Проектная деятельность как одна из форм подготовки обучающихся к НПК, олимпиадам и учебным конкурсам


Проектная деятельность как одна из форм подготовки обучающихся к НПК, олимпиадам и учебным конкурсам
Начальное общее образование является важнейшей составляющей системы образования в целом. Образование, полученное в начальной школе, служит основой для последующего обучения.
Особенностью содержания новой школы является перенос акцента с позиций жёсткой установки формирования ЗУН, использования классно-урочной системы на позицию формирования средств и способов самостоятельного продвижения ученика в образовательном процессе.
Современное, стремительно меняющееся общество, сделало необходимым пересмотреть роль и значение исследовательского поведения в жизни каждого человека. В последнее время становится все более понятно, что навыки исследовательской работы необходимы не только тем, чья жизнедеятельность связана с научной работой, но и каждому индивидууму.
Происходящие в социуме изменения ставят ребенка перед проблемой поиска себя одновременно в разных видах деятельности и в разных типах социальных общностей. И именно школа должна обеспечить результативность этого поиска в нужном направлении, подсказать источники информации, направить мысль учеников для самостоятельного поиска. В результате чего ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат, т.е. не только самостоятельно добыть какие-либо знания, но и применить эти знания в практической жизни. Эти и другие задачи помогает решить в школе проектная деятельность. [1, с.3-4]
Не секрет, что детская потребность в исследованиях обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения ребенка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – важная и сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня теоретических знаний, умения реализовывать эти знания на практике, владения методиками исследования, наличия солидной научной библиотеки, но главное - желания углубленно работать с обучающимися в области тех или иных наук [4, с.5].  Ведь для любого учителя главное – не загубить на корню естественное стремление каждого ребенка к познанию всего нового и неизведанного, а поддержать его, развить уверенность в собственных силах. 
Работа над проектами в нашей школе начинается с первого класса (конечно, с большей помощью родителей) и продолжается на протяжении всего начального звена, плавно переходя на среднюю и старшую ступень обучения.
Тематика проектных работ, подготовленных учащимися, разнообразна и максимально учитывает их личностные интересы.
Начиная с самых первых уроков по обучению грамоте и письму дети совместно с родителями выполняют проектные работы на тему «Наша речь», «Алфавит», «Русская письменность»; «Животные наших лесов», «Обитатели водоемов» (по окружающему миру) и другие. Конечно, данные работы имеют не столько исследовательский, сколько информационный характер.
Интересно проходит защита проектов по теме «Русские народные сказки». Данная проектная работа – это театрализованное представление, которое обучающиеся 3х классов показывают для более младших учеников школы.
В настоящее время наиболее востребованными среди обучающихся нашей школы являются следующие виды проектов: монопредметный и межпредметный. В то время, как надпредметный проект встречается гораздо реже и только на старшей ступени обучения.
Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
 Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
 Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования. В прошлом учебном году Бронюк Алексей (рук. Жданова Н.Н.), задавшись вопросом: «Почему одно и то же произведение у разных переводчиков трактуется по-разному?», подготовил проектно-исследовательскую работу «Лексические трансформации как средство достижения эквивалентности при переводе» (на примере сказок О.Уальда). Данная работа затрагивает уже не только такие предметы, как русская и английская литература, но и имеет отношение к стилистике и интерпретации текста. Со своей работой Бронюк Алексей занял второй место на НПК «Исследуем. Находим. Применяем.»При выполнении любой проектной работы не стоит забывать о том, ради чего она была задумана. Т.е. в качестве цели творческой проектной деятельности выступает получение продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, имеющую личностную или общественную значимость. Возможными формами и жанрами продуктов проектной деятельности могут являться альбом, буклет, видеофильм или видео ролик, доклад, журнал, деловая игра, научная конференция, праздник, путеводитель или само путешествие, словарь, сборник стихов или рассказов, экскурсия. Всё это – только лишь небольшая часть того, что может выступать продуктом проектной деятельности.
Доброй традицией маленьких исследователей нашего образовательного учреждения стало участие в научно-практической конференции «Исследуем. Находим. Применяем», пятый год проводимой отделом образования администрации Лебедянского муниципального района.
Приятно отметить, что с каждым годом от нашей школы становится на только больше участников, но и победителей. В этом году из заявленных на участие 9 работ, победителями и лауреатами стали 5 учащихся, а именно: Пронин Руслан (руководитель Романова Т.И.), Петрыкин Павел (руководитель Исаева О.А.), Семиешкина Ульяна (руководитель Русакова В.И.), Кулагина Анна (руководитель Володина И.Н.), а также Дружинина Варвара, которая представляла 2 работы (по биологии (рук. Романова Т.И.) и русскому языку (рук. Полетаева И.В.), заняв I и II места соответственно.
