Проектная деятельность, как эффективное средство вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс.

1.Проектная деятельность, как эффективное средство вовлечения родителей в коррекционно-образовательный процесс.

МАДОУ «Детский сад №21»
г. Березники
Попова Н.П.
учитель-логопед выс. кв. категории

В настоящее время изменяется и совершенствуется система дошкольного образования, которая всегда выполняла важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам дошкольное учреждение должно выстраивать свою деятельность в тесном сотрудничестве с семьей.
2. Проблема речевого развития актуальна для родителей.По итогам анкетирования, проведенного в нашем учреждении выяснилось, что при общении с ребенком родители стараются говорить правильно, давая правильный образец речи (70% родителей)
57 % родителей не уделяют внимания проблемам речевого развития ребенка, 90% родителей не достаточно компетентны в вопросах формирования правильной речи детей и нуждаются в помощи специалиста, не имеют специальной литературы дома,
28% родителей не занимаются с ребенком.
Поэтому перед нами возникла проблема, каким образом, сделать родителей активными участниками и помощниками в коррекционно-образовательном процессе. Мы считаем, положительных результатов в решении этой проблемы можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и коррекционного обучения, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
3. Для решения данной проблемы определила цель:
Вовлечение семьи в единое коррекционно-образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой следующие задачи:
Активизировать и обогащать коррекционно-образовательные умения родителей.
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Традиционные методы работы не привлекают родителей, не располагают доверительным отношениям к педагогу. Современная педагогика рассматривает проектную деятельность как наиболее эффективную деятельность в организации совместной деятельности педагог-ребёнок-родитель.
4. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата.
5. Целью которой - объединение усилий учителя-логопеда и родителей в вопросах коррекционного обучения ребенка.
На сегодняшний день проектная деятельность получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Прежде всего, в ходе проектной деятельности логопед-ребёнок-родитель происходит:
- активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей (приобретенные знания помогут глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации)
- повышение психолого-педагогической культуры родителей
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Участниками проектной деятельности становятся родители, дети и учитель-логопед
6. Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах; консультант, материально-техническая поддержка и др.
Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования.
Этапы проектирования
Действия родителей
Деятельность детей


Подготовительный
Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки.
Планируют предстоящие дела и определяют средства.
Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.

Аналитический

Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам.
Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога.
Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения.
Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.

Основной
Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения и т.д).
Готовят сюрпризы и призы втайне от других.
Проводят совместные и индивидуальные репетиции.
Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях.

Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо.

Презентационный
В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности.
Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных.

Рефлексивный
Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз?
Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

Достигая поставленной цели мы учителя-логопеды нашего дошкольного учреждения разработали ряд проектов совместной деятельности учитель-логопед-ребёнок –родитель. Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.
7. Артикуляционная гимнастика для детей малопривлекательна, поэтому возникла необходимость решения данной проблемы посредством разработки проекта «Раз, два, три – тренируем, укрепляем, развиваем».
Данный проект предполагает содержание формирования подвижности и дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата, повышение интереса к выполнению артикуляционной гимнастики через использование нетрадиционных приёмов в домашних условиях. В реализации данного проекта приняли активное участие родители: помогли приобрести инструментарий, активно посещали все мероприятия (консультации, семинары-практикумы, утренние артикуляционные гимнастики). Завершающим этапом реализации проекта стал видеожурнал для родителей «Раз, два, три – тренируем, укрепляем, развиваем», который мы распространили среди родителей наших групп.
8. В рамках этого проекта мы создали методическое пособие «Школа тётушки Совы» Занимательные артикуляционные упражнения для воспитателей ДОУ, детей и их внимательных родителей.
9. Проект «Чудо-кубики», направлен на организацию коррекционной работы по формированию словаря и грамматических категорий. В частности была разработана тема «Овощи-фрукты»
10. Проект «Знакомство с городом» в стадии реализации, направлен на организацию работы по развитию связной речи старших дошкольников, при поддержки родителей

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование проектной деятельности дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Вовлечение родителей в жизнь ДОУ, их заинтересованное участие в коррекционно- развивающей среде важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это небходимо для развития их собственного ребёнка.
Список литературы:
1. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
2. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.: ил.
3. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
4. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
5. Л.Д. Морозова «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике». Издательство «Творческий центр Сфера » -Москва, 2010г