оппонента, находящимся на экране телевизора. Этот прием используется только при речевых стратегиях, когда Вы выслушиваете проблемного оппонента и защищаетесь от эмпатийного переноса. Прием №5. В необходимый момент самоорганизации, как можно четче представьте себе, как Вы выглядите как будто посмотрели на себя со стороны, например, в зеркало. Этот прием обеспечивает перевод в менее значимую эмоционально позицию, что позволяет избавиться от ненужной эмоции.