Используя опыт проведения НПК, в 2013 году нами была проведена краеведческая конференция, посвященная 400-летию города Лебедянь «Малая моя Родина», в которой приняли участие учащиеся 2-4 классов. Для участия в конференции были заявлены 24 творческие работы исследовательского характера. Работы были представлены по трем направлениям: «Страницы прошлого листая…», «Лебедянь вчера и сегодня», «Литературное творчество». Работу конференции оценивало компетентное жюри, в состав которого вошли заведующая литературным отделом МБУ «Лебедянский краеведческий музей им. П.Н.Черменского» Высочкина Н.В., зам. директора по воспитательной работе школы Афанасова О.В., учителя краеведения и истории СОШ №2 Чернышова О.Н., Володина И.Н.
Несмотря на юный возраст участников конференции, все учащиеся серьёзно и творчески подошли к подготовке и защите своих проектов. Выступления участников сопровождались мультимедийными презентациями, видеороликами. Многими учащимися была проведена большая исследовательская работа. Наиболее яркими и содержательными жюри единогласно признало работы: «Древнее поселение» (Яковлев Иван, 4в класс), «Тяпкина гора» (Кузнецов Александр, 4а класс), «Из истории здания нашей школы» (Бессонов Андрей, 3б класс), «Город, в котором мы живем» (Кузив Артем, 3а класс), «Испанец с русской душой: Мануэль Арсе» (Чупахин Илья, 4б класс), «Православные святыни города Лебедянь» (Решетнева Ксения, 2а класс). За оригинальность и исследовательский подход была отмечена работа Афанасова Семена (3а класс) «История одного дома: ул. Сверлова, д.36».
Яркими моментами в работе краеведческой конференции стали авторские стихотворения учащихся 1х классов «Город мой любимый» (Овчинникова Алина, 1а класс), «Я люблю родной свой город…» (Красинская Светлана, 1а класс), «Старинный город Лебедянь» (Налеухин Иван, 1в класс), «Мы любим Лебедянь…» (Филатов Тимофей, 1а класс) и другие.
Наверное, область, касающаяся природоведения, биологии, экологии, краеведения является наиболее благоприятной для проведения исследовательских работ. Ведь неоднократно наши учащиеся становились победителями и призерами конференций эколого-биологического и краеведческого направлений различного уровня.
Так, традиционным стало участие наших воспитанников в региональной экологической конференции «Эко-БИ» в с. Баловнево. В прошлом учебном году победителями стали Пронин Руслан (уч. Романова Т.И.) и Калаева Карина с работой «Жизнедеятельность хомяка обыкновенного» (уч. Калаева Ю.С.).
В этом учебном году ученица 7 класса Косинова Мария (рук. Чернышова О.Н.) принимала участие в региональном этапе Всероссийского конкурса краеведческих исследовательских работ «Отечество» и стала дипломантом конкурса.
В октябре – ноябре текущего года ученик 11б класса Пономарев Павел стал призером Всероссийского конкурса по безопасности ДД «Дорожная радуга» (рук. Липатников Г.А.).
Наши учащиеся не только с удовольствием проводят исследовательские работы, но и размещают результаты своей работы в различных источниках. Так, в 2013 году ученики Первушиной Е.Б., Дубининой Г.В., Ждановой Н.Н. со своими исследовательскими работами приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе методических разработок «Я исследую мир». А работа Ласкеевой С. (11а класс) (рук. Липатников Г.А.) на тему: «Воздействие слабоалкогольных (энергетических) напитков как факт разрушения здоровья подросток» была опубликована в Международном сборнике высоких технологий «Фундаментально-прикладные исследования» (г. С-Петербург).
Подобное размещение работ учащихся способствует не только успешной социальной адаптации школьников, но и работает на авторитет нашего образовательного учреждения.
В заключении хочется отметить, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся приводит к стойкой учебной мотивации, созданию ситуации успеха, что подтверждается успешными  результатами участия  во Всероссийских предметных олимпиадах, учебных конкурсах,  муниципальном этапе предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. 
А интегрированный характер проектных работ (литература – иностранный язык, природоведение, краеведение, ОРКСЭ, история) усиливается и поддерживается применением новых информационных технологий.
А в подтверждение этого факта, вашему вниманию представляется видеоролик, подготовленный воспитанниками 4 класса с родителями, который был представлен как продукт проектно-исследовательской работы на краеведческой конференции «Моя малая Родина».