Технологическая карта урока по теме «Народные художественные промыслы и ремесла Югры».


Выполнила:
Черноусенко Светлана Станиславовна
преподаватель художественных дисциплин
МАО ДО «ДШИ им. А.В. Ливна»
Технологическая карта занятия «Введение в образовательную программу»
Образовательная программа: дополнительная комплексная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Мой край – Югра», региональный компонент.
Учебный предмет «Композиция прикладная».
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет
Тема занятия: «Народные художественные промыслы и ремесла Югры».
Цель занятия: Познакомить с художественными промыслами и ремёслами Югры.
Задачи:
Сформировать представление о народных художественных промыслах и ремеслах Югры.
Развить познавательную активность, художественно-творческий интерес к декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.
Обогатить словарный запас детей национальными названиями предметов быта, одежды, ремесел.
Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ханты и манси, к их творческому труду.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала
Ресурсы: Интерактивная доска, проектор, компьютер.
Этапы занятия Время,
мин Деятельность педагога Деятельность обучающихсяМетоды обучения Формы обучения Прогнозируемый результат Учебно – методическое обеспечение
Организационный момент
2 Организация начала занятия, создание
психологического настроя на учебную деятельность
и активизация внимания.
На доске висят изображения традиционных изделий хантов и манси.
В кабинете звучит традиционная музыка северных народов. Готовность к занятию
Словесный
Коллективная планирование учебного сотрудничества Формулиро-вание темы занятия, постановка цели
3 Сообщение темы, цели занятия постановка основных учебных задач и сообщение объема работы.
активизация познавательной деятельности обучающихся.
Тема: Народные художественные промыслы и ремёсла Югры. Формулирование или уточнение темы занятия
Осознание или постановка цели.
словесный, частично-поисковый…
Коллектив-ная, фронталь-ная. Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели
Поиск путей решения проблемы
Мультимедийная презентация «Народные промыслы хантов и манси».
Актуализация знаний
5 Создать условия длявозникновения у
учащихся внутреннейпотребности
включения в учебныйпроцесс.
-Организовать активный диалог.
Мы с вами сегодня, друзья дорогие.
Начнём про Сибирь интересный рассказ.
Нас ждут на пути и увалы большие,
И тайны шаманов, и предков наказ.
Узнаем немало о нашей Сибири
И станет нам ближе родная земля.
Мы вскоре узнаем, как жили здесь люди.
Чем славится наша родная Югра!
- Сегодня мы с вами побываем в гостях у народов – ханты и манси. Мы познакомимся с удивительным миром народного художественного творчества.
(Беседа о происхождении народов ханты и манси) Эмоционально-образный настрой на урок.
Словесный
Коллективная Мультимедийная презентация.
Вариации на темы хантыйских народных напевов.
Изучение нового материала
15 Объясняет новый материал.
Выдвигаем проблему.
Задаёт уточняющие, наводящие вопросы.
Организует обучающихся для исследования проблемной ситуации.
Уточняет понимание нового материала.
- Народные художественные промыслы и ремесла ХМАО - Югры тесно связаны с культурой народов, проживающих на территории округа - хантов и манси. Сама традиция ремесла корнями уходит вглубь веков и питается сакральным содержанием ритуалов, календарных праздников и обрядов. 
Словарь.
Народные художественные промыслы - производство художественных изделий.
Художественные ремёсла - изготовление изделий, сочетающих художественную и практическую функции.
План презентации:
Меховые изделия и обработка кожи.
Традиционный текстиль.
Художественная обработка дерева и кости.
Берестяные изделия.
Бисерные украшения.
Керамика и гончарное мастерство. Слушают педагога и воспринимают новый материал.
Взаимодействуют с педагогом во время беседы.
Решают поставленные педагогом проблемы.
По необходимости задают уточняющие вопросы.
Записывают новые понятия в словарь. словесный, частично-поисковый,
объяснительно-иллюстра-тивный, наглядный…
Коллектив-ная, фронталь-ная… Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.
Мультимедийная презентация.
Вариации на темы хантыйских народных напевов.
Образцы народного творчества хантов и манси (туески, игольницы, национальная одежда и др.)
Закрепление нового материала

10 Устанавливает первичное восприятие нового материала.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии
Подводит итог беседы.
Вопросы для обсуждения:
- Тобольская резьба по кости (Рассказ учителя, работа с изображениями).
- Рассмотрите рисунки и фотографии. Перечислите животных, кости которых использовали для резьбы.
- Какое животное вымерло?
- Какие предметы быта изготавливаю из бересты?
- С какими народными промыслами Югры вы познакомились? Взаимодействуют с педагогом во время опроса.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.
Репродуктивный
словесный, частично-поисковый, поисковый…
Коллектив-ная, фронталь-ная. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Мультимедийная презентация.
Рефлексия.
Подведение итогов. 5одведение итогов.анты и мансти,нсти,и"ем ты Организация подведения итогов занятия обучающимися.
Повторение выведенных определений (того нового, что узнали обучающиеся)
Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии.
Формулируют конечный результат своей работы на занятии.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.
Демонстрируют результат проделанной работы (что получилось, что не получилось и почему) словесный, частично-поисковый, наглядный,
иллюстра-тивный…
Коллектив-ная. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка.
Задание 2. Анализ занятия педагога дополнительного образования детей
Образовательная программа: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Лепка»
Тема: Лепка фигуры рыбака по мотивам тобольской резной кости.
Вид занятия: лепка по образу и подобию.
