Конспект занятия в старшей группе На морском дне


Технологическая карта организованной учебной деятельности
в старшей группе Тема: «На морском дне»
Образовательные области: Коммуникация, Познание, Творчество
Разделы: Развитие речи, ФЭМП, Основы экологии, Лепка
Цели: закрепить умения детей составлять описательный рассказ о транспорте, используя символы (ТРИЗ); развивать связную речь ; активизировать использование прилагательных; закреплять навык согласования прилагательных с существительных; уметь отстаивать свою точку зрения.
Закрепить знания о цифрах в пределах «9»; умение соотносить цифру и количество предметов.
Упражнять в различении морских и речных обитателей; знать об условиях их жизни; уточнить знания о некоторых рыбах озер и рек Казахстана: щука, карась, сом. Закреплять умения проводить элементарные опыты с водой, делать выводы. Формировать элементарные экологические знания об охране водоемов.
Закрепить знания детей о технике лепки - пластилинография; учить самостоятельно, отбирать выразительные средства и способы для изображения рыбки в этой технике. Развивать творческую активность.
Формировать умения выслушивать других детей при обсуждении проблемы; развивать познавательный интерес к миру природы.
Полингвальный компонент: алтын балық – золотая рыбка - goldfish, көлік – машина -machine, бір – one- один,екі – two-два, үш –three -три, төрт – four - четыре, бес – five -пять, алты – six - шесть, жеті – seven - семь,сегіз –eight- восемь, тоғыз – nine девять, мархабат – пожалуйста – please, Сәлеметсіздер ме! – Здравствуйте!- hello.
Дидактическое обеспечение: мультимедиа, музыка «Плеск моря», сундук, карты – схемы «Транспорт», мелкие карточки, письмо, раздаточный материал – математические карточки на каждого ребенка, простые карандаши, карточки с изображением морских животных и речных рыб, пластилин, салфетки, для проведения опыта на каждого ребенка: стаканчик с водой, соломинки для коктейля, пипетки.
Предварительная работа: просмотр видеофильма «Море и его обитатели», беседы о значении воды для всего живого; проведение опытов с водой; работа по карте «Путешествие Капитошки»; работа с символами, знакомство с техникой – пластилинография, выполнение работ в этой технике.
Этапы деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно - побудительный -Ребята, сейчас мы с вами поиграем: изобразите, пожалуйста, весёлую лягушку, сердитую акулу, испуганную рыбку, быстрого морского конька.
-Скажите, пожалуйста, где живут эти животные?
Несмотря, на то, что у нас за окном зима, я предлагаю вам отправиться в путешествие в подводное царство. Там где – то пираты спрятали клад, я об этом прочла в газете. Вы согласны отправиться на его поиски?
Тогда, предлагаю вам надеть волшебные водолазные костюмы и маски, они помогут дышать под водой. Возьмите друг друга крепко за руки. Делаем глубокий вдох, ныряем.
(на доске слайд – шоу «Морское дно», звучит музыка)
Дети выполняют задание, с помощью жестов и мимики изображают животных.
-В море, в реке, в океан, подводном царстве.
-Да!!!
Слушают рассказ педагога.
Дети выполняют действия – надевают невидимые водолазные костюмы, «погружаются в воду»
Организационно - побудительный -Ребята, смотрите, что это? (Обращаю внимание детей на сундук)
- Наверно там что-то лежит, а может быть клад здесь? Давайте откроем его. (схема выполнения заданий?)
Здесь лежат карты и письмо. Прочтём:
«Вы сможете найти клад, если справитесь со всеми заданиями морских обитателей. Вот первое. Помогите мне создать такой вид транспорта, на котором я бы мог быстро передвигаться в глубинах морских и следить за порядком. Морской царь».
А помогут нам в этом эти карточки.
Д/игра «Создай транспорт» (ТРИЗ)
-А следующее задание от акулы Каракулы «Морские камешки» (рабочая тетрадь «Хочу все знать» карта №7)
На доске идет проекция: золотая рыбка в движении.
