Сообщение на районной конференции работников образования


Развитие мотивации к обучению через информационные технологии.
В последнее время в связи с информатизацией образования пристальное внимание педагогов обращается на материальную базу педагогического процесса. Сегодня стало очевидным, что задачи модернизации российского образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование ИТ даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне.
При введении информационных технологий в процесс обучения большая роль отводится компьютерной технике. После появления компьютера в моём доме я стала активно использовать его при подготовке к урокам. Теперь я даже не мыслю придти на урок без какого-либо дидактического материала или наглядности, хотя я сама пишу плакатными перьями и фломастером могу написать любые тексты. На сегодняшний день у меня накопилось очень много дидактического материала по всем предметам. Очень хорошо помогают проводить мониторинг тесты разных видов. Не секрет, что применение индивидуальной дидактики упрощает работу учителя и даёт возможность увидеть проблемы учеников, во время помочь устранить пробелы в знаниях, провести тренировочные занятия (без них нам всё равно никак не обойтись). Такая работа очень нравится ребятам и даёт положительные результаты. А как они любят работать с тестами!
Сегодня у многих учеников дома есть компьютерная техника. Но ребёнок пока ещё мал и ему хочется делать то, что ему нравится. А нравится ему сегодня очень просто играть в компьютерные игры. Причём зачастую эти игры негативно влияют на его психику. Вот тут очень важно вмешаться учителю. Родители тоже используют компьютер для решения производственных проблем или для развлечения. А учитель может подсказать какие развлекательно-познавательные игры полезны ребёнку. Так я делала на протяжении первого класса. Особенно просила родителей, чтобы дети сами читали правила игры. И читали столько раз, пока не поймут. Это развивало навык чтения. Во втором классе я пошла дальше: стала просить родителей через интернет найти какую-либо информацию. Но при этом я настаивала, чтобы обязательно рядом сидел ребёнок. Я рекомендовала родителям находить нужный материал, предложить прочитать ребёнку частичку и сделать вывод, подходит ли это к данному заданию. Как радовались дети, когда приносили нужный материал в класс!
В этом году я поняла, что могу освоить возможности компьютера ещё больше. В школе есть медиапроектор. А ресурсы интернет неограничены. Предмет «Окружающий мир» как никакой другой нуждается в наглядных средствах. Пока я использую только программу Microsoft Power Point . Хотелось бы изучить её ещё глубже. А освоить её не сложно. Я несмело, но с желанием и с помощью создала презентации к нескольким урокам. Презентация для урока позволяет успешно реализовать проблемно-диалогическую технологию, поддерживая подводящий диалог. Она состоит из нескольких электронных плакатов, на каждом из которых имеется статичная иллюстрация с текстом и заданием, обеспечивающая определённый этап урока (создание проблемной ситуации, актуализации, открытие или применение нового задания). Это позволяет организовать диалог с классом таким образом, что задание появляется на одном плакате, а ответ, с которым дети могут сверить собственную версию, - на следующем плакате. Я пока не использую анимацию, потому что для детей это первые уроки, и они воспринимают их, как что-то необычное. Когда такие уроки буду проводить регулярно, обязательно научусь анимировать плакаты.
П о к а з урока.
Сейчас младшие школьники проявляют большое любопытство на появление в классе современной техники, на красочное представление нового материала. А дальше мне бы хотелось, чтобы учащиеся проявляли желание глубже разобраться в материале, понять изучаемое явление, повышалась их активность на уроках.
Структура уроков с использованием КТ похожа на структуру уроков других типов.
Введение. Мотивация. Актуализация имеющихся знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление знаний, первоначальное формирование умений.
Развитие и закрепление умений, формирование навыков.
Повторение материала, формирование целостных и системных представлений.
Обобщение и систематизация изученного: применение умений и навыков к решению познавательных и практических задач.
Проверка знаний, умений, навыков.
Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран, - это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным. В качестве примера можно рассмотреть три способа:
обычная иллюстрация (подобные слайды удачнее использовать в первом-втором классах, а дальше сводить к минимуму);
использование анимации в слайдах;
мультимедиа-панорама.
Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами(ППС).
По методическому назначению ППС могут быть:
компьютерные учебники;
программы-тренажёры (репетиторы);
контролирующие (тестовые оболочки);
информационно-справочные (энциклопедии);
имитационные;
моделирующие;
демонстрационные (слайд- или видеофильмы);
учебно-игровые.
При проведении урока с применением КТ мы хорошо должны знать, каковы цели, которых мы хотим достичь в результате проведения урока, какие задачи нам предстоит решать в ходе урока, какова мотивация класса к тому, чтобы нас слушали, в каких технических условиях мы будем проводить урок.
Степень интереса младших школьников к познанию зависит от меры их активного включения в познавательную деятельность, от продуктивности способов её реализации, от их отношения к достигнутому результату. С использованием средств информационных технологий создаются благоприятные условия для внесения большого разнообразия в учебную деятельность школьников на уроке, более рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.
К сожалению, мы не всегда свободно можем попасть в компьютерный класс. Но при желании всё возможно.

«Нач.шк. плюс до и после» №12-05 «Интернет ресурсы для учителя нач.кл.»
Районный семинар. Январь 2008г.