Тип занятия: комбинированный
В учебно-тематическом плане учебное занятие в 3 классе по теме: «Лепка фигуры рыбака по мотивам тобольской резной кости» относится к разделу «Сюжетная лепка». На изучение темы отводится 3 учебных занятия, каждое занятие состоит из 2 уроков продолжительностью 40 минут. На данном занятии обучающиеся знакомятся с историей возникновения косторезного промысла, с творчеством скульпторов косторезов. Осваивают метод лепки из целого куска.
Учебное занятие построено с применением информационно-коммуникативной технологии, что отвечает современным требованиям. Занятие соответствует тематическому плану на данное число, разработан и составлен план - конспект занятия, где отражены все его этапы. Занятие выдержано во временных рамках и в соответствии с методикой обучения.
Цель: Сформировать у обучающихся представление о творчестве тобольских скульпторов косторезов. Освоение приема лепки из целого куска пластического материала.
Задачи:
Образовательная:
Формирование умения выполнять объёмное изображение из целого куска пластического материала, передавая особенности формы и пропорций;
Развивающая:
Развитие навыков и умений в работе со стеками и глиной;
Развитие пространственного мышления.
Воспитывающая:
Воспитание уважения и интереса к творчеству народных мастеров, особенно мастеров родного края, бережного отношения к культурному наследию;
Для достижения цели урока и активизации познавательной активности обучающихся, был выбран комбинированный тип урока.
Данный тип урока позволяет решить сразу несколько дидактических задач:
активизация опорных знаний обучающихся;
изучение нового материала;
закрепление нового материала и применение его на практике для формирования необходимых умений и навыков;
На уроке были реализованы следующие принципы: наглядности, научности, доступности, связь с жизнью, принцип проблемного обучения. Структура урока построена таким образом, чтобы вызвать у детей интерес и необходимость приобретения новых знаний.
На занятии были реализованы следующие методы обучения: словесный, наглядный и практический.
Данные методы обучения способствуют созданию и поддержанию познавательного интереса и активности учащихся.
Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных задач, все этапы урока логически между собой взаимосвязаны. Объём материала занятия и сложность информации учтены с учебными возможностями детей, с имеющейся у них базой знаний и умений, восприимчивостью к информации.
Урок состоит из нескольких этапов:
Организационный момент:
Приветствие, подготовка к занятию, проверка материала необходимого для работы. Создание доброжелательной
рабочей атмосферы в классе. Формирование положительной мотивации к учебе.
Подготовка к основному этапу занятия:
Сообщение темы и цели урока. Постановка основных учебных задач и объема работы.
Для активации познавательной деятельности обучающихся, было предложено провести сравнительный анализ двух скульптурных работ. На данном этапе урока был использован словесный методов - дискуссия, т.к. это более эффективный метод для выработки учащимися своих коммуникативных компетенций.
На этапе изучения нового материала использованы методы иллюстрации и демонстрации (демонстрация презентации, показ шаблонов),  словесные методы (рассказ, беседа, диалог). Для поддержания работоспособности и лучшего усвоения материала чередуются формы и методы работы: учебно-познавательная деятельность учащихся организована с использованием наглядной и словесной передачи информации при помощи ИКТ. В ходе рассказа была продемонстрирована презентация «Тобольская резная кость» с включением видеоматериала.
Особая роль отводилась здоровьесбережению (с целью избежать переутомления и снять напряжение). Применение на занятиях физкультминутки обеспечивает отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
Так как до этого момента дети работали сидя, физкультминутка выполнялась стоя используя дыхательные и пальчиковые упражнения: «Буратино», «Дует ветер».
На выполнение практической работы отводится 15 минут.
Большое внимание уделено технике безопасности при работе с инструментами (стеками).
На первом этапе практическая работа носила репродуктивный характер.   Обучающиеся применяли по образцу, ранее   усвоенные знания и умения, закрепили основные приёмы лепки.  Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков, так как превращение умения в навык требует неоднократных действий по образцу. Использую схему на доске и наглядный показ преподавателя.
После закрепления материалы, приступили к выполнению практического задания. Наглядно показано поэтапное ведение работы, при освоении метода лепки из целого куска. Выполнение практической работы в материале, способствует закреплению полученных знаний, формированию умений и навыков и применение их на практике.
В конце занятия была проведена рефлексия. Подведение итогов прошло в форме общего просмотра и анализа выполненных работ. Данный метод подведения итогов занятия помогает проанализировать деятельность педагога и учащихся на занятии, стимулировать их интерес к дальнейшей деятельности.
За период занятия все обучающиеся справились с поставленными задачами и выполнили свои работы, самостоятельно. Некоторые учащиеся проявили индивидуальный, творческий подход к работе, украсив свои работы дополнительными декоративными элементами.
Завершение занятия.
Сообщение домашнего задания. Уборка рабочих мест.
Во время занятия преподаватель ясно и четко излагал учебный материал. Стиль взаимоотношений между учителем и учащихся, совместное творчество, сотрудничество. На занятии был создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Соблюдался педагогический такт. Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
Учитывались  физиологические и психологические особенности  детей. Были выдержаны гигиенические требования к уроку: температурный режим; освещение; предупреждение утомления и переутомления; чередование видов деятельности, своевременное проведение физкультминутки.
С целью эффективного восприятия материала и создания позитивно эмоционального настроя у обучающихся, преподаватель применил современные технические средства обучения. Так же были использованы различные формы учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, индивидуальная.
Учебное время на занятии использовалось эффективно, запланированный объем занятия выполнен, учащиеся успешно усвоили материал, усвоили алгоритм работы по данной  теме и умело применили его на практике.
Соблюдался педагогический такт. Доминировала атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.