-Ой, какое чудо, взгляните, ведь это рыбка золотая, как она красиво двигается, хотите попробовать также? Становитесь, потанцуем на дне морском.
Физминутка «Золотая рыбка»
-Ребята, мы с вами сейчас потанцевали и чаще стали дышать. А чем же мы дышим? А чем же дышат рыбы? А как доказать, что в воде тоже есть воздух?
-Пройдите в подводную лабораторию, для проведения опытов.
-А если вода сильно загрязнена, что происходит? Капните в стакан с водой немного масла. Что происходит? Как вы думаете, будет ли теперь воздух проникать в воду? И что произойдет с морскими животными?
Вот как важно беречь наши моря и океаны от загрязнения.
-Взгляните, ребята, плывет какой – то контейнер, что же в нем?
Д/и «Морские и речные обитатели»
Назовите рыб и животных, которые здесь оказались. Все ли верно? А смогут ли речные рыбы здесь в море жить? Почему?
Значит, их нужно спасти? Но как?
-Вы молодцы, я горжусь вами!
-Мне очень хочется, ребята, чтобы мы с вами нашли клад, благополучно вернулись на землю и вообще, чтобы все ваши желания, если они добрые, исполнялись. Поэтому предлагаю каждому из вас закончить работу по изготовлению золотой рыбки из пластилина.
А для этого разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Рыбки пляшут в синем море,
Хорошо им на просторе
Крабы клешни расставляют
И щипают, и щипают.
Оказываю помощь детям, которые затрудняются.
Возьмите свои работы, они нам обязательно пригодятся.
-Все задания мы выполнили, я думаю, заслужили клад. Откройте вот этот сундучок.
Раздаю золотые монетки.
-Ну, а теперь произнесите вместе со мной волшебные слова:
1,2,3,
Рыбка, золотая нас на землю перенеси.
-Это сундук!
Дети открывают сундук, достают символы: «Способ передвижения», «Материал», «Звук»
Дети внимательно слушают содержимое письма.
Дети предлагают вариант передвижения этого транспорта, материал, из которого его можно создать и звук, который будет издавать эта машина. Подводят итог.
Дети на карточках выполняют задание: рисуют морские камешки в соответствии с заявленной цифрой. Рассказывают о результате.
Дети рассматривают рыбку, становятся лицом к доске и выполняют танцевальные движения вместе с педагогом.
-Мы дышим воздухом.
-Тоже воздухом, который растворен в воде.
-Провести опыт.
Дети проходят в «лабораторию» для опытов.
1 Дуют в стакан с водой через соломинку.
Делают вывод: поднимаются пузыри – это и есть воздух.
-Образуется пленка.
-Если пленка не толстая, то будет воздух проникать, но с трудом.
- Морские животные могут задохнуться.
Дети открывают и достают карточки с изображением морских и речных обитателей.
Дети классифицируют морские обитатели и речные.
-Речные рыбы в море жить не смогут, т.к. вода соленая, а они живут в пресной.
Дети предлагают варианты спасения.
Опускаем картинки с речными рыбами в аквариум, чтобы по возвращению отпустить в реку.
Слушают педагога, проходят к столу, где разложено все оборудование для лепки.
Играют пальчиками.
Движения кистями рук вправо и влево.
Пальцами изображают клешни.
Приступают к изготовлению золотых рыбок в технике пластилинография.
Дети открывают сундук, там «золотые» монетки – шоколад.
Дети произносят слова, звучит музыка.
Рефлексивно - коррегирующий -Понравилось ли вам путешествие на дно морское? Что особенно вам запомнилось?
Дети делятся впечатлениями.
Воспроизводят:
- практические способы работы с разными материалами: индивидуальные карточки, карты – схемы, опыты с водой, пластилин.
Понимают:
- взаимосвязь всего живого на земле; значение воды; как можно оказать помощь морским обитателям; словесные инструкции педагога.
Применяют:
- соотнесение количества предметов с заданной цифрой;
- составляют описательный рассказ с опорой на символы;
- практические навыки самостоятельного проведения опытов;
- навыки работы с раздаточным материалом;
- технические навыки в работе с пластилином.
48196528003500