Урок ИЗО в 6 классе НА ДНЕ МОРСКОМ


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Урусовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»

Учитель искусства
Родькина Н.Н.
2017 год
НА ДНЕ МОРСКОМ
Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисования животных; углубить знания о размерах, форме, цветовой окраске, пространственном положении тела животного; учить видеть общее и индивидуальное в строении тела животных (особенно родственных); повторить технику работы «по сухому», «по мокрому» (по смоченной или сухой бумаге); показать принцип работы с трафаретом; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину, аккуратность, коллективистские качества, экологическую культуру.
Оборудование: для учителя – учебные таблицы и пособия с изображениями рыб, обитателей морского (речного) дна, ракушек, водорослей, игрушки, сувениры, шаблоны, трафареты, книги по теме; для учеников – трафареты (по одному образцу), заготовленные учителем, акварель (лучше), гуашь, фломастеры, цветные карандаши (для прорисовок мелких деталей и «по сухому»), альбомы, баночки для воды, палитра.
Зрительный ряд: слайды, фотографии, иллюстрации из книг, рисунки методического фонда.
Литературный ряд: загадки, стихи, отрывки из литературных произведений.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
1. Беседа о животных.
Учитель. Отгадайте загадки об обитателях морского (речного) дна (4–5 по выбору учителя).
Снизу камень,
Сверху камень,
Четыре ноги
Да одна голова. (Черепаха.)
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха.)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбка.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбки.)
Крылья есть, да не летает,
Ног нет, да не догонишь. (Рыба.)
В воде – жива,
На суше – мертва. (Рыбка.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка.)
Теремок ползет,
На себе его везет
Хозяюшка богатая, рогатая. (Улитка.)
Вопросы к беседе:
Вспомните сказки, литературные произведения, мультфильмы, художественные фильмы, в которых действуют обитатели подводного царства.
Подводный мир многообразен, но мы нечасто можем туда заглянуть и увидеть его обитателей.
– Знаете ли вы, что умеют делать рыбы, звери, птицы, когда им угрожает опасность, враг, хищник? Да, они могут прятаться в каком-либо укрытии, в зарослях. А для некоторых из них природа придумала еще один замечательный способ «спрятаться». Кто скажет, какой? Это маскировка, по-научному «мимикрия», когда окраска шерсти, перьев, чешуи животного имеет окраску привычной ему окружающей среды и делает его незаметным.
У хамелеона и морской рыбы камбалы есть способность изменять окраску тела под изменяющуюся окружающую среду очень быстро.
– Рассмотрим иллюстративный материал (таблицы, фотографии, слайды, книги) по мимикрии.
– Теперь послушайте, как явление мимикрии описывается в загадках. Сложно ли вам будет их отгадать?
Не кора, не стебелек,
Это, дети, … (мотылек).
Прячась, цвет меняет он,
Ну, хитрец … (хамелеон).
Удивляется цветок:
«Что за новый лепесток?»
Кто так прячется? (Бабочка.)
2. Беседа о жанре анималистики.
– Что такое анималистика в творчестве художников и скульпторов?
– Что они изображают? (Картины, скульптуры о жизни птиц, животных, насекомых, иллюстрируют книги о природе.)
Учитель. Художники-анималисты хорошо сами знают повадки, образ жизни, внешний вид тех животных, которых изображают.
Вспомним основные этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы:
1) Анализ основных форм, частей тела.
2) Уточнение характерных движений.
3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.
4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).
5) Изучение среды обитания.
Изображение животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах, стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных – братьев наших меньших, живущих рядом с нами на планете Земля. Так родился и развивался анималистический жанр в изобразительном искусстве.
III. Деятельность учащихся под руководством учителя.
Учитель. Пофантазируйте, представьте себе, как бы могла замаскироваться рыбка-камбала. Теперь воображаемое изобразите в своем рисунке.
1) Учитель раздает трафареты силуэта рыбы из белой плотной бумаги или тонкого картона (тонкого пластика). Дети обводят 1–2 рыбы на листе. Рыбки могут плыть друг другу навстречу или друг за дружкой.

2) Придумываем окружение, детали: водоросли, камешки, других животных, песок и т. п.
Определяем цветовое решение.
3) Смачиваем водой лист (готовый карандашный рисунок) для работы «по мокрому». Сырую бумагу быстро и легко прокрашиваем цветом, подобранным на палитре (песок, вода, водоросли). «Разводы» и «расплывы» краски дадут эффект водной среды, ее мягкости и расплывчатости.
Рыбку тоже прописываем цветом, близким к фону, но цвет чуть отличается.
4) Подсохший рисунок прорисовываем способом «по сухому», но избегая толстых, грубых линий, обводок контуров. Мелким деталям придаем выразительность, проработанность.
5) Уточняем особенности внешнего вида (чешуя, плавники).

Учитель проводит анализ общих ошибок по мере их возникновения, индивидуальную работу с учащимися.
IV. Итог урока.
1. Экспресс-просмотр рисунков. Анализ удачных работ.
– Чьи работы удовлетворяют требованиям соблюдения пропорций достаточно крупных размеров деталей рисунка?
– У кого фон и рыба решены в сближенном цвете, нет белой бумаги (или очень мало, там, где необходимо)?
– Как работали над мелкими деталями (чешуя, глаза, плавники, водоросли и т. п.)?
– Назовите лучшие работы по выразительности, завершенности, аккуратности.
– Что общего у животных, птиц, рыб? (Есть голова, туловище, шея, тело «одето» – покрыто шерстью, чешуей, перьями, имеются конечности, у рыб эту роль выполняют плавники.)
2. Уборка рабочих мест.